I. Выпускная квалификационная работа как форма представления результатов исследования
ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА
Методические рекомендации
ВВЕДЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа представляет собой исследовательскую работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна быть актуальной и соответствовать современному уровню научно-технического развития. Выпускная квалификационная работа представляется в виде, позволяющем судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в работе результатов, должна свидетельствовать о наличии у студентов первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.
Основная задача автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. Выпускная квалификационная работа закрепляет полученную информацию в виде текстового и демонстрационного материала, в которых автор упорядочивает по собственному усмотрению накопленные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, не опираясь на авторитет, традиции или веру, а путем сознательного убеждения в их истинности на основе значимых для научного сообщества норм и критериев.
Оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений характеризуют содержание курсовой работы. Содержание курсовой работы в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и его ход и полученные результаты. При этом не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них.
Целью разработанных методических рекомендаций является оказание помощи студентам, обучающимся по направлению психолого-педагогическое образование. В методических рекомендациях рассмотрены общие требования к содержанию, структуре, объему, отражены вопросы научного руководства и контроля процесса выполнения работы со стороны выпускающей кафедры.
II. Методология научного исследования
Для студента важно знать не только основные положения, характеризующие ВКР, но и иметь представление о методологии и организации научно-исследовательской работы на всех этапах выполнения ВКР. Упрощенный алгоритм работы над ВКР представлен в схеме 1.
Схема 1
Подготовка к написанию ВКР
Используемые сокращения
Текстовый материал научного произведения весьма разнообразен. К нему обычно относят числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т. п., т.е. все то, что требует при своем оформлении знания особых технико-орфографических правил.
В курсовых работах возможна цифровая, буквенная и буквенно-цифровая форма числительных. Кроме того, в них часто встречаются сокращения, делая которые, нужно иметь в виду, что они должны оканчиваться на согласную. Не допускается окончание сокращения на гласную, букву «Й», мягкий и твердый знак. В научном тексте могут встречаться следующие виды сокращений:
1) буквенные аббревиатуры;
2) сложносокращенные слова;
3) условные графические сокращения по начальным буквам слова;
4) условные графические сокращения по частям слова и начальным буквам.
Одним из видов сокращения являются сложносокращенные слова, которые составляются из сочетаний, например: профсоюз – профессиональный союз; колхоз – коллективное хозяйство.
Условные графические сокращения по начальным буквам (н.м.т. – нижняя мертвая точка) – применяются чаще всего в технических текстах. От буквенных аббревиатур они отличаются тем, что читаются полностью, а сокращаются только в письменном тексте и пишутся с точками на месте сокращения.
В тексте курсовых работ встречаются условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются на общепринятые условные сокращения и условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.
Примером общепринятых условных сокращений, которые делаются после перечислений, могут служить: т. е. (то есть), и т. д. (и так далее), и т. п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие). Общепринятые сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при обозначении цифрами годов: г. (год), гг. (годы).
Таблицы
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц, что обеспечивает лучшую наглядность и удобство сравнения показателей. Таблицу в зависимости от ее размера обычно помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Если таблица не размещается в конце страницы, то она помещается на следующей странице, а свободное место заполняется текстом, следующим за таблицей.
Каждая таблица должна иметь заголовок, точно и кратко отражающий ее содержание. Заголовок таблицы следует помещать над таблицей по центру и печатать строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках таблиц не допускаются. В конце заголовка таблицы точка не ставится.
Если таблица заимствована из книги или статьи другого автора, на нее должна быть оформлена ссылка (см. пример).
В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» (с заглавной буквы) с указанием номера таблицы. Расстояние между словом «Таблица» и предшествующим абзацем должно составлять один полуторный междустрочный интервал, расстояние между словом «Таблица» и заголовком, а также между заголовком и самой таблицей должно составлять один полуторный интервал.
Таблицы должны иметь сквозную нумерацию по всему тексту КР. После номера таблицы точку не ставят. Знак «№» перед номером таблицы не ставят.
В таблицах допускается применять меньший размер шрифта, чем в тексте, и одинарный междустрочный интервал. Не допускается выделение курсивом или полужирным шрифтом заголовков граф и строк таблиц, а также самих табличных данных. Заголовки граф и строк таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, начинаются с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков граф и строк точки не ставят.
