Психические процессы психические состояния психические свойства
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
П С И Х О Л О Г И Я – наука о закономерностях появления, проявления и развития психики.
Психические явления
Психические процессы психические состояния психические свойства
(ощущение, восприятие, (сосредоточенность, (характер, интересы,
память, мышление, невнимательность. темперамент,
воображение и др.) апатия и др.) способности и др.)
ПСИХИКА присуща животным и человеку.
Философские направления | Первичное | Вторичное |
Идеализм Материализм | идея, дух, бог (психика) материя, которая вечно двигается, развивается | материя психика, сознание |
П С И Х И К А - это особое свойство особым образом организованной материи – мозга, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир.
|
психика не материальна, хотя и продукт материи - мозга.
психика - отражение мозгом внешнего объективного мира.
ВСЯ МАТЕРИЯ ИМЕЕТ СВОЙСТВО ОТРАЖЕНИЯ
Виды отражения:
| |||
мозг, нервная система
|
органическая материя
|
неорганическая материя
Особенности психического отражения:
а) психическое отражение - это активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс познания этого мира;
б) психика - единство объективного и субъективного, это субъективный образ объективного мира;
в) психическое отражение - это правильное отражение, критерием правильности психического отражения является практика.
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
|
психология труда социальная
военная психология спорта
космическая юридическая
патопсихология зоопсихология
инженерная медицинская и др.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод –способ действия.
Метод психологического исследования –способ изучение психических процессов и психологических особенностей человека, различных видов деятельности (способ лучения научной информации).
Методы
Основные: Дополнительные (частные):
наблюдение беседа
эксперимент анкетирование
тестирование
изучение продуктов деятельности
социометрия
Наблюдение – целенаправленное, планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов. Является наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования.
Эксперимент — исследование каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы в специально созданных условиях. Цель эксперимента установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй – осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент:
– констатирующий (изучение состояния педагогического явления);
– формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);
– контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).
Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того, чтобы результаты беседы были наиболее объективными необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов. Значительно реже используется интервьюирование – односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.
Анкетирование- метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирования предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.
Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.
Метод изучения педагогической документации и продуктов детской (творческой) деятельностипозволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений; конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, помогает выявить новые факты.
Социометрические методыпозволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого; различить стадии формирования внутриколлективных отношений.
Для того чтобы результаты педагогических исследований были исчерпывающими и объективныминеобходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.
№ | Название метода | Определение | Краткая характеристика (требования) | Преимущества (положительное) | Недостатки (негативное) |
МОЗГ И ПСИХИКА
Б е з у с л о в н ы й
/врожденный /
- ответная реакция наступает
о б я з а т е л ь н о, если действует раздражитель;
- происходит автоматически, никакой предварительной тренировки не требуется;
- постоянный, неизмененный;
- обеспечивает приспособление к постоянным условиям внешней среды;
-дает лишь строго ограниченное ориентирования в окружающей среде.
У с л о в н ы й
/приобретенный/
- требует определенных условийдля возникновения:
многократное совпадение во времени действия условного и безусловного раздражителей; отсутствие постороннего раздражителя; большая физиологическая сила безусловного раздражителя; деятельное состояние коры головного мозга;
- временный, меняется;
- обеспечивает приспособления к изменяющимся условиям внешней среды;
- обеспечивает универсальное ориентирование в окружающей среде.
явление ф и з и о л о г и ч е с к о е
Р Е Ф Л Е К С
явление п с и х и ч е с к о е
Физиологическая О С Н О В А:
Б е з у с л о в н ы й рефлекс У с л о в н ы й рефлекс
- постоянные нервные связи - временные нервные связи
Рефлекторное кольцо - путь, по которому нервные импульсы, возникшие в рецепторах, передаются в центральную нервную систему, из нее на органы, отвечающие на раздражение, а оттуда снова в центральную нервную систему - сигнал о состоянии исполнительного органа.
Р Е Ф Л Е К С– это результат взаимодействия двух противоположных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Н Е Р В Н Ы Е П Р О Ц Е С С Ы:
В о з б у ж д е н и е – активная деятельность коры головного мозга, образование новых условных нервных связей.
Т о р м о ж е н и е – изменение активной деятельности, прекращение возникшего возбуждения, блокировки временных нервных связей.
Б е з у с л о в н о е
В н е ш н е е– возникает при изменении видов деятельности: новое возбуждения затормаживает старое.
О х р а нительное
/з а п р е д е л ь н о е / –
возникает при воздействии очень сильных или длительно действующих раздражителей.
У с л о в н о е
У г а с а тельное– возникает при неподкрепленные условных рефлексов.
