Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих задержки психического развития.

Специальное совокупное изучение ЗПР как отличительной патологии детского развития открылось в отечественной специальной психологии в 60-70-е гг. Понятие «задержка психического развития» было представлено Г.Е.Сухарёвой.

Отечественные клиницисты, психологи и педагоги изучили различные грани этой проблемы и показали, что термин «задержка психического развития» характеризует медленное формирование психической деятельности ребёнка в целом.

Основаниями для появления задержки психического развития детей являются: продолжительные хронические соматические заболевания, перенесённые в раннем детстве, а также влияние психотравмирующих, стрессовых факторов; функциональная недостаточность центральной нервной системы или небольшие органические повреждения, появившиеся в результате влияния патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребёнка [14].

При задержке психического развития небольшой уровень внимания – это главная особенность познавательной деятельности. Для ребёнка с задержкой психического развития характерно недостаточное внимание к словесной информации. Особенно отчётливо это проявляется, когда в среде, в которой находится ребёнок располагаются отлекающие факторы [2].

У детей с задержкой психического развития, кроме этого, низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в неспособности быстро принять и обработать сенсорную информацию; в частичности знаний этого ребёнка об окружающем его мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в ином положении, контурных и обощённых изображений.

У детей с ЗПР память значительно ослаблена. Дети с ЗПР предрасположены к механическому бездумному заучиванию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них является затруднительным. Это объясняется тем, что сами механизмы являются ослабленными: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания [5].
Учебные сложности сопровождаются нарушениями в поведении. Ребёнок либо возбудим, агрессивен, либо скован, пуглив. Это связано с функциональной незрелостью нервной системы- отсутствует баланс между процессами торможения и возбуждения [20].

В специальной литературе рассматривается несколько классификаций задержки психического развития. Классификация детей с ЗПР по этиологическому принципу была предложена К.С.Лебединской:
1.ЗПР конституционального происхождения – появление задержки психического развития определяется наследственным фактором. У детей данной группы значительное запаздывание психического развития от возраста ребёнка на данный момент, что наблюдается часто в эмоционально-волевой сфере при сохранённой познавательной деятельностью. У детей с данным типом ЗПР наблюдается одновременная гармоничная незрелость психики и телосложения, что даёт повод обозначить такую форму задержки, как гармоничный психофизический инфантилизм.

2.ЗПР соматогенного происхождения - задержка развития появляется из-за перенесённых заболеваний в возрасте от 1 до 3 лет, которые оказывают влияние на развитие мозговых функций (хронические инфекции, дистрофия, дизентерия).
3.ЗПР психогенного происхождения - у детей наблюдается недостаточный уровень анализирующего наблюдения. Ребёнок слабо разграничивает существенные и несущественные признаки, затрудняются при установлении признаков сходства, продолжительные хронические соматические заболевания, перенесённые в раннем детстве, а также действие стрессовых, психотравмирующих факторов. Они продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво.

4.ЗПР церебрально-органического происхождения- у детей этой группы познавательная деятельность достаточно сильно снижена. Мыслительные операции несовершенны, усвоение знаний происходит частично [2].

Слабое развитие эмоционально-волевой сферы выражается в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и существенном преобладании игровой.

Сравнивая клиническую классификации с психолого-педагогической классификацию, во второй распределение детей на какие-либо группы очень затруднительно. Это объясняется тем, что группа детей с ЗПР по индивидуальным проявлениям и степени выраженности отставания в развитии в психологическом и педагогическом плане очень неоднородна. Не смотря на это, общим для всех, в соответствии с данной классификацией, являетсянедостаточный уровень развития психических процессов [14].

У детей, относящихся к этой категории ясно выражена слабая эмоциональная устойчивость, расстройство самоконтроляа каждом виде деятельности, озлобленность в поведении и его провоцирующий характер, трудности адатации к детскому коллективу во время игры и занятий, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха [5].Кроме этого, у детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии речи, а именно: развитие контекстной речи, запаздывание развития внутренней речи, недостаточность словесной регуляции действий [3].

Итак, задержка психического развития (ЗПР) определяется как одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста [13]. Под этим понятием необходимо подразумевать не необратимое недоразвитие психики, а замедлении темпа ее развития [8]. Для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы направления развития - незрелость эмоционально-волевой сферы, дезадаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень познавательной деятельности, обусловливающий недоразвитие речи и мышления. При задержке психического развития присутствует относительно благоприятная динамика в плане обучения и воспитания такой категории детей [14]. Однако, у детей с задержкой психического развития присутствуют предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам, но только при созданных условиях индивидуального и дифференцированного подхода к ним [24].

Наши рекомендации