К цифровым табличным данным должны быть указаны единицы измерения. Если данные таблицы имеют разные единицы измерения, то они указываются в соответствующих заголовках (подзаголовках) граф или строк таблицы. Если все табличные данные имеют одну и ту же единицу измерения, то данную единицу, начиная с предлога «в», приводят над таблицей справа (например, в тыс. руб., в га, в кв. м, в процентах и т.п.).
Цифровые значения в графах таблиц проставляют так, чтобы разряды чисел по всей графе были расположены один под другим. В одной графе следует соблюдать одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк. Если данные графы (строки) таблицы не требуют заполнения, то следует ставить знак «Х». Для облегчения пользования таблицей допускается проводить горизонтальные линии, разграничивающие строки таблицы.
Ширина таблицы должна соответствовать ширине основного текста. При превышении ширины таблицу следует размещать в альбомном формате по тексту или в Приложении.
Не допускается при переносе отделять заголовок таблицы от самой таблицы, оставлять на странице только «шапку» таблицы без записи хотя бы одной строки табличных данных. Итоговая строка также не должна быть отделена от таблицы.
Исходя из общего замысла, иллюстрировать ВКР необходимо по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от случайных рисунков, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим вопросам работы.
Печать основного текста после завершения таблицы начинается через один полуторный междустрочный интервал.
Чертежи, схемы, диаграммы, рисунки могут быть выполнены на компьютере как в черно-белом, так и в цветном варианте.
Чертежи, схемы, диаграммы, рисунки в зависимости от их размера располагают в тексте непосредственно после того абзаца, в котором данный рисунок был впервые упомянут, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении. Положение рисунка центрируют.
Все чертежи, схемы, диаграммы, гистограммы должны иметь наименование, которое помещают над иллюстрацией. Перед наименованием печатают слово Гистограмма, Схема, Диаграмма (с заглавной буквы), затем пробел, после чего указывают номер рисунка. Название рисунков указывается после его изображения.
Чертежи, схемы, диаграммы, рисунки должны иметь сквозную нумерацию по всему тексту. После номера чертежа, схемы, диаграммы, гистограммы знак № не ставится, ставится пробел и указывается номер цифрой. На следующей строке приводится название (первая буква – заглавная, остальные – прописные).
Рисунки подписываются следующим образом. Пишется Рис. далее ставится пробел, и указывается цифрой номер рисунка без знака № и точки в конце названия. Название рисунка печатают строчными буквами (кроме первой прописной).
Следует отметить, что нумерация чертежей, схем, диаграмм, гистограмм, графиков, рисунков проводится отдельно друг от друга.
Если иллюстрация заимствована из книги или статьи, на нее в конце наименования рисунка должна быть оформлена ссылка.
Печать основного текста после чертежа, схемы, диаграммы, гистограммы, рисунка начинается через один полуторный междустрочный интервал.
Название таблицы (графика, гистограммы, схемы, рисунка и пр.) должно точно отображать содержание представленной в ней информации. На графике, гистограмме должны быть подписаны ось абцис и ординат (ОХ и ОY). Информация, представленная в графической форме должна быть доступна для восприятия и понимания.
Систематизированный текстовый и расчетный материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц, каждая из которых должна иметь заголовок. Перед общим заглавием таблицы в правой части страницы пишется слово «Таблица» и номер. Нумерация таблиц осуществляется сплошным порядком (Таблица 1, Таблица 2 и т. д.). Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Заголовок не подчеркивается. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, подзаголовки со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных – если они самостоятельные. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте, либо со следующей страницы таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
При переносе таблицы с одной страницы на другую необходимо пронумеровать графы, а на другой странице написать «Продолжение табл.» с указанием ее номера и номеров граф. Запрещается оставлять общий заголовок таблицы на одной странице, а саму таблицу переносить на следующую. Если все показатели в таблице имеют одинаковые единицы измерения, то их необходимо указать в общем заголовке. Если показатели имеют различные единицы измерения, то они указываются в боковых и верхних заголовках (в строках и столбцах таблицы). Все однородные показатели в таблице должны иметь одну размерность исчисления, а при отсутствии отдельных данных в ячейках следует ставить прочерк (тире). Данные, приводимые в таблице, должны быть проанализированы в тексте пояснительной записки.
