Психические процессы психические состояния психические свойства

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

П С И Х О Л О Г И Я – наука о закономерностях появления, проявления и развития психики.

Психические явления

           
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru
 

Психические процессы психические состояния психические свойства

(ощущение, восприятие, (сосредоточенность, (характер, интересы,

память, мышление, невнимательность. темперамент,

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru воображение и др.) апатия и др.) способности и др.)

           
    Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru
 
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

ПСИХИКА присуща животным и человеку.

Философские направления Первичное Вторичное
Идеализм Материализм     идея, дух, бог (психика)   материя, которая вечно двигается, развивается материя   психика, сознание

П С И Х И К А - это особое свойство особым образом организованной материи – мозга, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир.

ПСИХИКА – свойство мозку

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru психика не материальна, хотя и продукт материи - мозга.

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

психика - отражение мозгом внешнего объективного мира.

ВСЯ МАТЕРИЯ ИМЕЕТ СВОЙСТВО ОТРАЖЕНИЯ

Виды отражения:

       
   
Психическое
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru
 

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru мозг, нервная система

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

 
 
Биологическое, физиологическое

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru органическая материя

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

Физическое

неорганическая материя Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

Особенности психического отражения:

а) психическое отражение - это активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс познания этого мира;

б) психика - единство объективного и субъективного, это субъективный образ объективного мира;

в) психическое отражение - это правильное отражение, критерием правильности психического отражения является практика.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Общая психология
Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru возрастная педагогическая

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru психология труда социальная

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru военная психология спорта

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru космическая юридическая

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru патопсихология зоопсихология

инженерная медицинская и др.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Метод –способ действия.

Метод психологического исследования –способ изучение психических процессов и психологических особенностей человека, различных видов деятельности (способ лучения научной информации).

Методы

       
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru
 

Основные: Дополнительные (частные):

наблюдение беседа

эксперимент анкетирование

тестирование

изучение продуктов деятельности

социометрия

Наблюдение – целенаправленное, планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюде­ние как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, прог­раммы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение тре­бует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в днев­нике и т. д.) и обработки результатов. Является наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования.

Эксперимент — исследование каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы в специально созданных условиях. Цель эксперимента установление закономерностей между отдельными педагоги­ческими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процес­сом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй – осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент:

– констатирующий (изучение состояния педагогического явления);

– формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);

– контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того, чтобы результаты беседы были наиболее объективными необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов. Значительно реже используется интервьюирование односторонняя беседа, инициатор которой за­дает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование- метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирования предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской (творческой) деятельностипо­зволяет получить различную информацию об исследуемом объек­те. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений; конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, помогает выявить новые факты.

Социометрические методыпозволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого; различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

Для того чтобы результаты педагогических исследований были исчерпывающими и объективныминеобходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей ис­пытуемых.

Название метода Определение Краткая характеристика (требования) Преимущества (положительное) Недостатки (негативное)
           

МОЗГ И ПСИХИКА

Б е з у с л о в н ы й

/врожденный /

- ответная реакция наступает

о б я з а т е л ь н о, если действует раздражитель;

- происходит автоматически, никакой предварительной тренировки не требуется;

- постоянный, неизмененный;

- обеспечивает приспособление к постоянным условиям внешней среды;

-дает лишь строго ограниченное ориентирования в окружающей среде.

У с л о в н ы й

/приобретенный/

- требует определенных условийдля возникновения:

многократное совпадение во времени действия условного и безусловного раздражителей; отсутствие постороннего раздражителя; большая физиологическая сила безусловного раздражителя; деятельное состояние коры головного мозга;

- временный, меняется;

- обеспечивает приспособления к изменяющимся условиям внешней среды;

- обеспечивает универсальное ориентирование в окружающей среде.

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru явление ф и з и о л о г и ч е с к о е

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Р Е Ф Л Е К С

явление п с и х и ч е с к о е

Физиологическая О С Н О В А:

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Б е з у с л о в н ы й рефлекс У с л о в н ы й рефлекс

- постоянные нервные связи - временные нервные связи

Рефлекторное кольцо - путь, по которому нервные импульсы, возникшие в рецепторах, передаются в центральную нервную систему, из нее на органы, отвечающие на раздражение, а оттуда снова в центральную нервную систему - сигнал о состоянии исполнительного органа.

Р Е Ф Л Е К С– это результат взаимодействия двух противоположных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Н Е Р В Н Ы Е П Р О Ц Е С С Ы:

В о з б у ж д е н и е – активная деятельность коры головного мозга, образование новых условных нервных связей.

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Т о р м о ж е н и е – изменение активной деятельности, прекращение возникшего возбуждения, блокировки временных нервных связей.

