Тема 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

65 (07)

К79

Тема 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ - student2.ru И.Ф. Хайдуков , Н.К. Топузов, Н.С. Столярова,

А.Е. Щелконогов

КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Конспект лекций

Челябинск

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра антикризисного управления

65 (07)

К79

 
  Тема 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ - student2.ru

И.Ф. Хайдуков , Н.К. Топузов, Н.С. Столярова,

А.Е. Щелконогов

КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Конспект лекций

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

Тема 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ - student2.ru 2011

УДК 651.012.3 (075.8)

ББК Ю959.18.я7 + Ч215.2.я7 + Х404.3.я7

К79

Одобрено учебно-методической комиссией

международного факультета.

Рецензенты: д.э.н., проф. Лаврентьева И.В.,

к.э.н., доц. Савченко Т.Ю.

Тема 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ - student2.ru

  К79 Креативный менеджмент: конспект лекций / И.Ф. Хайдуков , Н.К. Топузов, Н.С. Столярова, А.Е. Щелконогов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – 139 c.

В конспекте лекций представлены методические подходы к организации творческой деятельности в системе управления бизнеса, рассмотрены особенности активизации интеллектуальной деятельности в креативном менеджменте для создания и развития интеллектуального капитала и трансформации интеллектуальных активов в инновационные решения.

Подробно представлены методические приёмы к организации коллективного творчества персонала на основе технологии управления проектной деятельностью, методов поиска, генерации и отбора идей, перевода интеллектуальных решений в коммерческие проекты и продукты.

Для студентов управленческих специальностей вузов, а также преподавателей и специалистов, занимающихся решением задач по управлению интеллектуальной деятельностью. Отпечатано с авторского оригинала.

УДК 651.012.3 (075.8)

ББК Ю959.18.я7 + Ч215.2.я7 + Х404.3.я7

Тема 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ - student2.ru © Издательский центр ЮУрГУ, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Творчество–это деятельность, в результате которой рождаются новшества, её называют озарением, прозрением, но в жизни – кропотливый целенаправленный труд по поиску идей, решения конкретных задач (даже если итогом творчества является художественное произведение или сыгранная роль). Дисциплина «Креативный менеджмент» рассматривает направления технического и управленческого творчества. На творчество, как явление, существуют различные взгляды:

– творчество связывают с чем-то «особенным», с даром, которым владеют немногие, избранные;

– создатели теорий и специалисты по различным тренингам, убеждают, что творить может каждый, что творчеству можно научиться, что творчество – работа, которую, как и любую работу, одни выполняют лучше (профессионально), другие – хуже (дилетантски);

– для некоторых творчество – это таинство и волшебство, неподдающееся анализу, что его трудно оценить какими-либо показателями, критериями;

– творчество часто связывают с мышлением или решением задач путём создания (рождения) идей, а не поиска их путём анализа банка знаний информации, объективных законов развития систем, энергетических полей и наработанных приёмов и методов (в этом случае утверждается: «творчество – это то, что у нас в голове»);

– творчество, как форма мышления часто противопоставляется «здравому рассудку или логике».

Творить – значит найти, увидеть что-то необычное, исключительное, «вырваться из плена логики», совершить прорыв сквозь тривиальное «нормальное» мышление.

Целью креативного менеджмента является исследование системного подхода к активизации творческой деятельности в элементах производственных отношений.

Для достижения цели необходимо:

– сформировать у студентов целостный взгляд на природу творческой деятельности;

– изучить мотивы творчества, переход к коллективной мотивации и инновационной активности;

– рассмотреть корпоративную культуру, как необходимый элемент в творческой деятельности;

– изучить методы и методики формирования интеллектуального капитала организации;

– представить алгоритм коммерциализации идей в проектные решения;

– рассмотреть правовую основу защиты интеллектуальной собственности.

Очевидно одно, что творчество, как явление, мало изучено, мало формализовано, следовательно, в чём-то просматривается правота всех выше приведенных утверждений и определений. Новшества, как продукт творчества – это нечто новое, созданное (сотворённое) впервые, порой в целом, а иногда лишь в некоторых деталях, признаках. Появление новшества решает задачу, устраняет проблему, открывает новую страницу знаний. Наша задача, как менеджеров, – научиться управлять процессом создания новшеств, а не процессом абстрактного творчества.