В формулах, приводимых в ВКР, следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под ней, если они не пояснены ранее в тексте. Пояснения каждого символа следует делать в той же последовательности, в какой они даны в формуле, с новой строки. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где», без двоеточия после него.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой. Если после формулы нет разъяснения, то нужно ставить точку. Переносить формулы и последующие вычисления на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. Формулы в работе должны располагаться посередине листа и быть пронумерованы сквозной нумерацией ((1),(2),(3)) арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы в круглых скобках и выравниваются по правой стороне листа. Целесообразность того или иного порядка нумерации определяет автор работы. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например :... по формуле (3).
Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует проводить цитаты. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно проводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования выпускная квалификационная работа не допускается к защите. Цитирование автора делается только по его произведениям. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы, кроме случая, когда цитата представляет собой часть предложения автора. Если цитата воспроизводит только часть цитируемого предложения, то после открывающихся кавычек ставят отточие.
В конце выпускнойквалификационной работы необходимо привести список использованной литературы. На все приводимые литературные источники должны быть даны ссылки в работе, заключающиеся в квадратные скобки и соответствующие нумерации в списке использованной литературы, например: [3, С. 56]. Расположение источников в списке литературы должно быть в алфавитном порядке. Источники и литература на иностранных языках приводятся в соответствующем разделе списка после кириллического алфавитного ряда. Издания указываются в латинском алфавите.
Использованные источники могут включать в себя: законы, указы, постановления, положения, источники статистических данных, научную литературу, нормативно-техническую документацию, отчетность предприятий, сетевые ресурсы. Литературные источники, приведенные в списке, нумеруются арабскими цифрами и заносятся в список с новой строки.
Современное развитие информационных технологий привело к широкому использованию сети Интернет в качестве источника необходимой информации. В этих условиях статьи и периодические издания стали доступны пользователю по сети. Поэтому при использовании информации, полученной из таких источников, необходимо также ссылаться на них.
Источники в списке литературы указываются в следующем порядке:
· законодательная литература, если есть;
· основная и периодическая литература (сначала работы отечественных исследователей, затем работы зарубежных ученых (если они читались в подлиннике (на языке оригинала); если работы зарубежных авторов читались в русско- язычном переводе, то они включаются в общий список литературы;
· интернет-источники, если есть.
Пример оформления списка литературы представлен в приложении.
Приложение – это часть основного текста, которая имеет вспомогательное значение, являясь при этом необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и сметы, отдельные положения из инструкций и правил и т. п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, рисунки, графики и диаграммы.
Приложения оформляются как продолжение ВКР на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его номера и иметь тематический заголовок. При наличии в ВКР более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: Приложение 1, Приложение 2 и т. д.
Нумерация страниц, на которых даются приложения, должно быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложением осуществляется без ссылки, которые употребляются со словом «смотри». Оно обычно сокращается и заключается вместе с номером в круглые скобки, например: (см. Приложение 1).
Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста. При изложении научного материала часто возникает необходимость с нужной полнотой сделать разъяснение, привести дополнительные факты, побочные рассуждения и уточнения, опираясь на дополнительные источники с их особенностями. В таких случаях, чтобы не загромождать основной текст, используют примечания, которые или помещают внутри текста в круглых скобках (как вводное приложение), или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, располагают в конце листа.
Нумерацию примечания применяют постранично (если их мало и они разрознены) или сквозным способом (по всему разделу). Знак сноски размещают в тексте:
1) после слова или словосочетания, к которому примечание относится;
2) в конце предложения, если примечание относится к нему в целом;
3) перед точкой, запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире, закрывающейся скобкой и закрывающимися кавычками (если относится к последнему выражению в скобках или кавычках), но после многоточия, вопросительного и восклицательного знаков и точки как знака графического сокращения, закрывающих скобок и кавычек (если относится целиком к выражению в скобках или кавычках).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Примерные темы работ
1. Агрессивные тенденции в поведении подростков с различным уровнем тревожности.
2. Адаптация детей к начальной школе с разным уровнем подготовки.
3. Акцентуации характера у подростков, воспитывающихся в детском доме.
4. Анализ представлений педагогов дошкольного образования в педагогической деятельности.
5. Анализ представлений старшеклассников о смысле жизни в контексте личностного самоопределения.
6. Арт-техники в практике индивидуальной работы с детьми младшего школьного возраста.
7. Взаимосвязь компонентов психологической готовности детей 6-ти лет к школьному обучению.