 
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru



Б е з у с л о в н о е

В н е ш н е е– возникает при изменении видов деятельности: новое возбуждения затормаживает старое.

О х р а нительное

/з а п р е д е л ь н о е / –

возникает при воздействии очень сильных или длительно действующих раздражителей.

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru У с л о в н о е

У г а с а тельное– возникает при неподкрепленные условных рефлексов.

З а п о з дывающее – возникает в том случае, когда соответствующая реакция наступает не сразу, а через некоторый период времени, когда подкрепление опаздывает.

Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о е -

возникает при подкреплении одних и

неподкреплении других раздражителей той же зоны.

ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

1. ЗАКОН и р р а д и а ц и и – распространение нервных процессов по коре больших полушарий мозга.

и к о н ц е н т р а ц и и – сосредоточение нервных процессов в определенном участке коры больших полушарий мозга.

2. ЗАКОН в з а и м н о й индукции – возникновение в соседних участках противоположного нервного процесса /негативная и позитивная индукция/



СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ:

п е р в а я – предметы и явления окружающего мира.

в т о р а я – слова и словосочетания /”сигналы, сигналов”/

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – система условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обусловливает относительную устойчивость поведения в данных условиях.

Л И Ч Н О С Т Ь

Личность– конкретный человек как член общества, который занимает определяющее положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль; носитель сознания и самосознания.

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Человек

 
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность –активность человека, направленная на реализацию поставленной цели.

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Движение ДействиеДеятельность

Любая деятельность человека предполагает выполнение тех или иных действий. Успех зависит от овладения способом их выполнения.

СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ

           
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

умение навык привычка

       
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

Умение – освоенный способ выполнения действий, применения знаний на практике.

УРОВНИ УМЕНИЯ:

 
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

- мастерство;

- элементарный способ выполнения действий.

Навык – действие, в составе которого отдельные операции, элементы / движения / стали автоматизированными в результате упражнений, то есть частично автоматизированное действие.

ВИДЫ НАВЫКОВ:

- двигательные / моторные /;

- интеллектуальные;

- сенсорные.

Упражнения– это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования.

ТРЕБОВАНИЯ К УПРАЖНЕНИЯМ:

Ø наличие четко осознанной цели и стремление ее достичь;

Ø планирование правильной последовательности действий;

Ø постепенное усложнение действий;

Ø равномерное распределение действий во времени;

Ø наличие успеха в выполнении действий /роль оценки действий /;

Ø наличие интереса к выполняемым действиям.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАВЫКОВ

1. Перенос навыков – положительное влияние ранее усвоенных навыков на овладение новыми.

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru СТАРЫЙ НАВЫК НОВЫЙ НАВЫК

2. Интерференция навыков – негативное влияние старых навыков на усвоение новых.

 
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru СТАРЫЙ НАВЫК НОВЫЙ НАВЫК

Привычки – действие, выполнение которого стало потребностью.

НАВЫК возможность ПРИВЫЧКА- потребность

выполнения действия выполнения действия

ВИДЫ ПРИВЫЧЕК:

- гигиенические

- моральные

- эстетические

- учебные

- трудовые

- профессиональные

- навыки культурного поведения

- и другие

ПРИВЫЧКИ

       
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

ПОЛЕЗНЫЕ ВРЕДНЫЕ

Физиологическая основанавыков, умений, привычек- динамические стереотипы,то есть системы твердо закрепленных временных нервных связей.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Внимание– направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     
Название Определение Физиологические основы
Ощущение познавательный психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств человека. деятельность анализаторов: раздражение - возбуждение - ощущение. Анализатор состоит из: • рецептора; • ведущего отдела; • центрального отдела.
Восприятие это отражение в коре больших полушарий головного мозга предметов и явлений в целом, действующих на анализаторы человека в данный момент. деятельность анализаторов: • образование межанализаторных связей; • образование внутрианализаторных связей; • роль вторичных корковых полей анализаторов; • роль II сигнальной системы.
Память отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что было в прошлом опыте человека. • создание, сохранение временных нервных связей, их угасание и оживление; • пластичность мозга, то есть способность нервной ткани изменяться и сохранять в себе следы нервного возбуждения.
Мышление Речь (выступает: как способ общения и способ мышления) это высший познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях;     - это процесс общения людей посредством языка. • сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, • образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи.
Воображение это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше, это создание новых образов на основе имеющегосяопыта. • образование новых сочетаний и комбинаций из тех временных нервных связей, которые сформировались ранее и еще не вступали в сочетания друг с другом; • совместная работа обеих сигнальных систем.

ВНИМАНИЕ

Внимание– направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Физиологические основы:

- взаимодействие процессов возбуждения и торможения (взаимная индукция)

- образование оптимального очага возбуждения в коре больших полушарий;

- роль ретикулярной формации как службы внимания;

- роль II сигнальной системы.

