Рецензия на исследовательскую работу

Необходимый элемент защиты реферата – рецензия на работу, данная научным руководителем (учителем). Рецензия – это отзыв, содержащий оценку и критический разбор представленной работы. Первая задача рецензента, оппонента – представить работу, увидеть ее структуру. Вторая - оценить, увидеть ценность работы. Что сделано автором? Какой подход избран? Какой метод, какие пути выбраны и почему? К каким выводам пришли? Третья – дать рекомендации для дальнейшей работы. Критические замечания – это возможность дальнейшей работы, роста, это планка, которая ставится перед учеником. Итог рецензии - предлагаемая оценка, выраженная в баллах.

Типовой план для написания рецензии

1. Предмет анализа.

2. Актуальность темы.

3. Краткое содержание.

4. Формулировка основного тезиса.

5. Общая оценка.

6. Недостатки, недочеты.

7. Выводы.

Объектом оценки могут быть:

· полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;

· новизна и актуальность поставленных проблем;

· позиция автора;

· корректность аргументации и системы доказательств;

· характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

· убедительность выводов.

Этапы выполнения исследовательской работы

· выбор темы и утверждение её на МО, утверждение руководителя;

· изучение теории, связанной с выбранной темой. Подбор материала, его анализ и обобщение;

· подготовка чернового варианта реферата на компьютере;

· проверка реферата научным руководителем;

· оформление реферата на компьютере по правилам ГОСТ;

· рецензирование реферата;

· подготовка к защите реферата:

¨ создание доклада для защиты;

¨ создание презентации для защиты;

· выступление на конференции (защита работы);

· создание тезисов для сборника тезисов НПК.

Положение о проведении научно-практической конференции в МОУ «Лицей информационных технологий» г. Хабаровска

Ежегодная научно-практическая конференция лицея проводится в целях развития учебно-исследователь­ской деятельности учащихся в условиях полу­чения основного образования, выявления одаренных учащихся и обеспечения реали­зации творческих возможностей учащихся.

Задачи:

· развитие творческих способностей учащихся и формирование у них исследовательских навыков;

· формирование аналитического и критического мышления учащихся в про­цессе творческого поиска и выполне­ния исследований;

· воспитание у учащихся целеустремлен­ности и системности в учебной деятель­ности;

· самоутверждение учащихся благодаря поставленной цели;

· профессиональная ориентация и под­готовка их к предстоящей трудовой деятельности.

Участникаминаучно-практической конференции лицея являются уча­щиеся 8 – 11 классов лицея, проявляющие интерес к изучению предметов: географии, математи­ки, информатики, физики, химии, биологии, исто­рии, литературы, и т. д.

Условия участия. На НПК предоставляются рефераты учеников, одобренные руководителями (о чем свидетельствуют рецензии) и утвержденные на заседаниях соответствующих кафедр.

Организация, подготовка и проведение НПК лицея осуществляется заместителем директора лицея по УВР и руководителями кафедр лицея.

В зависимости от числа участников НПК, оргкомитет определяет число секций и время их проведения.

Порядок представления и оценки работ

Темы исследовательских работ учащихся утверждаются на заседаниях кафедры в сентябре – октябре каждого нового учебного года.

Рефераты учеников-участников НПК должны быть оформлены в соответствии с требованиями ГОСТ.

Оценка работ, представленных на НПК, производится Жюри секций, в состав которого входят специалисты данного профиля и ученики, открытым голосованием.

Порядок награждения участников НПК

Лучшие работы секций НПК представляются на пленарное заседание НПК.

Представленная и защищенная работа может учитываться как экзаменационная по выбранному предмету (по решению Жюри секции).

Учащиеся, активно занимающиеся научно-исследовательской работой, награждаются грамотами и ценными подарками. Награждение производится из средств страхового взноса родителей лицея и средств попечительского совета.

Структура научной работы

Объем школьной научной работы определяется количеством 15-20 печатных листов. Работа должна содержать:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение (обоснование выбранной темы);

· основная часть, представленная главами;

· заключение;

· список используемой литературы;

· приложение (при необходимости).

Титульный лист реферата должен содержать: название образовательного учреждения, название темы реферата, Ф.И.О. учащегося и руководителя, место и год написания. Пример оформления титульного листа реферата показан в приложении 1.

Оглавление (содержание) реферата – это перечисление глав реферата с указанием начальных страниц их расположения. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными. Оглавление располагается на следующей странице после титульного листа на странице с номером 2.

Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же определяются цели и конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. При их формулировании используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.

Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Окончательный текст введения лучше написать после завершения работы над основной частью, когда будут точно видны результаты проделанной работы. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы.

Основная частьраскрывает тему реферата и строится согласно плану.

В основной части излагается СУТЬ ПРОБЛЕМЫ, РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА НЕЕ, СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АВТОРА реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.

Если реферат представлен по точным дисциплинам, то его основная часть содержит:

1) Теоретическую часть, в которой рассматривается теория проблемы, современные представления в выбранном направлении.

