Управления созданием интеллектуальной продукции
Исторически на предприятиях Советского Союза, а позднее и на предприятиях России, не создавалось четко выраженной системы управления созданием ИП, это понятие было размыто. Однако на промышленных предприятиях, как правило, в структуре были подразделения: изобретательства и рационализации, информации, технический отдел, проектно-конструкторский, новой техники, капитального строительства, цех автоматизации и механизации, центральная заводская лаборатория. Эти подразделения выполняли те или иные функции по созданию, разработке и использованию ИП. Функции учета выполняла бухгалтерия. Оценка, инвентаризация, аудит и коммерциализация выполнялась только при необходимости. Стратегическую и инновационную политику разрабатывали централизованно. Вся научно-техническая деятельность НИР НИОКР планировалась Государственными органами. В 90-х годах прошлого столетия эта система сломалась.
Базой для создания новой системы управления созданием и использованием ИП послужила:
– сохранившийся на предприятиях некоторый опыт и остатки отжившей системы;
– опыт зарубежных стран;
– опыт и остатки Государственной системы планирования, регулирования и поддержки науки и предприятий выполняющих НИОКР;
– сохранившееся в несколько модернизированном виде Государственное патентное ведомство;
– обновленная нормативно-правовая база охраны прав авторов и собственников ИП.
Новая внутрифирменная система управления созданием ИП включает в себя:
– структурное подразделение – отдел ИП;
– современную нормативно-правовую базу;
– комплект внутрифирменных нормативных документов (положений определяющих «правила игры»).
Отдел ИП организует внутрифирменную работу по созданию и правовой охране ИП и осуществляет внешние связи с Государственным патентным ведомством представляя интересы организации и авторов. Все права и обязанности отдела ИП закреплены положением «об отделе ИП» и должностными инструкциями сотрудников.
Перед отделом стоят следующие задачи:
– получение достоверной информации по всем приоритетным и проблемным направлениям деятельности предприятия;
– диагностика и анализ всей вновь полученной информации с целью выявления проблем, формирования задач, активизации работы по поиску идей (предложений) решения возникших проблем, задач (формируется перечень проблем, задач и всеми доступными средствами коллектив привлекается к творческой работе по их решению);
– регистрация всех предложений (идей) направленных на решение поставленных задач, а также предложений созданных по личной инициативе сотрудников;
– предварительная экспертиза (оценка) всех поступающих предложений (идей) сотрудниками отдела (патентоведами) по критериям целесообразности, полезности и применимости в интересах организации;
– поступившие предложения распределяются по назначению: организационные, коммерческо-финансовые, технические и технологические, затем они направляются на заключение соответствующим специалистам организации;
– предложения, получившие оценку потенциально полезных (значимых) подвергаются более глубокой экспертизе, на этом этапе часть предложений регистрируется в качестве рационализаторских предложений, по другим принимается решение подготовить материалы для отправки заявки на выдачу патента (свидетельства), некоторым предложениям может быть определен статус «коммерческая тайна» или «ноу-хау»;
– дальнейшая задача отдела обеспечить получение правоохранных документов для авторов и для организации, как патентообладателя, регистрация рацпредложений, «ноу-хау» подтверждается внутрифирменным свидетельством;
– отдел постоянно работает с авторами, специалистами и службами по использованию ИП и получению авторами поощрительных и авторских вознаграждений для чего составляется и подписывается организацией и авторами соответствующее соглашение;
– одной из основных задач отдела является создание и постоянное совершенствование внутрифирменной нормативной базы, контроль за обновлением нормативно-правовой документации РФ и наращиванием патентно-информационного фонда.
Внутрифирменная нормативная база должна содержать следующие положения:
– положение «О мониторинге конкурентоспособности организации»;
– положение «О создании интеллектуальной продукции»;
– положение «О правовой охране объектов интеллектуальной собственности»;
– положение «О стимулировании создателей интеллектуальной продукции»;
– положение «Об использовании интеллектуальной продукции»;
– положение «Об определении эффективности и дохода от использования интеллектуальной продукции и его распределении»;
– положение «О мониторинге коммерциализации интеллектуальной продукции»;
– положение «Об оценке объектов интеллектуальной собственности, интеллектуальных активов и их коммерческого потенциала»;
– положение «О реестрах, учете интеллектуальной продукции.
Основным звеном внутрифирменной нормативной базы является положение «О создании интеллектуальной продукции», которое предусматривает порядок выполнения следующих работ:
1. Проводить ежегодно плановую инвентаризацию и аудит во всех подразделениях организации с целью выявления в проблемных и приоритетных направлениях проблем и задач, подлежащих решению.
2. В сфере интересов организации получать и анализировать информацию о конкурентах, о достижениях в отрасли и на мировом уровне.
3. На основе полученной информации создавать и обновлять портфель проблем, задач.
4. Активизировать творческую (интеллектуальную) деятельность коллектива по поиску идей (решений) сформулированных проблем, задач (содержимое портфеля) и выявленных сотрудниками по личной инициативе.
5. На основе полученных результатов по п. 4, формировать и пополнять портфель идей (предложений), практически это значит, что все поступающие предложения регистрируются в специальном журнале, на каждого автора заводится личная карточка, в которой регистрация предложения дублируется, затем в этих документах делаются записи о результатах рассмотрения предложений и их продвижении.
6. Все поступающие предложения подвергаются первичной экспертизе сотрудниками отдела ИП на предмет значимости (полезности) для организации, затем предложения признанные полезными оцениваются на предмет потенциального правового статуса:
– предложения, потенциально охраноспособные;
– предложения, подпадающие под статус «ноу-хау»;
– предложения, требующие режима «коммерческая тайна»;
– рационализаторские предложения;
– предложения не представляющие интереса для организации.