Обучение персонала.

Явные знания – это знания, которыми люди могут свободно обмениваться с помощью слов и других способов общения. Знания являются осознанными, если человеку, обладателю знаний известно, что они у него есть, и он может ими распорядиться. Знания являются неосознанными, если человек неосознанно использует свои знания в процессе трудовой деятельности и не может ими распорядиться другим образом.

Организация (менеджмент) с целью обучения персонала может организовать систему обмена знаниями. Если знания явные, то затруднений с организацией обмена знаниями нет. Если знания неявные, то требуются специальные приёмы по изучению неявных знаний и превращению их в явные. Примерами таких приёмов могут быть пооперационный хронометраж, наблюдение, набор статистических данных и их обработка, анкетирование сотрудников. Передача скрытых знаний от одних сотрудников другим организуется такими приёмами как наставничество, школы передового опыта и другое индивидуальное обучение. Система обучения персонала может включать профессиональную переподготовку, получение дополнительного образования, повышение квалификации, краткосрочные курсы, консалтинговые семинары, получение образования через различные системы обучения в школах мастерства, а также через систему аттестации научных кадров (кандидаты наук, доктора наук) и другие способы обучения.

Пример. Требования к выпускнику вуза сводятся к следующему:

– уметь на научной основе организовать свой труд;

– владеть знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учётом технических, финансовых и человеческих факторов;

– уметь использовать различные методы решения задач по определению оптимальных соотношений параметров различных систем;

– уметь приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии;

– уметь ставить цель и формулировать задачи;

– уметь на основе системного подхода строить и использовать модели для исследования и/или прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

– уметь работать в коллективе, организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требованиях.

Требования к менеджеру вырабатываются на основе полученных глубоких специальных знаний в процессе обучения, при этом менеджер должен обладать следующими личными и деловыми качествами: решительность, настойчивость, убеждённость, интеллект (интуиция, креативность), гуманизм, нравственность (мораль, этика).

Отличительные качества успешного менеджера – это его коммуникабельность, предприимчивость, лидерство. Квалифицированный менеджер должен владеть мастерством точного своевременного выявления проблем функционирования организации, а ещё более важно умением управленческими решениями не допустить проблем (сбоя в системе управления), быть антикризисным управленцем с креативным мышлением, обладать интеллектом, багажом знаний и интуицией.

Базовые методы поиска идей

На практике инвентаризация, аудит, диагностика, анализ – это базовые методы контроля и анализа в системе управления экономикой страны, организации, управления любым хозяйствующим субъектом. Управление любыми функциями организации, будь-то бухгалтерская, финансовая, хозяйственная, производственная, инновационная и другие виды деятельности, не может обойтись без контроля и анализа. Деятельность в области создания интеллектуальной продукции также, как и любая другая деятельность потребляет ресурсы, а в замен выдаёт свою продукцию, то есть как в любой другой деятельности требуется учитывать, контролировать и анализировать расход ресурсов, а главное – эффективность их использования в приоритетном для организации направлении. Для экономики с высоким процентом интеллектуального капитала применение указанных методов в сфере интеллектуальной деятельности стало естественным и освоенным делом также как в бухгалтерской, финансовой и хозяйственной деятельности.

Инвентаризация –перепись находящихся в наличии объектов на определённый момент времени в определённом месте. Вид подлежащих инвентаризации объектов, объём информации, характеризующий объект (показатели, характеристики, количество и т.д.), время проведения инвентаризации (время фиксирования наличия объектов) и места, широты охвата (страна, организации, подразделения, склады и т.д.) определяются условиями инвентаризации. Условиями инвентаризации определяется и её цель. В зависимости от цели составляется информационная анкета (информационный паспорт, карточка) на каждый фиксируемый при инвентаризации объект. Результатом инвентаризации является объективная, достоверная информация о наличии объектов, их количестве и соответствующие анкете характеристики, показатели, определяющие объект. По условию инвентаризации может быть задано учётное состояние и по результатам инвентаризации в акте отражается отклонение фактического состояния от учётного, то есть сравнивается то, что есть на самом деле с тем, что должно быть. Это уже элемент анализа, выявления недостачи или излишков.

