Нарушения внимания. Виды и характеристика нарушений.
Учитывая основные характеристики внимания, выделяют следующие виды нарушений внимания:
o снижение устойчивости;
o уменьшение объема;
o нарушение переключения.
Снижение устойчивости внимания. Снижение концентрации внимания и его колебания приводят к снижению устойчивости внимания. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и является одной из самых главных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает ведущей предпосылкой сосредоточенного и устойчивого внимания. Уменьшение объема внимания - это количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию. Так, например, у умственно отсталых детей по сравнению с их нормальными сверстниками сужен объем внимания. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Бросая взор на какой-то предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормально развивающийся ребенок. Это одна из причин, осложняющих ориентировку таких детей на улице, в помещении и особенно в малознакомых местах. Нарушения переключения внимания - это нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности.
Нарушение переключения внимания выражено у различных категорий больных лиц по-разному. Люди с шизофренией, отличающиеся лабильностью протекания мыслительной деятельности, легко и свободно переключаются с объекта на объект. Однако при выборе новых способов деятельности большое значение имеет их собственная мотивация. Легкость, с которой эти дети переключаются, отягощается потерей осмысленности, выхолощенностью действия.
Виды и формы мышления. Нарушение мышления.
Мышление –очень широкое понятие, оно охватывает все мысленние действие связано с формированием понятии, решением задач, интеллектуальным функционированием, творчеством, сложным научением, памятью, символический обработки информации, воображением и тд существуют различные классификация мышления, выделяют: продуктивные, репродуктивные, творческое и нетворческое. Виды: 1)наглядно действительная мышление- это вид мшл опирающаяся на непосредственное восприятие предметов в процессе действии. 2)наглядно образное мышление –это оприрающаяся на представления и образа. 3)словестно логическая мышление-осуществляется при помощи логических операции с понятием. Формы: 1)понятия –форма мышлении отражающий существенный свойства связи и отношение предметов и явлении выраженная словам или группой слов. 2)суждение –формы мышлении отражающий связи между предметами и явлениями. 3)ума заключение –форма мышлении при которой на основе нескольких суждений деляется определенный вывод.Различают следующие виды нарушения мышления:
· Нарушения динамики мышления.
· Нарушения операциональной стороны мышления.
· Нарушения мотивационного компонента мышления.
При нарушениях динамики мышления характерны следующие проявления
Скачка идей или ускорение мышления
Нарушение мышления протекает в форме беспрерывного потока ассоциаций и речевого выражения. Мыслительный процесс и речь постоянно скачут, они бессвязны. Ассоциации, образы и умозаключения возникают спонтанно, они поверхностны и могут быть вызваны любым раздражителем. Человек разговаривает, не останавливаясь, в результате чего может даже охрипнуть и потерять голос. Однако, в отличие от бессвязности мышления, в высказываниях прослеживается определенный смысл.
При ускоренном мышлении характерны такие проявления как:
· быстрые, хаотичные ассоциации;
· повышенная отвлекаемость, спонтанные ответы;
· экспрессивная жестикуляция и мимика;
· осознанность действий, понимание ошибок и способность их исправлять;
· способность к анализу, осмысленность действий.
При нарушениях операциональной стороны мышления встречаются следующие отклонения
Снижение уровня обобщения
Для подобного нарушения характерно затрудненное обобщение признаков. Человек не в состоянии отобрать свойства и признаки, характеризующие понятия в общем. Обобщения заменяются отдельными признаками, случайными сторонами явлений, конкретными связями между предметами.
Данное отклонение встречается при следующих заболеваниях:
· олигофрения;
· эпилепсия;
· энцефалит.