8. Взаимосвязь учебной мотивации с успеваемостью младших школьников.
9. Влияние дидактических игр на развитие познавательной деятельности младших школьников.
10. Влияние индивидуально-личностных характеристик на выбор профессии у учащихся старших классов
11. Влияние индивидуальных черт личности учащихся в юношеском возрасте на поведение в конфликте.
12. Влияние личностных особенностей подростка на его статус в группе.
13. Влияние мотивации достижения на учебную деятельности старших школьников.
14. Влияние научно-исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности.
15. Влияние перфекционизма как свойства личности на школьную успеваемость старшего школьника.
16. Влияние родительских позиций на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.
17. Влияние социально-психологических установок родителей на эмоциональное развитие детей младших дошкольного возраста.
18. Влияние социально-психологического тренинга на акцентуацию характера у старшеклассников.
19. Влияние стиля воспитания в семье на взаимоотношения подростка с родителями.
20. Влияние стрессоустойчивости на агрессивное поведение старшеклассников.
21. Влияние типов родительских отношений на развитие личности старшего дошкольного возраста.
22. Влияние тревожности на успеваемость учащегося младшего школьного возраста.
23. Влияние уровня интеллектуального развития подростков на успешность адаптации к обучению в среднем звене.
24. Влияние уровня тревожности школьников на статусное положение в группе сверстников.
25. Влияние уровня успеваемости в учебной деятельности на самооценку младшего школьника.
26. Восприятие партнера противоположного пола у старших подростков: реальный и идеальный образ.
27. Выражение личности подростка через рисунки в стиле граффити.
28. Гендерные особенности формирования полоролевой идентичности у старших подростков.
29. Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
30. Динамический аспект ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
31. Зависимость уровня успеваемости и поведенческих особенностей младших школьников от группы здоровья
32. Изучение взаимосвязи интеллекта и воображения у младших школьников.
33. Изучение влияния образов массовой культуры на представление об образе ученика у детей 6-7 лет.
34. Изучение влияния эмоциональной тревожности на статусное положение учащихся начальной школы.
35. Изучение эмоционального состояния детей в первый год школьного обучения.
36. Исследование компонентов психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.
37. Исследование мотивации достижения у старших дошкольников с интернальной и экстернальной локализацией контроля.
38. Исследование особенностей восприятия старшеклассниками педагога.
39. Исследование половозрастных особенностей агрессивности подростков.
40. Исследование ролевых ожиданий и притязаний к брачному партнеру у юношей и девушек.
41. Исследование стилей руководства коллективом старшеклассников.
42. Исследование уверенности в себе как свойства личности подростков с различным социальным статусом в группе.
43. Исследование уровня развития кратковременной и оперативной памяти у взрослых людей.
44. Когнитивная составляющая Я-концепции как фактор личностного самоопределения в ранней юности.
45. Личностное самоопределение в структуре Я-концепции старшеклассников.
46. Модели обучения и их влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника.
47. Образ себя и образ родителей у старшего дошкольного возраста.
48. Образ семьи в подростковом и юношеском возрасте: сравнительный анализ
49. Особенности внимания дезадаптированных учащихся младшего школьного возраста.
50. Особенности внимания младших подростков с учетом половозрастных различий.
51. Особенности восприятия образа отца детьми подросткового и юношеского возраста.
52. Особенности выбора профессии в ранней юности.
53. Особенности грамматического строя речи младших школьников.
54. Особенности диалогической речи в дошкольном возрасте.
55. Особенности использования различных форм коммуникативного воздействия на уроке в начальной школе.
56. Особенности коррекции детско-родительских взаимоотношений в семьях подростков с девиантным поведением.
57. Особенности личностного развития и критериев воспитанности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.
58. Особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников.
59. Особенности логического и творческого мышления младших школьников.
60. Особенности межличностных отношений подростков, воспитывающихся в учебных заведениях закрытого типа.
61. Особенности мотивации выбора будущей профессии у старшеклассников.
62. Особенности обучения младших школьников конструктивному разрешению конфликтов.
63. Особенности организационной культуры и ценностно-ориентационного единства работников предприятия.
64. Особенности осознания нравственных норм детьми 5-7 лет.
65. Особенности осознания нравственных норм и нравственно-волевых качеств детьми 6-7 лет.