Аудит – проверка, ревизия, контроль, экспертиза, – всё вместе взятое, но при этом аудит имеет свои отличия, свои приёмы. Аудит – это независимая или обязательная проверка всех операций (действий) за определённый период определённым функциональным субъектом, в качестве которого выступают организация, бухгалтерия, финансовая служба, юридическое или физическое лицо, при этом проверка проводится при обязательном сравнении выполненной операции с правилами, нормами её выполнения и оценкой соответствия выполненной операции соответствующим нормам, правилам, законам. Характеристика отклонения даётся в виде количественной или качественной оценки. В заключении об аудиторской проверке даётся рекомендация по всем отклонениям как нужно сделать правильно без нарушения норм, правил, законов. Результатом аудиторской проверки, также как и инвентаризации является достоверная информация о состоянии субъектов на определённый момент времени (на момент окончания аудиторской проверки), при этом даются рекомендации, как эта информация должна быть скорректирована при устранении ошибок. Аудит в большей степени, чем инвентаризация выполняет функцию диагностики и анализа.

Диагностика – процедура более близкая к медицине и технике, но нашла применение и в определении состояния экономических систем, особенно при выявлении причин отклонения показателей состояния от нормы, от устойчивых показателей, возникающих проблем. Диагностика – методы и методики выявления причин отклонения показателей характеристик от норм или ранее достигнутых показателей, определение путей, устранение выявленных отклонений (это подготовленная почва для поиска идей!). Основным методом диагностики являются: метод сравнения количественных и качественных показателей, фактических и нормированных или достигнутых, возможно плановых или желаемых. Результатом диагностики является информация о показателях состояния объекта, о нормах этих показателей и о фактах отклонений, о величине отклонений, о причинах отклонений фактических показателей от норм и о возможных путях устранения причин, вызвавших отклонения.

Анализ – заключительный этап по обработке всей полученной информации с помощью инвентаризации, аудита, диагностики и взятой из информационных баз учётных, статистических и архивных документов, относящихся к каждому из анализируемых объектов (субъектов) и внешних аналогов, а также требований рынка. Основным методом анализа является метод оценки и сравнения, достигнутого с прошлыми достижениями либо с планируемыми (желаемыми) показателями.

Пример: авторы книги «Анализ сильных и слабых сторон компании» [11] рассматривают аудит технологии, инновационный аудит маркетинга и т.д., а анализ применяют как базовый метод для определения сильных и слабых сторон компании, для определения стратегических возможностей компании, для анализа любой функциональной деятельности и для анализа любых результатов этой деятельности.

Правительство РФ ещё 14 января 2002 приняло Постановление № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценки прав на результаты научно-технической деятельности».

Для реализации данного постановления разработаны методические рекомендации, которые утверждены Минимуществом России, Минпромнауки России, Минюстом России, Распоряжением от 22 мая 2002 г. № 1272-р/Р-8/149 в них определён порядок проведения обязательной и инициативной инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые финансировались с участием бюджетов СССР, РСФСР, внебюджетных Государственных фондов. Из этого примера следует, что инвентаризации в обязательном порядке подвергаются результаты интеллектуальной деятельности, то есть определяется отдача от израсходованных государственных ресурсов, определяется, как зафиксированы права на интеллектуальную продукцию.

Инициативная инвентаризация может проводиться не только по инициативе государства, но и любого собственника, юридического лица или хозяйствующего субъекта и по любому поводу, определяемому заинтересованным лицом. Для этого должна быть сформулирована цель инвентаризации.

В нашем случае, поводом является исследовательская работа по поиску идей. Генеральная цель инвентаризации – поиск идей. Соответствующая выполняемой исследовательской работе, которая имеет определённый круг сопутствующих целей, каждая из которых является для организации «порой» не менее значима, нежели генеральная цель. В данном случае правомерно говорить об многоцелевой инвентаризации, призванной обеспечить получение информации, позволяющей:

1. Сформировать портфель объектов интеллектуальной собственности.

2. Сформировать портфель интеллектуальных активов.

3. Выявить объекты интеллектуальной собственности, на которые организация имеет исключительные права.

4. Выявить объекты интеллектуальной собственности, на которые у организации нет исключительных прав.

5. Выявить объекты интеллектуальной продукции потенциально охраноспособной, но требующей проверки на патентную чистоту.

6. Выявить объекты с правовой охраной принадлежащей третьим лицам и используемые организацией на законных основаниях.