З а п о з дывающее – возникает в том случае, когда соответствующая реакция наступает не сразу, а через некоторый период времени, когда подкрепление опаздывает.
Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о е -
возникает при подкреплении одних и
неподкреплении других раздражителей той же зоны.
ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1. ЗАКОН и р р а д и а ц и и – распространение нервных процессов по коре больших полушарий мозга.
и к о н ц е н т р а ц и и – сосредоточение нервных процессов в определенном участке коры больших полушарий мозга.
2. ЗАКОН в з а и м н о й индукции – возникновение в соседних участках противоположного нервного процесса /негативная и позитивная индукция/
СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ:
п е р в а я – предметы и явления окружающего мира.
в т о р а я – слова и словосочетания /”сигналы, сигналов”/
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – система условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обусловливает относительную устойчивость поведения в данных условиях.
Л И Ч Н О С Т Ь
Личность– конкретный человек как член общества, который занимает определяющее положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль; носитель сознания и самосознания.
Человек
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность –активность человека, направленная на реализацию поставленной цели.
Движение ДействиеДеятельность
Любая деятельность человека предполагает выполнение тех или иных действий. Успех зависит от овладения способом их выполнения.
СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ
умение навык привычка
Умение – освоенный способ выполнения действий, применения знаний на практике.
УРОВНИ УМЕНИЯ:
- мастерство;
- элементарный способ выполнения действий.
Навык – действие, в составе которого отдельные операции, элементы / движения / стали автоматизированными в результате упражнений, то есть частично автоматизированное действие.
ВИДЫ НАВЫКОВ:
- двигательные / моторные /;
- интеллектуальные;
- сенсорные.
Упражнения– это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования.
ТРЕБОВАНИЯ К УПРАЖНЕНИЯМ:
Ø наличие четко осознанной цели и стремление ее достичь;
Ø планирование правильной последовательности действий;
Ø постепенное усложнение действий;
Ø равномерное распределение действий во времени;
Ø наличие успеха в выполнении действий /роль оценки действий /;
Ø наличие интереса к выполняемым действиям.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАВЫКОВ
1. Перенос навыков – положительное влияние ранее усвоенных навыков на овладение новыми.
СТАРЫЙ НАВЫК НОВЫЙ НАВЫК
2. Интерференция навыков – негативное влияние старых навыков на усвоение новых.
СТАРЫЙ НАВЫК НОВЫЙ НАВЫК
Привычки – действие, выполнение которого стало потребностью.
НАВЫК – возможность ПРИВЫЧКА- потребность
выполнения действия выполнения действия
ВИДЫ ПРИВЫЧЕК:
- гигиенические
- моральные
- эстетические
- учебные
- трудовые
- профессиональные
- навыки культурного поведения
- и другие
ПРИВЫЧКИ
ПОЛЕЗНЫЕ ВРЕДНЫЕ
Физиологическая основанавыков, умений, привычек- динамические стереотипы,то есть системы твердо закрепленных временных нервных связей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Внимание– направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Название | Определение | Физиологические основы |
Ощущение | познавательный психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств человека. | деятельность анализаторов: раздражение - возбуждение - ощущение. Анализатор состоит из: • рецептора; • ведущего отдела; • центрального отдела. |
Восприятие | это отражение в коре больших полушарий головного мозга предметов и явлений в целом, действующих на анализаторы человека в данный момент. | деятельность анализаторов: • образование межанализаторных связей; • образование внутрианализаторных связей; • роль вторичных корковых полей анализаторов; • роль II сигнальной системы. |
Память | отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что было в прошлом опыте человека. | • создание, сохранение временных нервных связей, их угасание и оживление; • пластичность мозга, то есть способность нервной ткани изменяться и сохранять в себе следы нервного возбуждения. |
Мышление Речь (выступает: как способ общения и способ мышления) | это высший познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях; - это процесс общения людей посредством языка. | • сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, • образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. |
Воображение | это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше, это создание новых образов на основе имеющегосяопыта. | • образование новых сочетаний и комбинаций из тех временных нервных связей, которые сформировались ранее и еще не вступали в сочетания друг с другом; • совместная работа обеих сигнальных систем. |
ВНИМАНИЕ
Внимание– направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Физиологические основы:
- взаимодействие процессов возбуждения и торможения (взаимная индукция)
- образование оптимального очага возбуждения в коре больших полушарий;
- роль ретикулярной формации как службы внимания;
- роль II сигнальной системы.
Виды внимания | Наличие цели | Волевые усилия |
1. Непроизвольное | - | - |
2. Произвольное | + | + |
3. Послепроизвольное | + | - |
Свойства внимания:
· Устойчивость - длительное удержание внимания на предмете или деятельности.