7. По потенциально охраноспособным предложениям проводится экспертиза на предмет целесообразности подачи заявки на выдачу патента на имя организации.
8. По предложениям с потенциальным статусом «ноу-хау» и «коммерческая тайна» определяется целесообразность установления этого статуса при положительном решении такой статус, соответствующий режим ораны и защиты устанавливаются на основе внутрифирменного положения.
9. Рационализаторские предложения направляются на экспертизу заинтересованным специалистам на предмет их разработки и использования.
10. Рассмотрение и выдача заключения должны быть сделаны в определенный срок от даты регистрации предложения.
11. По предложениям, отобранным для подачи заявок на выдачу патентов, оформляется соответствующий комплект документов и направляется в патентное ведомство РФ.
12. Предложения со статусом «ноу-хау» могут быть использованы в собственном производстве либо коммерциализированы.
13. По рацпредложениям составляется график работ по их разработке, испытаниям и промышленному использованию.
14. Прохождение экспертизы в патентном ведомстве контролируется отделом ИП и ведется необходимая переписка от имени организации.
15. С авторами принятых к использованию предложений (идей) в том числе предложений по которым поданы заявки на выдачу патентов заключаются соглашения об условиях использования и выплате поощрительного и авторского вознаграждений.
16. При получении положительного решения о выдаче патента решаются вопросы патентования в зарубежных странах и коммерциализации патента.
Итак, нормативно-правовая база организации, регламентирующая управление, создание и использование интеллектуальной продукции базируется на основополагающих законах Российской Федерации, которые, в свою очередь, базируется на международных нормативных актах. Таким образом, выстраивается правовая иерархическая вертикаль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие организаций происходит путем освоения разнообразных инноваций. Эти инновации могут затрагивать все сферы деятельности организации. Однако любые достаточно серьезные инновации в одной сфере деятельности организации, как правило, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки организационных структур менеджмента.
Творчеством являются любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Эти изменения могут быть известны и проведены в других компаниях, но для тех организаций, в которых они ещё не освоены, их внедрение является новым делом и может принести к немалым трудностям, так как организации обладают различной восприимчивостью к инновациям. Их инновационный потенциал существенно зависит от параметров организационных структур менеджмента, профессионально-квалификационного состава, промышленно-производственного персонала, внешних условий хозяйственной деятельности и других факторов.
Творческая деятельность находится, с одной стороны, в противоречии со всем консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны, – нацелена, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение технико-экономической эффективности деятельности организации. Творческая деятельность – элементарная составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Но она является равным образом сочетанием рациональности и иррациональности. Творчество служит двигателем инновации, оно является «первичным ресурсом» предпринимательства при рыночной экономике.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глухов, В.В. Экономика знаний: учебное пособие / В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина. – СПб.: «Питер», 2003. – 528 с.: ил.
2. Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – изд. 2-е, переработ. и доп. – М., ЦИСН, 2003. – 512 с.
3. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации: учебное пособие / под ред. д.э.н. проф. А.Л. Гапоненко, д.э.н Т.М. Орловой. – М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2003. – 184 с.
4. Лафта, Д.К. Теория организации: учебное пособие. / Д.К. Лафта. – М.: Экономистъ, 2007. – 230 с.
5. Беляцкий, Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: учебное пособие / Н.П. Беляцкий. – Мн.: Новое знание, 2001. – 320 с.
6. Букович, У. Управление знаниями: руководство к действию: пер. с англ. / У. Букович, Р. Уильямс. – М.: ИНФРА-М, 2002.
7. Молден, Д. Психотехнология НЛП для владения собой и управления другими. Как использовать мощь методов НЛП достичь финансового процветания / Д. Молден. – М., Центр НЛП-тренинга, 2000. – 247 с.
8. Зинов, В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие / В.Г. Зинов. – М.: Дело, 2003. – 512 с.
9. Исследование операций в экономике: учебное пособие для вузов / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; под. ред. проф. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 407 с.
10. Программа Microsoft Project 2007, разработчик – Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation.), 1990–2007.
11. Дженстер, П. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей: пер. с англ. / П. Дженстер, Д. Хасси. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 368 с.: ил.
12. Аудит: учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с.
13. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 215 с.
14. СТО ЮУрГУ 21–2008 Стандарт организации. Система управления качеством образовательных процессов. Курсовая и выпускная квалификационная работа. Требования к содержанию и оформлению / составители: Т.И. Парубочая, Н.В. Сырейщикова, А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 55 с.
15. Лукичева, Л.И. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев. – М.: ООО «Омега-Л», 2004. – 192 с.
16. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003. – 528 с.
17. Яковец, Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2004. – 444 с.
18. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – 2-е издание. – М.: ЗАО Бизнес Школа «Интел-Синтез», 2000. – 624 с.
19. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов – СПб.: «Питер», 2001. – 304 с.
20. Инновационный менеджмент: справочное пособие / под редакцией П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – изд. 2-е переработанное и дополненное. – М.: Центр исследований и статистики, 1998. – 568 с.
21. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – 2-е здание доп.. – Новосибирск. Наук.Сиб. отделение, 1991. – 225 с.
22. Баркер, А. Алхимия инноваций (пер. с англ. А.Р. Ханукаева) / А. Баркер. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 224 с.
23. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
24. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г., 2 февраля 2006 г.).
25. Соловьев, Э.Я. Коммерческая тайна и её защита / Э.Я. Соловьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2002. – 128 с.
26. Топузов Н.К., Щелконогов А.Е. Автоматизация сетевых методов планирования и управления на основе программы Microsoft Project: Учебное пособие по лабораторной работе. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 34 c.
27. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями от 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.).