2) Практическую часть, в которой приводятся:

· примеры применения признанной теории;

· анализ или сравнение различных теорий;

· предлагаются тексты и решения самостоятельно решенных задач;

· предлагаются модели экспериментальных установок;

· предлагаются оригинальные компьютерные программы;

· систематизируется фактический материал.

В заключении подводятся итоги работы, суммируются выводы, содержащие ЯСНЫЕ ОТВЕТЫ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ В ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСЫ, делаются СОБСТВЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение.

Список используемой литературы(не менее 5 - 10 источников) составляется по правилам библиографического описания (см. далее), в алфавитном порядке авторов статей или названий. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка. В списке использованной литературы фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата.

Приложение к реферату позволяет повысить уровень работы, более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…»), графики, таблицы, фотографии, схемы, карты, рисунки, если они занимают лист и более. Приложения располагаются после списка литературы. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).

Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок например: (см. приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

Тезисы

В тезисах необходимо в предельно краткой форме изложить основные положения исследовательской работы (без подробных комментариев) без указания списка использованной литературы (см. приложение 3). Объем текста тезисов – 1 страница.

Язык реферата

Язык реферата должен быть простым и понятным. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется от второго лица множественного числа: «Мы считаем…». Научной терминологией следует пользоваться там, где это необходимо. Значение непонятных терминов обязательно поясняется (в скобках или сносках). Допустимы косвенные заявления авторской позиции: «Как представляется…», «Думается, что…», «На наш взгляд…». В качестве языковых средств связи в тексте используются такие выражения: прежде всего…, следовательно…, тем не менее…, остановимся на…, во-первых… и т.п. Язык и стиль подготовленной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре автора, поэтому на редактирование текста, на его «доводку» не следует жалеть времени

Критерии оценки рефератов

Реферат оценивается по следующим критериям:

· соблюдение требований к его оформлению: титульный лист, содержание, постановка задачи, методы решения, результаты проделанной работы, литература, приложения, наличие иллюстраций, таблиц диаграмм, схем;

· актуальность и значимость темы;

· формулировка цели и определение задач в научном исследовании;

· характеристика используемой литературы и первоисточников;

· четкость изложения выводов проделанного исследования (грамотное и логическое изложение материала);

· исследовательский подход к анализу про­блемы;

· научность и аналитическая культура;

· логика изложения материала;

· практическая значимость.

Защита реферата

Защита реферата – это публичное выступление, излагающее кратко содержание научных статей, результаты исследования какой-либо проблемы, итоги научной работы. Время защиты – 10 минут.

В этом выступлении до сведения слушателей доносятся итоги работы или законченные шаги, часть исследования, подступ к проблеме, объявление темы самой работы. Дальнейшее содержание выступления зависит от целей работы, содержания:

а) если главным в реферате было описание каких-либо явлений, фактов, процессов исследования, то в выступлении основным становится обзор научных источников, представление позиции, точки зрения исследователей по данной теме. Обзор предполагает не только представление, донесения до слушателя мысли исследователя, но и объяснение его позиции. Объяснение вытекает из глубокого постижения источника по данной проблеме, личностного подхода, умение увидеть зависимость взгляда от времени, общей ситуации, мировоззрения исследователя, принадлежности к определенной научной школе, направлению. После обзора представляется собственная точка зрения или выдвигается собственная версия, объясняющая ситуацию, и приводятся доказательства;

б) если целью реферата было раскрытие каких-либо научных положений, осмысление теорий, объяснение явлений, определение понятий, то основная часть выступления при защите посвящается представлению основных положений по проблеме, раскрытию свойств, наблюдений, сделанных другими людьми;

в) если сделано собственное практическое исследование, то главный акцент делается на нем. И прежде чем перейти к собственной позиции, необходимо выполнить краткий обзор литературы. Однако обзор делается, с учетом собственных наработок. Что увидели исследователи том или ином явлении? В чем ценность их работы? Какие вопросы остались нерешенными? Как видим, данный обзор предполагает критическое осмысление реферируемых источников. Далее слушателям предлагаются результаты собственных наблюдений по мало изученным проблемам, аспектам с тем обязательным приведением примеров, доказательств, осмыслением опытов и выводам, сделанным из собственных наблюдений. При таком виде работы (когда главное – собственное исследование) возможен иной вариант построения работы и защиты. Первая часть дает теоретическое обоснование. При таком подходе критический анализ не нужен: мы принимаем исходное положение, оно становится для нас аксиомой. Практические наблюдения подтверждают теорию, являются доказательствами, порой необычными и оригинальными.

Таким образом, структура любого из перечисленных видов выступления при защите реферата слагается, выстраивается из следующих элементов:

а) Объявление темы исследования.

б) актуальность темы (общественная значимость) и причина выбора темы (личная значимость);

в) Обзор литературы, источников, осмысление позиций, взглядов авторов научных работ по данной проблеме, теме, личностная позиция.

г) Проговаривание целей собственного исследования, исследования других.

д) Собственная позиция, взгляд, заключающийся либо в присоединении к точке зрения исследователя и мотивировании, доказательстве такой позиции, либо в утверждении собственных версий, мыслей с обязательным доказательством.

е) Вывод по работе: какие вопросы решили, что осталось неисследованным, каковы перспективы.

Наши рекомендации