7. Выявить объекты с зафиксированной информацией о реквизитах объекта, позволяющей его идентифицировать;

8. Выявить охраноспособные объекты, на которые можно получить охранный документ.

9. Выявить объекты, которые являются коммерческой тайной (ноу-хау).

10. Выявить объекты (информацию, документы), которые должны быть засекречены.

11. Определить приоритетные направления развития организации, проблемы и задачи их реализации.

12. Определить приоритетные виды продукции организации, проблемы и задачи при её производстве.

13. На основе маркетинговых исследований определить потребности рынка в выпускаемой продукции и по новым видам продукции.

14. Сформировать перечень продукции, по которой необходимо определить патентную чистоту, возможных претендентов на правовую охрану и сделать попытку правовой охраны.

15. Сформировать перечень технологической документации, которая должна быть подвергнута анализу на патентную чистоту.

16. Сформировать перечень действующего оборудования с характеристикой степени правовой охраны.

17. Сформировать перечень технологического инструмента с характеристикой степени правовой охраны.

18. Сформировать перечень технической документации на продукцию с характеристикой степени правовой охраны.

19. Сформировать перечень объектов, находящихся в стадии проектирования с характеристикой степени правовой охраны.

20. Сформировать перечень опытных образцов оборудования, технологического инструмента, находящихся в стадии изготовления, испытания, освоения с характеристикой степени их правовой охраны.

Инвентаризация может осуществляться поэтапно, выделяя в отдельные этапы структурные подразделения организации (цех, отдел, участок и т.д.) либо отдельные виды объектов (продукции, услуги, техническая документация, технологическая документация, документация по бухгалтерскому учёту, коммерческой деятельности, маркетингу). После окончания каждого этапа результаты инвентаризации представляются в виде промежуточного акта с приложением информационных анкет на каждый объект инвентаризации. По всем субъектам, у которых была проведена инвентаризация, – организуется аудиторская проверка на предмет деятельности по:

– выполнению работ по правовой охране интеллектуальной продукции;

– выполнению работ по продвижению идей к созданию новшеств, а новшеств к интеллектуальной собственности и интеллектуальным активам;

– выполнению работ по активизации творческой (интеллектуальной) деятельности по поиску идей, созданию новшеств, направленных на решение задач, проблем, на обеспечение технологической безопасности, на улучшение экономических показателей, экономию ресурсов, улучшению качества, созданию новой продукции, созданию нового оборудования, совершенствования системы управления, усиления конкурентоспособности организации;

– организации патентной работы;

– организации информационной работы;

– организации НИР и НИОКР;

– созданию новых видов продукции;

– организации маркетинговых исследований, позволяющих определить приоритетные виды продукции и приоритетные направления развития организации, стратегию организации.

Для осуществления аудиторской проверки по всем указанным направлениям деятельности определяется нормативная база, по некоторым направлениям такой нормативной базой могут быть достижения в аналогичных отраслях, организациях, либо нормативная база создаётся по усмотрению руководителей организации.

Раздел I.

Этап 1 – Разработка методических материалов по разделу I работы.

Этап 2 – Определение состояния системы управления выявлением, созданием, охраной и учётом интеллектуальной продукции с применением инвентаризации и аудита.

Этап 3 – Диагностика и анализ результатов инвентаризации, аудита и информационных баз.

Этап 4 – Диагностика, анализ результатов обследования. Формирование перечня проблем, задач, вопросов, по которым требуется создание интеллектуальной продукции.

Раздел II.

Этап 5 – Разработка методических материалов по разделу II работы.

Этап 6 – Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления творческой деятельностью.

Этап 7 – Оформление итоговых документов по законченной работе.

Намечаемая исследовательская работа по поиску идей является многоэтапной и комплексной. Планирование и управление выполнением такой работы – весьма сложный процесс. В этом случае целесообразно применение специальных методов сетевого планирования и управления (СПУ). Применение методов СПУ требует предварительно решить несколько вопросов.

1. Чётко определить перечень работ.

2. Определить продолжительность выполнения каждой работы.

3. Чётко определить все временные взаимосвязи предстоящих работ, то есть определить после завершения каких работ может быть начата j-я работа.

4. Определить трудоёмкость каждой работы и потребность в других ресурсах по каждой работе.

Для определения перечня работ и их продолжительности предварительно составим структурный план выполнения работы, аналогичный традиционному календарному плану.