66. Особенности представлений дошкольников 5-6 лет о нравственно-волевых качествах.
67. Особенности представлений о неуспевающих и успевающих учениках у младших школьников, учителей и родителей.
68. Особенности произвольного внимания у успевающих детей и у детей с трудностями обучения.
69. Особенности профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.
70. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
71. Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога с учащимися старших классов общеобразовательных школ.
72. Особенности процесса подготовки к школьному обучению детей с нарушениями зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения
73. Особенности развития речи детей раннего возраста.
74. Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
75. Особенности развития самосознания и самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
76. Особенности развития смысловой памяти у младших школьников
77. Особенности развития толерантности как качества личности в подростковом возрасте.
78. Особенности самоактуализации подростков с различными акцентуациями характера
79. Особенности самооценки у подростков с разным типом направленности личности.
80. Особенности формирования абстрактного мышления старших дошкольников на примере понимания пословиц, поговорок.
81. Особенности формирования самооценки в школьном возрасте.
82. Осознание старшеклассниками собственного развития в аспекте временной перспективы.
83. Проблема формирования личных профессиональных планов старшеклассников.
84. Профилактика употребления психоактивных веществ в старшем школьном возрасте.
85. Психологические детерминанты развития взаимоотношений у старших подростков.
86. Психологические особенности дезадаптации первоклассников в школе.
87. Психологические особенности картины мира младших школьников.
88. Психологические особенности представлений о политике старшеклассников.
89. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
90. Психологические особенности проявления агрессии в школьном возрасте.
91. Психологические особенности формирования управленческой команды как фактора эффективности малого предприятия.
92. Психологические особенности школьной мотивации первоклассников.
93. Психологический анализ агрессивного поведения дошкольников.
94. Психологический анализ агрессивности в школьном возрасте.
95. Психологический анализ образа идеального учащегося в представлениях учеников и учителей.
96. Психологический анализ факторов, влияющих на формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте.
97. Психологическое сопровождение выбора профессии учащихся 7-9 классов.
98. Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте.
99. Ценностные ориентации членов молодежных объединений и организаций.
Приложение 1
Образец оформления оглавления
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются.
Ф.А. Кузин указывает, что заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на три – пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………............. Глава 1. Исследование проблемы детского творчества и творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных психологов …………………………… 1.1. Способности как психологический феномен ………………………………… 1.2. Исследования детского изобразительного творчества ………………………. 1.3. Дошкольное детство как благоприятный период для развития воображения и творческих способностей ……………………………………………………. 1.4. Основные этапы на пути развития творческих способностей ребенка……… 1.5. Развитие творческих способностей ребенка в процессе изобразительной деятельности............................................................................................................ Глава 2. Экспериментальное исследования развития творческих способностей старших дошкольников ………………………………………………………… 2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования ………………………………….……… 2.2. Диагностика творческих способностей дошкольников ……………………… 2.3. Методика и программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста .................................................................................. 2.4. Сравнительный анализ данных экспериментального исследования ………. 2.5. Выводы и психолого-педагогические рекомендации ………………………… Заключение ………………………………………………………………………………. Список литературы …...…………………………………………................................... Приложения ……………………………………………………………………………… |
Приложение 2
Структура научного исследования [1]
Приложение 3
Методические рекомендации по оформлению списков литературы[2]
Обязательной составной частью ВКР является список литературы, использованной при ее создании. Он состоит из совокупности библиографических записей, включающих описания использованных или цитированных произведений печати и других документов. Такой список помещается за текстом, связан с конкретными местами текста при помощи так называемых отсылок и обычно имеет простую структуру. Список литературы позволяет определить источниковедческую базу исследования, отразить работу автора по сбору и анализу литературы, документировать некоторые положения и выводы, указывая, какие сведения были заимствованы из других публикаций и составить представление о научных позициях автора.
Список включает библиографические описания документов, составленные на основе их анализа. Вопросам оформления списка источников и литературы, прилагаемого к научной работе, следует уделять серьезное внимание. С целью унификации библиографических списков литературы, следует использовать ГОСТ 7.1 - 2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления"[3]. (ГОСТ вступил в силу 1.07.2004), ГОСТ 7.80 - 2000 "Библиографическая запись. Заголовок". При сокращении слов в описании руководствоваться ГОСТом 7.12 – 93 "Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила"[4].
Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.
