Тема: Исследование речи с помощью метода семантического дифференциала Ч. Осгуда
Цель работы:построение субъективных семантических пространств с помощью метода семантического дифференциала Ч. Осгуда.
Вводные замечания.
Метод «Семантический дифференциал» (СД) принадлежит к методам экспериментальной семантики и является одним из методов построения субъективных семантических пространств. Техника СД испытуемыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, которое данное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуемого индивида в результате его жизненного опыта.
Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социологии, теории массовой коммуникаций и рекламе, а также в области эстетики. Как полагает Ч. Осгуд, метод СД позволяет измерять так называемое коннотативное значение – те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами. Наиболее близким к аналогам коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной психологии является понятие личностного смысла субъекта. Ч. Осгуд и коллеги при разработке методики и ее применении в различных областях выявили общую меру, на основе которой выносятся человеческие оценки. Она состоит из 3-х критериев или факторов, которые в совокупности определяют эмоциональный аспект значения исследуемого объекта.
Каждый из 3-х факторов (оценки, силы и активности) представлен набором тесно связанных между собой шкал, отражающих отдельные аспекты человеческого восприятия.
Наиболее употребительными для фактора оценки являются шкалы: «хороший – плохой», «светлый – темный», «чистый – грязный».
Наиболее употребительными для фактора силы являются шкалы: «сильный – слабый», «тяжелый – легкий», «твердый – мягкий».
Наиболее употребительными для фактора активности являются шкалы: «активный – пассивный», «быстрый – медленный», «горячий – холодный».
Суть методики СД сводится к следующей процедуре. Исследуемый объект, в качестве которого может выступить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками. Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный континуум градаций выраженности значений, переходящий от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака. СД является, таким образом, комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедуры шкалирования. Оценка значения понятия в шкале СД позволяет поместить его в точку семантического пространства (СП). Положение точки характеризуется двумя основными показателями: направленностью от начала координат – нейтральной позицией шкалы (качественная характеристика, поляризация знака); удаленностью от начала координат (количественная характеристика,
интенсивность). Чем длиннее вектор удаленности СП от нейтральной позиции, тем интенсивней реакция и более значимо для испытуемого оцениваемое понятие. Полученные на основании процедуры СД коли чественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия – ломаной линии, соединяющей отмеченные испытуемым точки на шкалах. Комплекс семантического профиля характеризует оцениваемое понятие.
Помимо анализа особенностей психосемантики и отношений к различным объектам и явлениям СД позволяет проводить исследования самооценки. Анализ индивидуального СП, самооценки и других показателей с помощью метода СД в ряде отношений более выгоден, чем простая шкалированая оценка конкретных альтернативных характеристик. Имеется ряд возможностей для исследования «скрытой» структуры индивидуальных значений, оценок, отношений. Совокупность шкал для характеристики объекта позволяет вводить дополнительные «маскирующие» оси для получения информации о потенциально болезненных или интимных сторонах самооценки.
В рамках данной лабораторной работы студентам предлагается принять участие в двух заданиях (опытах) с использованием метода семантического дифференциала для исследования речи.
Задание 1. Исследование соответствия семантической и звуковой стороны слова
Цель:изучение сходства между значением слова и его звуковой стороной с помощью построения семантических пространств.