Виды внимания Наличие цели Волевые усилия
1. Непроизвольное - -
2. Произвольное + +
3. Послепроизвольное + -

Свойства внимания:

· Устойчивость - длительное удержание внимания на предмете или деятельности.

· Сосредоточенность - удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

· Объем - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, то есть «охватываются одномоментно».

· Распределение - одновременное внимание к 2 или несколько объектов при одновременном выполнении действий с ними.

· Переключение - перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, в связи с новой задачей.

Индивидуальные особенности:

1. Внимательность.

2. Невнимательность

       
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru
 

частое непроизвольное чрезмерная

отвлечение от сосредоточенность

работы на работе

Условия развития:

Ø активная, интересная творческая деятельность ребенка;

Ø развитие речи ребенка;

Ø воспитание чувства ответственности и долга;

Ø развитие наблюдательности;

Ø четкая организация деятельности, режим;

Ø учет индивидуальных особенностей.

ОЩУЩЕНИЕ

Ощущение - познавательный психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека.

Физиологические основы:

- деятельность анализаторов: раздражение - возбуждение - ощущение.

Анализатор состоит из:

• рецептора;

• ведущего отдела;

• центрального отдела.

Особенности ощущений :

а) Пороги ощущений:

- абсолютный - минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение;

- различения - относительная величина, показывающая, на какую долю должна увеличиться (уменьшиться) сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущений.

б) Адаптация – изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

в) Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности одного анализатора под влиянием работы других анализаторов.

Виды ощущений:

· ощущения, возникающие в результате отражения свойств предметов и явлений внешнего мира: зрительные; слуховые; обонятельные; вкусовые; кожные;

· ощущение, отражающие состояние организма: органические, двигательные, чувство равновесия;

· отдельные (особые) ощущения: осязательные, болевые.

Индивидуальные особенности:

- разный уровень чувствительности

разных анализаторов.

Условия развития:

- разнообразная, активная, интересная творческая деятельность;

- тренировка анализаторов;

- бережное отношение к анализаторам.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие– это отражение в коре больших полушарий головного мозга предметов и явлений в целом, действующих на анализаторы человека в данный момент.

Деятельность анализаторов:

Ø образование межанализаторных связей;

Ø образование внутрианализаторных связей (связей на отношение);

Ø роль вторичных корковых полей анализаторов;

Ø роль II сигнальной системы.

Процессы:

Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений, тесно связанное с мышлением.

Виды восприятия:


1. По участии анализаторов:

- зрительное;

- слуховое;

- осязательное.

2. По степени волевой регуляции:

- непроизвольное;

- произвольное.

3……. 4………..

Особенности восприятия:

1. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его интересов, отношений к жизни, от богатства знаний, то есть от особенностей личности.

2. Избирательность - преимущественное выделение, одних объектов по сравнению с другими, выделение объекта из фона.

3. Осознанность и обобщенность восприятия.

4. Активность восприятия.

5. Константность восприятия - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины, цвета предметов при изменении расстояния, освещенности.

6. Иллюзия - неправильное, искаженное восприятие.

Индивидуальные особенности:

Наблюдательность - свойство личности, проявляющееся в стремлении и умение замечать особенности предметов и явлений, изменения в них.

Условия развития:

Ø разнообразная, активная, интересная, творческая деятельность (игра, труд, рисование, конструирование и др.)

Ø правильная организация наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных, трудом людей; обучения сравнению предметов и явлений, их анализу.

П А М Я Т Ь

Память – отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что было в прошлом опыте человека.

Физиологические основы:

- создание, сохранение временных нервных связей, их угасание и оживление;

- пластичность мозга, то есть способность нервной ткани изменяться и сохранять в себе следы нервного возбуждения;

- стадии закрепления следов возбуждения:

а) электрохимическая реакция;

б) биохимическая реакция.

- современные теории механизмов памяти:

а) нейронная теория;

б) молекулярная теория.

Особенности памяти:

· Избирательность.

· Установление связей (ассоциаций) между предметами и явлениями.

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Ассоциации

 
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

простые: сложные

а) по сходству; (например, причинно-следственные)

б) по контрасту;

в) по смежности.

Процессы памяти:

1. Запоминание

       
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru
 

непроизвольное произвольное

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

механическое осмысленное

2. Сохранение и забывание

3. Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Узнавание и воспроизведение

непроизвольное произвольное

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru

припоминание

Условия развития памяти:

Ø активная, разнообразная, творческая, интересная деятельность;

Ø формирование установки на длительное сохранение информации;

Ø развитие познавательных интересов;

Ø постоянное соотнесение нового материала с ранее усвоенным;

Ø овладение приемами рационального запоминания;

Ø учет индивидуальных особенностей памяти.

Виды памяти:

1. По объекту запоминания:

а) образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая)

б) словесно-логическая;

в) эмоциональная;

г) двигательная (моторная).

