Общая характеристика игры как деятельности ребенка
Игра - особая форма деятельности, специфичными признаками которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане.
В процессе игровой деятельности формируется произвольность психических процессов: ребёнок может следовать сознательной цели. Игровая деятельность оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от детей включённости в свои правила: они должны быть внимательными к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; они должны быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; они должны представить себе отсутствующий предмет [22].
Проблема обучения игре, формирования её как деятельности выделялась и была наиболее отчётливо обозначена в психологических и педагогических исследованиях детей раннего возраста и аномальных детей А.В. Запорожцем.
Е.А. Аркин сформулировал пять основных путей развития игры. Это: а) от малолюдных групп к многолюдным; б) от неустойчивых групп к устойчивым; в) от бессюжетных игр к сюжетным; г) от несвязанных между собой эпизодов к развёртывающему сюжету; д) от отражения ближайшего окружения к событиям общественной жизни [4].
Основываясь на работе П. И. Пидкасистого [11], мы видим, что все игры поразделяются на естественные и искусственные. Естественная игра - это самопроизвольная ориентировочная деятельность, в которой человек без помощи окружающих осваивает новые для себя формы и способы действия в обыденной или незнакомой для него обстановке.
Доминирующим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра. Для реализации игровых действий и отношений ребёнок должен обладать необходимыми знаниями, которые он далее станет применять в процессе игры. В игровой деятельности происходит творческое изменение ребёнком действительности. Поэтому, основным направлением педагогической работы как в массовых, так и в специальных дошкольных учреждениях определяется игра. Известен целый ряд игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные игры и творческие сюжетно-ролевые.
Главными результатами игры ребёнка являются: удовлетворённость, радость и удовольствие, полученные от самого процесса игры. Кроме этого, существует и второй, скрытый от ребёнка результат: обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, разнообразные познавательные интересы и умственные способности, а также формирующиеся дружеские отношения между детьми, система личностных качеств.
Операционную сторону игры представляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности, её наблюдением. Уровень развития игровых действий представляет собой ту или иную степень развития игры ребенка. Но для того, чтобы достигнуть наивысшего уровня своего развития, игровая деятельность претерпевает ранее существенные изменения, в частности, происходит изменение и усложнение всех компонентов игры [1].
В игре дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда дети стараются запомнить по просьбе окружающих. Сами условия игры требуют от него фиксирования внимания на предметах, присутствующих в игровой ситуации, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Сознательная цель раскрывается у ребёнка раньше и легче всего в игре [18].
Ситуация игры оказывает большое влияние на развитие умственных действий ребёнка. Игровая деятельность подготавливает ребенка к мышлению на основе представлений. Главной опорой в развитии мышлении являются предметы-заместители. Развитие мышления в том и состоит, что ребенок сначала перестает действовать с предметом непосредственно в наглядно воспринимаемой ситуации, и далее уже начинает размышлять о предметах и работать с ними в игровом плане [23].
Игра способствует основанию условий для развития произвольного осознанного поведения, ведь именно в игре формируются зачатки самосознания. В игре также происходит изменение психологической формы мотивов[10]. Она концентрирует в себе все пути развития, и ребенок играя, возносится над обычным уровнем своего мышления, своего поведения [16].
Таким образом, именно в процессе игры как ведущей деятельности старшего дошкольного возраста возникают основные психические новообразования данного возрастного периода. Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.