Тема: Представление и воображение
Цель эксперимента. Определение яркости – четкости представлений (по методу саморанжирования).
Материал и оборудование. Бланк опросника Д. Маркса.
Методика
Ход эксперимента. Перед началом опыта экспериментаторсообщает испытуемомуинструкцию.
Испытуемыйчитает опросник и оценивает яркость – четкость своего представления соответствующим баллом путем соотнесения его со словесно описанными градациями. Баллы проставляются в протоколе для каждого задания опросника, а затем их суммируют по всему опроснику. Общая сумма оценок служит показателем способности субъекта к представлению об объекте по признаку яркости – четкости вторичного образа (чем больше сумма баллов, тем более ярко представление).
Инструкция испытуемому. «Целью исследования является определение яркости–четкости возникающих у Вас представлений. Задания опросника вызовут у Вас определенные образы. Вы должны оценить их яркость – четкость на основе предлагаемой шкалы оценок. При оценке каждого представления сверяйтесь со шкалой. Старайтесь оценивать каждое задание независимо от оценки других заданий. Запомните, что представление об объекте нельзя путать со знанием о нем. Вы должны видеть объект мысленным взором, и Ваша задача – оценить яркость – четкость возникшей у Вас картинки».
Опросник Д. Маркса
Шкала оценки представлений
5– представление абсолютно яркое, четкое, чистое, как образ восприятия;
4– представление яркое, четкое, чистое;
3– представление средней яркости–четкости;
2– представление неясное, тусклое и смутное;
1– представления нет вообще: Вы только знаете, что Вы думаете о
предмете.
Задания
Подумайте о ком-нибудь из Ваших родственников или друзей, которых Вы часто видите. Сосредоточьтесь на образе, который встал перед Вашим мысленным взором. Оцените по шкале «яркость–четкость» представления, которые будут возникать у Вас в соответствии со следующими вопросами:
1. Представьте точные контуры лица, головы, плеч, тела этого человека.
2. Представьте характерные положения головы и позы его тела.
3. Представьте его осанку, манеру себя держать, походку, длину ша-
га при ходьбе; представьте все это в едином образе.
4. Представьте цвета его одежды, хорошо Вам знакомой.
Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены восхода солнца:
5. Солнце встает в подернутое дымкой небо.
6. Солнце встает в синее небо.
7. Солнце встает, но на небе облака; в стороне начинается гроза, видны вспышки молний.
8. Встает солнце, на небе радуга.
Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены, связанные с магазином, куда Вы часто ходите.
9. Представьте полную картину магазина с противоположной стороны улицы.
10. Представьте витрину этого магазина с товаром.
11. Представьте, что Вы подходите к двери; представьте цвет, размер, детали двери.
12. Представьте, что Вы входите в магазин, идете к прилавку; представьте продавца, его руки, он отпускает товар, дает сдачу.
Представьте себе деревенский уголок с деревьями, горами, озером.
13. Представьте данный ландшафт в целом.
14. Представьте деревья, их цвет и размер.
15. Представьте цвет и размер озера.
16. Представьте, что подул ветер, деревья зашумели, на озере появи-
лась рябь.
Протоколистпроставляет баллы для каждого задания опросника в протоколе.
Словесный отчет испытуемого:________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Обработка результатов.
Вычислить среднюю арифметическую величину ( x) оценок и дисперсии (S) индивидуальных оценок в группе испытуемых.
Вывод. Проанализировав количественные результаты, а также данные самоотчета испытуемого и наблюдений экспериментатора за его поведением в ходе эксперимента, выявите индивидуальные различия между участниками. Обсудите, с какими качествами памяти внимания и речи связаны яркость – четкость представлений. Сформулируйте, в каких случаях целесообразно применять метод самооценки. Отметьте, возникали ли у Вас при выполнении заданий образы не только зрительной, но и других модальностей и каких именно?_________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Лабораторная работа № 17