При создании библиографического описания следует помнить, что источником библиографических сведений является документ (особенно те элементы, которые содержат выходные сведения), и они указываются в том виде, в каком они даны в документе или их формулируют на основе анализа документа. В некоторых случаях для уточнения имеющихся или получения недостающих библиографических сведений используют различные источники - каталоги, картотеки, справочные и библиографические пособия и т. п. В этом случае такие сведения заключаются в квадратные скобки.
Использование государственных стандартов на библиографическое описание обязательно при создании личных картотек, конспектов, выписок, в ссылках и списках литературы. В качестве аргумента приведем слова писателя с мировой славой, профессора нескольких университетов Умберто Эко: «...Вдобавок нормы библиографического описания составляют собой, так сказать, красу научного этикета. Их соблюдение указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляет выскочку и неуча и нередко бросает позорящую тень на работу, казалось бы, приличную на первый взгляд. Ритуал. Можно сказать - церемония. Да! Но вовсе не бессмысленная, не пустое начетничество. Так же устроен мир спорта, мир коллекционеров марок, преферансистов, политиков: кто путается в профессиональных жестах или терминах, вызывает настороженность. Он - «не свой», посторонний. Старайтесь соблюдать устав научного монастыря».[5]
Рекомендуется представлять единый список литературы (книги и статьи) к работе в целом. В этом случае каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы. В зависимости от включённых в список материалов и их количества применяют ту или иную систему группировки библиографических описаний:
· алфавитную;
· систематическую;
· хронологическую;
· по главам;
· в порядке первого упоминания документов в тексте;
· по видам источников.
Для студенческих работ рекомендуется алфавитная группировка.Библиографические записи в таком списке располагаются в строгом алфавите фамилий авторов и заглавий произведений, если автор не указан. Работы одного автора группируют по алфавиту их названий, авторов-однофамильцев - по алфавиту инициалов авторов. При перечислении нескольких работ одного автора его фамилию и инициалы указывают каждый раз. Работы одного автора и его работы с соавторами располагаются в списке в алфавите первых слов заглавий, при этом фамилии соавторов не учитываются. При наличии в списке источников на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд в конце списка документов с единой нумерацией по всему списку. Независимо от принятой системы группировки библиографических описаний документов в начале списка рекомендуется располагать нормативные и руководящие материалы. Нормативные акты располагаются по юридической силе:
1. Международные нормативные акты.
2. Конституция.
3. Федеральные конституционные законы.
4. Постановления Конституционного Суда.
5. Кодексы.
6. Федеральные законы.
7. Законы.
8. Указы Президента.
9. Акты Правительства: а) постановления; б) распоряжения.
10. Акты Верховного и Высшего Арбитражного Судов
11. Нормативные акты министерств и ведомств: а) постановления; б) приказы; в) распоряжения; г) письма.
12. Региональные нормативные акты (в том же порядке, как и российские)
13. ГОСТы.
14. СНиПы, СП, ЕНИРы, ВНИРы и др.
Расположение внутри равных по юридической силе документов - по дате принятия.
Наиболее правильным является для списка название:
1. Список использованной литературы.
2. Использованная литература.
3. Литература.
4. Список литературы.
5. Источники и литература.
Примеры
1. Розанов И. Н. Как создавалась библиотека Исторического музея : докл. на заседании Ученого совета Гос. публ. ист. б-ки РСФСР 30 июня 1939 г. // ГАРФ. Ф. А-513. Оп. 1. Д. 12. Л.14.
2. Материалы об организации Техникума печати при НИИ книговедения // ЦГАЛИ СПб. Ф. 306. Оп. 1. Ед. хр. 381.
3. Северо-Западное бюро ЦК ВКП (б). Общий отдел. Протоколы // ЦГАИПД. Ф. 9. Оп. 1. Ед. хр. 109.
4. Гребенщиков Я. П. К небольшому курсу по библиографии : материалы и заметки, 26 февр. - 10 марта 1924 г. // ОР РНБ. Ф. 41. Ед. хр. 45. Л. 1-10
5. Лонгинов М. Н. Письма (9) С. Д. Полторацкому, 1857-1860 гг. // ОР РНБ. Ф. 603 (С. Д. Полторацкий). Д. 145. 15л.
Если дело (единица хранения) или конкретный документ, хранящийся в деле, не имеет заглавия, оно может быть сформул