Структурный план работы.

Что это такое?

Например: технология и тот состав оборудования, который работает в организации, гарантирует выход годной продукции высшего сорта – 60 %; первого сорта – 30 %; второго сорта 8 % и брак – 2 %.

Проблема заключается в том, что требуется технология, обеспечивающая производство продукции высшего сорта в объёме 100%. Цены на продукцию высшего сорта, первого сорта и второго сорта известны, а брак – это прямые убытки. При известных объёмах производства не трудно определить упущенную выгоду.

По такой методике можно оценить многие проблемы, кроме того, проблемы могут быть оценены не только по экономическим показателям, но и по набору других показателей (технических, экологических, социальных). Проблему можно решать различными путями с различным уровнем затрат:

1. Купить новую технологию, новое оборудование, если они есть на рынке. Такое решение позволит достичь уровня известного, но не позволит получить конкурентные преимущества, так как ту же самую технологию и оборудование могут купить ваши конкуренты. В результате проблема решена, однако, для организации данное решение можно оценить только как рационализаторское предложение без создания новшества.

2. Купить лицензию на право пользования интеллектуальной продукцией (без исключительного права). Достоинства и недостатки этого решения такие же, как у варианта п. 1. но затраты могут быть другими.

3. Купить объект интеллектуальной собственности с исключительным правом использования. Такое решение позволит достичь преимущества перед конкурентами. Несмотря на это, предложенное решение о покупке лицензии с исключительным правом использования может быть рассмотрена только на уровне рационализаторского предложения. ИК покупателя. Затраты будут выше, чем по п. 2.

4. Заказать решение проблемы специализированным организациям, занимающимся созданием ИП. Новшества, которые будут созданы в процессе выполнения работы, принадлежат заказчику.

Результаты такие же, как по п. 3. Дополнительный положительный момент – могут быть получены сопутствующие новшества, усиливающие правовую охрану и улучшающие отдельные показатели.

Проблема решается с меньшими затратами, но увеличивается степень риска и сроки решения проблемы.

5. Решение проблемы осуществляется путём активизации и использования интеллектуального потенциала организации. Создаются новшества, обладающее мировой новизной, с возможной коммерциализацией.

Затраты на создание контролируются организацией и могут быть минимальными.

Во всех перечисленных случаях затраты могут быть определены на стадии планирования и фактические после завершения любой стадии создания ИП по решению задачи. Сравнивая планируемые или фактические затраты по решению проблемы с её ценой, получаем первичную оценку эффективности создания новшества.

Кроме экономической эффективности, новшество может быть оценено по другим признакам (критериям), таким, как новизна, техническая значимость, социальная значимость, экологическая значимость и другие.

Следует обратить внимание на то, что между формулированием проблемы и созданием новшества ИП выступает в качестве идеи. Идея, прежде всего, оценивается по критерию новизны. На первой стадии оценки определяется, является ли идея потенциально охраноспособной. На этой стадии идеи распределяются:

– потенциально охраноспособные;

– идеи, подлежащие засекречиванию (ноу-хау);

– идеи, обладающие полезностью (рацпредложения).

Ноу-хау и рацпредложения организация охраняет своими нормативными актами и принимает решения по их использованию. Эффективность от использования определяется в соответствии с действующими в организации методиками. Иногда при использовании этой ИП организация получает значительный экономический эффект, а также другие виды эффектов (социальный, экологический и т.д.). Ноу-хау может быть превращено в товар (продукт/ услугу) и в этот момент получает рыночную оценку.

Во время использования рацпредложений в собственном производстве идея материализуется и ИП переходит в материальную продукцию через включение её стоимости в себестоимость продукции. Реализация продукции приносит прибыль и прирост материального капитала. На этом жизненный цикл рац. предложения заканчивается.

Что касается ноу-хау, то использование этой ИП в собственном производстве даёт тот же эффект, что и использование рацпредложения, с той лишь разницей, что ноу-хау не прекращает своей жизни как ИП и остаётся интеллектуальным товаром и интеллектуальным капиталом организации.

По потенциальным охраноспособным идеям проводятся патентные исследования и оценка новизны. После этой стадии оценки часть идей признаются не охраноспособными и переходят в состав рацпредложений или ноу-хау. Другая часть идей (охраноспособные), проходят третью стадию оценки методом сравнения с выявленными во время патентного исследования аналогами по всем значимым показателям. На этой стадии среди аналогов определяется ближайший по основным признакам аналог, который принимается за прототип.