2. По степени волевой регуляции:

а) непроизвольная;

б) произвольная.

3. По длительностисохранения информации:

а) кратковременная (КП);

б) долговременная (ДП);

в) оперативная (ОП).

Индивидуальные особенности:

1.В зависимости от того, что запоминается лучше:

а) наглядно-образный тип;

б) словесно-логический тип;

в) гармоничный тип памяти.

2.В зависимости от участия анализаторов в процессе памяти:

а) зрительный тип;

б) слуховой тип;

в) двигательный тип;

г) смешанный тип.

3.В зависимости от качества памяти (скорость запоминания, точность, длительность сохранения, объем памяти, готовность к воспроизведению):

а) быстрое запоминание, длительное сохранение, точное воспроизведение;

б) быстрое запоминание, быстрое забывание;

в) медленное запоминание, длительное сохранение, точное воспроизведение;

г) медленное запоминание, быстрое забывание.

М Ы Ш Л Е Н И Е

Мышление - это высший познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.

Физиологические основы:

- сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий,

- образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи.

Особенности мышления:

- опосредованный характер мышления;

- обобщенный характер мышления;

- проблемный (поисковый) характер мышления;

- мышление связано с чувственным познанием;

- мышление связано с практикой (результаты мышления проверяются и применяются на практике);

- мышление неразрывно связано с речью, что характеризует общественно-историческую природу мышления.

Умственные операции:

1. Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходные и отличительные признаки и свойства объектов.

2. Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

3. Анализ - мысленное расчленение предметов и явлений на образующие их части.

4. Абстракция - мысленное выделение одних свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от других (порой существенных) свойств и признаков и самих предметов.

Абстракция лежит в основе обобщения.

5. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы, на основе общих и существенных признаков, выделенных в процессе абстрагирования.

6. Конкретизация - мысленный переход от общего к частному, которое соответствует этому общему.

Формы мышления:

1. Понятие - отражение общих и существенных свойств предметов и явлений (например, треугольник, психика, память).

2. Суждение - утверждение или отрицание любого положения о предметах, явлениях, их свойства, установление связей между ними (например, психика - свойство мозга).

Суждения бывают:

· Простые:

- единичные («Иванов А. – победитель олимпиады»);

- частичные ("Некоторые ученики не выполнили задание")

- общие ("Все люди смертны")

· Сложные суждения состоят из нескольких простых суждений ("В равностороннем треугольнике все стороны и углы одинаковы»).

· Утвердительные("Психика - это функция мозга")

· Отрицательные(«Эта пища не полезна »).

3. Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение:

а) индуктивное - способ рассуждения от частных (единичных) суждений к общему суждения;

б) дедуктивное - способ рассуждения от общего суждения к частным (единичным) суждениям.

Виды мышления:

1. Наглядно (предметно) – действенное мышление - это такое мышление, которое связано с практическими действиями над предметами.

2. Наглядно-образное мышление - это такое мышление, при котором решение мыслительной задачи опирается на восприятие или представление.

3. Абстрактное (словесно-логическое, понятийное, теоретическое) - это мышление понятиями.

Стадии развития мышления:

Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое (абстрактное)

Индивидуальные особенности (качества ума):

Ø широта ума;

Ø глубина ума;

Ø гибкость мышления;

Ø самостоятельность мышления;

Ø скорость ума;

Ø критичность ума.

Условия развития мышления:

Ø роль предметной деятельности и общения;

Ø роль игровой деятельности;

Ø роль учебной деятельности, обогащения опыта детей;

Ø создание проблемных ситуаций,

Ø использование творческих заданий.

РЕЧЬ

Речь - это процесс общения людей посредством языка.

Язык - это выработанная обществом в ходе исторического развития система знаков.

Физиологические основы:

Деятельность анализаторов:

¾ сложная скоординированная работа многих групп нервных клеток коры больших полушарий, ее второсигнальная деятельность;

¾ центры речи:

а) слуховой (центр Вернике)

б) двигательный (центр Брока)

в) зрительный.

Функции:

Речь выступает:

- как способ общения;

- как способ мышления.

Индивидуальные особенности:

- темп;

- содержательность;

- понятность;

- выразительность;

- эмоциональность;

- точность;

- убедительность и др.

Виды речи:

       
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru
 

внешняя внутренняя

       
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru
 

устная письменная

       
  Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru   Психические процессы психические состояния психические свойства - student2.ru
 

диалогичная монологическая

Условия развития:

- роль языкового общения ребенка со взрослыми;

- роль игровой, трудовой и других видов деятельности;

- изучение языка в процессе учебной деятельности, овладения чтением, усвоения системы грамматических понятий, правил, лежащих в основе устной и письменной речи.

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение - это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком рань

Наши рекомендации