· Сосредоточенность - удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.
· Объем - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, то есть «охватываются одномоментно».
· Распределение - одновременное внимание к 2 или несколько объектов при одновременном выполнении действий с ними.
· Переключение - перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, в связи с новой задачей.
Индивидуальные особенности:
1. Внимательность.
2. Невнимательность
частое непроизвольное чрезмерная
отвлечение от сосредоточенность
работы на работе
Условия развития:
Ø активная, интересная творческая деятельность ребенка;
Ø развитие речи ребенка;
Ø воспитание чувства ответственности и долга;
Ø развитие наблюдательности;
Ø четкая организация деятельности, режим;
Ø учет индивидуальных особенностей.
ОЩУЩЕНИЕ
Ощущение - познавательный психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека.
Физиологические основы:
- деятельность анализаторов: раздражение - возбуждение - ощущение.
Анализатор состоит из:
• рецептора;
• ведущего отдела;
• центрального отдела.
Особенности ощущений :
а) Пороги ощущений:
- абсолютный - минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение;
- различения - относительная величина, показывающая, на какую долю должна увеличиться (уменьшиться) сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущений.
б) Адаптация – изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.
в) Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности одного анализатора под влиянием работы других анализаторов.
Виды ощущений:
· ощущения, возникающие в результате отражения свойств предметов и явлений внешнего мира: зрительные; слуховые; обонятельные; вкусовые; кожные;
· ощущение, отражающие состояние организма: органические, двигательные, чувство равновесия;
· отдельные (особые) ощущения: осязательные, болевые.
Индивидуальные особенности:
- разный уровень чувствительности
разных анализаторов.
Условия развития:
- разнообразная, активная, интересная творческая деятельность;
- тренировка анализаторов;
- бережное отношение к анализаторам.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие– это отражение в коре больших полушарий головного мозга предметов и явлений в целом, действующих на анализаторы человека в данный момент.
Деятельность анализаторов:
Ø образование межанализаторных связей;
Ø образование внутрианализаторных связей (связей на отношение);
Ø роль вторичных корковых полей анализаторов;
Ø роль II сигнальной системы.
Процессы:
Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений, тесно связанное с мышлением.
Виды восприятия:
1. По участии анализаторов:
- зрительное;
- слуховое;
- осязательное.
2. По степени волевой регуляции:
- непроизвольное;
- произвольное.
3……. 4………..
Особенности восприятия:
1. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его интересов, отношений к жизни, от богатства знаний, то есть от особенностей личности.
2. Избирательность - преимущественное выделение, одних объектов по сравнению с другими, выделение объекта из фона.
3. Осознанность и обобщенность восприятия.
4. Активность восприятия.
5. Константность восприятия - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины, цвета предметов при изменении расстояния, освещенности.
6. Иллюзия - неправильное, искаженное восприятие.
Индивидуальные особенности:
Наблюдательность - свойство личности, проявляющееся в стремлении и умение замечать особенности предметов и явлений, изменения в них.
Условия развития:
Ø разнообразная, активная, интересная, творческая деятельность (игра, труд, рисование, конструирование и др.)
Ø правильная организация наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных, трудом людей; обучения сравнению предметов и явлений, их анализу.
П А М Я Т Ь
Память – отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что было в прошлом опыте человека.
Физиологические основы:
- создание, сохранение временных нервных связей, их угасание и оживление;
- пластичность мозга, то есть способность нервной ткани изменяться и сохранять в себе следы нервного возбуждения;
- стадии закрепления следов возбуждения:
а) электрохимическая реакция;
б) биохимическая реакция.
- современные теории механизмов памяти:
а) нейронная теория;
б) молекулярная теория.
Особенности памяти:
· Избирательность.
· Установление связей (ассоциаций) между предметами и явлениями.
Ассоциации
простые: сложные
а) по сходству; (например, причинно-следственные)
б) по контрасту;
в) по смежности.
Процессы памяти:
1. Запоминание
непроизвольное произвольное
механическое осмысленное
2. Сохранение и забывание
3. Узнавание и воспроизведение
непроизвольное произвольное
припоминание
Условия развития памяти:
Ø активная, разнообразная, творческая, интересная деятельность;
Ø формирование установки на длительное сохранение информации;
Ø развитие познавательных интересов;
Ø постоянное соотнесение нового материала с ранее усвоенным;
Ø овладение приемами рационального запоминания;
Ø учет индивидуальных особенностей памяти.
Виды памяти:
1. По объекту запоминания:
а) образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая)
б) словесно-логическая;
в) эмоциональная;
г) двигательная (моторная).