Дальнейшая оценка эффективности предполагаемого новшества ведётся в сравнении с прототипом (базовым образцом).

На этой стадии организация (иногда индивидуальные авторы) направляет материалы в государственную экспертную службу на предмет получения соответствующего правового охранного документа на создание новшества (патента, свидетельства на авторские права и т.д.). Государственная экспертная служба оценивает объект на мировую новизну, определяет изобретательский уровень и возможность промышленного использования. При положительной оценке выдаётся охранный правовой документ на интеллектуальную продукцию, подтверждающий два её статуса:

– научный – интеллектуальная продукция является новшеством;

– правовой – новшество становится объектом ИС.

Для создания новшества – это основная итоговая оценка. Новшество, являясь ИС организации (авторов), может быть использовано для решения поставленной цели (проблемы, задачи). Предварительная оценка экономической эффективности описана выше. Все оценки сделаны, подготовлена достаточная база о принятии решения дальнейшего использования новшества.

Дальнейшая судьба новшества:

– разработка и реализация;

– коммерциализация – товар;

– интеллектуальный капитал, пылящийся на архивной полке;

– барьер для конкурентов и стимул для активизации их интеллектуальной деятельности.

Новшество вступает в свою дальнейшую жизнь, наделённое таким признаком, который называется коммерческим потенциалом. В дальнейшем, определение эффективности новшества сводится к определению коммерческого потенциала. Коммерческий потенциал определяется на любой стадии создания ИП, в отличие от экономического эффекта, который определяется после реализации (использования) ИП.

Коммерческий потенциал – это превышение ожидаемого дохода над расходами на создание ИП на любой рассматриваемой стадии создания. Коммерческий потенциал изменяется по мере продвижения (создания) ИП к завершающей стадии, так как затраты растут, при этом может меняться рынок и конкурентная ситуация. В процессе создания ИП необходим постоянный мониторинг изменения коммерческого потенциала новшества.

Авторы [15] предлагают универсальный алгоритм определения коммерческого потенциала.

Следует отметить, что не всякое новшество создаётся с коммерческой целью. Для некоторых новшеств может определяться социальная, экологическая, технологическая значимость. Например: уровень безопасности, точность поражения целей, объём разрушений при нанесении ракетных и бомбовых ударов, жизненный уровень в стране.

Очевидно, метод сравнения с прототипом и аналогами остаётся важнейшим звеном любого алгоритма по определению эффективности и в общем случае наиболее правильно говорить о потенциале эффективности по определённому критерию, соответствующему цели создания новшества (ИП).

Алгоритм оценки потенциала эффективности ИП можно представить в следующем виде:

1. Выявление проблем (задач), определение упущенной выгоды.

2. Оценка влияния идеи на величину упущенной выгоды – определение потенциала эффективности идеи.

3. Определение затрат на поиск идеи.

4. Определение экономического потенциала ИП на стадии идеи.

5. Определение ожидаемых затрат на превращение идеи в новшество или другие виды интеллектуальной продукции.

6. Определение экономического потенциала ИП на стадии создания новшества или других видов ИП.

При этом желательно оценку производить по нескольким основным критериям (показателям), характеризующим новшество.

Для критериев (показателей) выстраивается система приоритетов. В эту систему показателей должны быть включены и возможные отрицательные показатели (если такие имеются). Отрицательные показатели, превышающие допустимые значения могут приостановить создание ИП (новшества) до решения задачи их устранения. Однако, при оценке по любому приоритетному показателю необходима дополнительная экономическая оценка – эта оценка используется для планирования затрат и определения цены решения, как разница в цене прототипа и новшества (ИП).

По отдельным показателям коммерческий потенциал может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Учитывая, что оценка коммерческого потенциала должна выполняться во всех случаях, а оценка по другим приоритетным показателям выполняется по аналогичному алгоритму, рассмотрим этот алгоритм несколько подробнее.

1. Процесс выбора базового образца (прототипа) – это выполнение следующих работ:

– проведение тематического патентного поиска с анализом патентных описаний всех аналогов за последние 5–7 лет по всем значимым техническим, технологическим, экологическим, экономическим и т.д. показателям;

– сравнение технико-экономических показателей всех выявленных аналогов;

– на основе анализа выбирается самый близкий к создаваемой ИП аналог, то есть базовый образец (прототип).

