Особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Определённые результаты работ Е.К. Ивановой, У.В.Ульенковой указывают на то, что игра у ребёнка с ЗПР различается от игры нормально развивающихся детей его возраста . Так, исследования Н.Л. Белопольской и И.Ф. Марковской показывают, что при существенном верховенстве интересов игры над учебными, у старших дошкольников с ЗПР в играх ясно выступают однообразность, отсутствие творчества и недостаточное воображение.

Анализ Е.С.Слепович сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с ЗПР продемонстрировал, что у них отмечается недостаточное развитие ролевой игры. Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о постоянном и непоправимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое выражается в небольшом общем запасе знаний, недостаточности представлений и развиития мышления, малой интеллектуальнойнапрвленности, доминирование игровых интересов.

Игровая деятельность детей с ЗПР существенно отстает в своём развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста. Если здоровых детей детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего высшего уровня развития, то у всех детей с ЗПР этого возраста она находится на более низких этапах, которые обычно проявляются в преддошкольном или младшем дошкольном возрасте. У всех детей с ЗПР различной степени выраженности выделяются главные черты мотивационно-целевой основы игровой деятельности. Это проявляется в низкой активности игрового поведения [14].

Поведение в игре у детей с ЗПР зачастую малоэмоциональный характер, у детей появляются сложности в построении интерпсихического взаимодействия в протекании игровых действий, часто избегают взаимодействия со сверстниками. Для игры старших дошкольников с ЗПР свойственен предметно-действенный способ её построений. Чаще всего игровая деятельность у детей с задержкой психического развития различной степени выраженности носят неречевой характер, редко используются предметы-заменители.

Низкий уровень развития игрой деятельности не может способствовать выполнению заложенных в ней развивающих возможностей. Без специального обучения игра у детей с ЗПР не занимает главное место,а это значит,что она не может оказать непосредственное воздействие на психическое развитие [9].

В старшем дошкольном возрасте главным стороной сюжетно-ролевой игры возникает воссоздание деятельности взрослых людей, их отношений. Через игру осуществляется познание дошкольником различных сфер человеческой деятельности, им изучаются различные методы общения людей друг с другом. Рассматривая её особую значимость для детского развития, делается особый упор на дифференцированное формирование у ребенка с задержкой психического развития сложного плана сюжетно-ролевой игры.

Ролевые отношения у ребенка с ЗПР отличаются нервностью, в процессе игры дети недостаточно общаются со сверстниками, игровые объединения неустойчивые, часто возникают конфликты. Дети с ЗПР не могут точно определить тему игры, объединиться в игровое сообщество. У них возникают трудности в назначении ролей и выборе игрового материала, а также в развитии сюжета, поэтому всё это готовит взрослый, который помогает организовать игру. Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР вероятна лишь деятельность,которая не является совместной, а представляет собой деятельность рядом или деятельность вместе.

Кроме этого у всех старших дошкольников с ЗПР отмечаются достаточно сниженна активность в области индивидуальной игры, отсутствие или недостаточное проявление внимания к игрушкам. На данном этапе развития старший дошкольник с ЗПР не может самостоятельно организовать совместную деятельность в рамках сюжетно-ролевой игры.

У старших дошкольников с ЗПР имеются существенные проблемы в формировании воображаемой ситуации, которая придаёт игре смысл, делает еёнасыщенной мотивами. Дети с ЗПР предпочитают наиболее простые игры по содержанию. Дети часто не принимают отведённой им роли и, следовательно, не выполняют функций, возлагаемых на них правилами игры. Свойственная для старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра, требующая выполнения определённых правил осуществляется ими в недостаточной форме: они опираются на стереотипные действия, часто простые манипуляции игрушками, в целом игра носит процессуальный характер [7].

Исследования Е.С.Слепович выявили, что у старших дошкольников с ЗПР с различной степенью проявлений по уровню сформированной игровой деятельности встречаются свои определенные особенности овладения игрой.

У старших дошкольников с легкой степенью ЗПР наблюдаются процессуальная с элементами сюжета игровая деятельность. Предметы – заместители дети старшего дошкольного возраста с ЗПР используют редко. Игровые операции объединены вокруг одного более общего действия, относятся к тому или иному персонажу.

Нередко отмечаются отдельные случаи моделирования ролевых отношений при игре с партнёром - игрушкой. Осуществление сюжета игры носит ситуативный, неустойчивый характер. Действия детей как игровые, так и предметные недостаточны по своему выполнению. Самостоятельно, без помощи взрослых, выделить условную игровую ситуацию и обозначить её, словом не удается у детей с ЗПР. У них низкая игровая мотивация, в игру включаются только по требованию взрослого. Игровое поведение является малоэмоциональным [17].

Таким образом, общая незрелость психики ребёнка главным образом проявляется в сюжетно-ролевой игре и накладывает на неё свой отпечаток. Игровая деятельность старших дошкольников с ЗПР требует коррекции и правильно организованной систематической работы по коррекции сюжетно-ролевой игры.

Наши рекомендации