2. По степени волевой регуляции:
а) непроизвольная;
б) произвольная.
3. По длительностисохранения информации:
а) кратковременная (КП);
б) долговременная (ДП);
в) оперативная (ОП).
Индивидуальные особенности:
1.В зависимости от того, что запоминается лучше:
а) наглядно-образный тип;
б) словесно-логический тип;
в) гармоничный тип памяти.
2.В зависимости от участия анализаторов в процессе памяти:
а) зрительный тип;
б) слуховой тип;
в) двигательный тип;
г) смешанный тип.
3.В зависимости от качества памяти (скорость запоминания, точность, длительность сохранения, объем памяти, готовность к воспроизведению):
а) быстрое запоминание, длительное сохранение, точное воспроизведение;
б) быстрое запоминание, быстрое забывание;
в) медленное запоминание, длительное сохранение, точное воспроизведение;
г) медленное запоминание, быстрое забывание.
М Ы Ш Л Е Н И Е
Мышление - это высший познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.
Физиологические основы:
- сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий,
- образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи.
Особенности мышления:
- опосредованный характер мышления;
- обобщенный характер мышления;
- проблемный (поисковый) характер мышления;
- мышление связано с чувственным познанием;
- мышление связано с практикой (результаты мышления проверяются и применяются на практике);
- мышление неразрывно связано с речью, что характеризует общественно-историческую природу мышления.
Умственные операции:
1. Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходные и отличительные признаки и свойства объектов.
2. Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
3. Анализ - мысленное расчленение предметов и явлений на образующие их части.
4. Абстракция - мысленное выделение одних свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от других (порой существенных) свойств и признаков и самих предметов.
Абстракция лежит в основе обобщения.
5. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы, на основе общих и существенных признаков, выделенных в процессе абстрагирования.
6. Конкретизация - мысленный переход от общего к частному, которое соответствует этому общему.
Формы мышления:
1. Понятие - отражение общих и существенных свойств предметов и явлений (например, треугольник, психика, память).
2. Суждение - утверждение или отрицание любого положения о предметах, явлениях, их свойства, установление связей между ними (например, психика - свойство мозга).
Суждения бывают:
· Простые:
- единичные («Иванов А. – победитель олимпиады»);
- частичные ("Некоторые ученики не выполнили задание")
- общие ("Все люди смертны")
· Сложные суждения состоят из нескольких простых суждений ("В равностороннем треугольнике все стороны и углы одинаковы»).
· Утвердительные("Психика - это функция мозга")
· Отрицательные(«Эта пища не полезна »).
3. Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение:
а) индуктивное - способ рассуждения от частных (единичных) суждений к общему суждения;
б) дедуктивное - способ рассуждения от общего суждения к частным (единичным) суждениям.
Виды мышления:
1. Наглядно (предметно) – действенное мышление - это такое мышление, которое связано с практическими действиями над предметами.
2. Наглядно-образное мышление - это такое мышление, при котором решение мыслительной задачи опирается на восприятие или представление.
3. Абстрактное (словесно-логическое, понятийное, теоретическое) - это мышление понятиями.
Стадии развития мышления:
Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое (абстрактное)
Индивидуальные особенности (качества ума):
Ø широта ума;
Ø глубина ума;
Ø гибкость мышления;
Ø самостоятельность мышления;
Ø скорость ума;
Ø критичность ума.
Условия развития мышления:
Ø роль предметной деятельности и общения;
Ø роль игровой деятельности;
Ø роль учебной деятельности, обогащения опыта детей;
Ø создание проблемных ситуаций,
Ø использование творческих заданий.
РЕЧЬ
Речь - это процесс общения людей посредством языка.
Язык - это выработанная обществом в ходе исторического развития система знаков.
Физиологические основы:
Деятельность анализаторов:
¾ сложная скоординированная работа многих групп нервных клеток коры больших полушарий, ее второсигнальная деятельность;
¾ центры речи:
а) слуховой (центр Вернике)
б) двигательный (центр Брока)
в) зрительный.
Функции:
Речь выступает:
- как способ общения;
- как способ мышления.
Индивидуальные особенности:
- темп;
- содержательность;
- понятность;
- выразительность;
- эмоциональность;
- точность;
- убедительность и др.
Виды речи:
внешняя внутренняя
устная письменная
диалогичная монологическая
Условия развития:
- роль языкового общения ребенка со взрослыми;
- роль игровой, трудовой и других видов деятельности;
- изучение языка в процессе учебной деятельности, овладения чтением, усвоения системы грамматических понятий, правил, лежащих в основе устной и письменной речи.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение - это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком рань