2. Процесс оценки коммерческой значимости ИП по сравнению с прототипом:

– оценка технической эффективности ИП в сравнении с прототипом по всем значимым показателям;

– оценка экономической эффективности;

– оценка коммерческой значимости в процессе выполнения работы, на данном уровне определяется степень влияния создаваемой ИП на различные достигнутые показатели известной продукции, функционирующей известной системы;

– определение коэффициента технической эффективности ИП;

– определение коммерческой значимости.

Проведенные исследования и расчёты помогают принять решения о целесообразности создания новшества или о его дальнейшем использовании.

3. Определение коммерческого потенциала ИП на каждой стадии его создания включает определение фактических показателей:

– технической эффективности;

– завершённости разработки;

– экономической значимости;

– коммерческой значимости;

– степени отчуждения от создателей;

– коммерческого потенциала;

– фактических затрат на создание ИП;

– сопоставление коммерческого потенциала и фактических затрат на создание ИП в динамике по этапам продвижения ИП к его завершённости (использованию).

Показатель завершенности определяется экспертным путем в долях единицы.

Анализ предложенного алгоритма показывает, что алгоритм весьма сложен и субъективен как всякий подход, базирующийся на экспертных оценках, особенно, если процесс создания ИП растянут на неопределенное время. Этот вывод относится к экономическим показателям.

Технические показатели позволяют более объективно оценивать полезность (значимость) новшества. Фактическая эффективность от реализации (использования, внедрения) новшества оценивается, как правило, показателями следующего вида: экономическая эффективность; научно-технический эффект; социальный эффект; экологический эффект.

При определении критерия оценки один из показателей принимается как наиболее приоритетный. Остальные показатели ранжируются по приоритетам либо выступают как ограничения, особенно это касается социальной и экономической эффективности. Однако при решении проблем, связанных с природопользованием, экологический эффект становится приоритетным и является определяющим при принятии решений.

Определение эффективности новшества после его использования не вызывает затруднений и сводится к получению фактических показателей.

Имеются международные рекомендации по определению показателей оценки эффективности [20, 29], например,

– чистый дисконтированный доход;

– чистая текущая стоимость (NPV);

– индекс доходности (PI);

– период окупаемости;

– внутренняя норма доходности (IRR) и др.

При рассмотрении результатов реализации определяются 7–8 показателей и принимается решение.

Продукции

Сложность защиты прав авторов и собственников интеллектуальной продукции (ИП) разделяется на несколько задач:

1. Защита прав авторов в судебном порядке.

2. Защита прав патентообладателей в судебном порядке.

3. Защита смежных прав в судебном порядке.

4. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав.

5. Защита прав на коммерческую тайну: гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная.

6. Защита секретных документов, информации на носителях и знаний, оборудования, продукции.

7. Защита интеллектуального капитала (ИК) выраженного в виде человеческого капитала, организационного и клиентского (потребительского).

Следует отметить, что под терминами собственник ИП, обладатель ИП, владелец ИП будем понимать юридическое либо физическое лицо, которое владеет, использует, распоряжается ИП, имеющей правовую охрану и не имеющей правовой охраны, созданной этим лицом или приобретенной любыми законными способами (купля, обмен, подарок).

Классификация защиты ИП и прав на интеллектуальную собственность (ИС):

1. Режим авторско-правового регулирования.

2. Режим патентно-правового регулирования.

3. Режим коммерческой или служебной тайны.

Режим защиты обеспечивается владельцами ИП, ИК, ИС, информации, знаний, документов.

Нормативно-правовая база, созданная государством обеспечивает защиту объектов права от их незаконного использования.

Патентный закон РФ: Раздел VII. Защита прав патентообладателей и авторов.

Ст. 31. Рассмотрение споров в судебном порядке.

Суды, в том числе арбитражные и третейские, в соответствии с их компетенцией рассматривают следующие споры:

- об авторстве изобретения, полезной модели, промышленного образца;

- об установлении патентообладателя;

- о нарушении исключительного права на использование охраняемого объекта промышленной собственности и других имущественных прав патентообадателя;

- о заключении и исполнении лицензионных договоров на исп

Наши рекомендации