Обработка семантического дифференциала

О + гладкое 2 шершавое - О
С - женственное 2 мужественное + С
А + горячее 2 холодное - А
О - смутное 1 ясное + О
С + сильное 1 слабое - С
А - тихое 2 громкое + А
О + хорошее 2 плохое - О
С - маленькое 2 большое + С
А + острое 1 тупое - А
О - кислое 2 сладкое + О
С + сложное 1 простое - С
А - пассивное 1 активное + А

По каждому предложенному понятию (наркотик, удовольствие, Я-сам) получаем показатели: Отношения, Силы, Активности и полученные показатели обозначаем на оси ХУ.

Например, в представленной таблице мы получаем следующие показатели:

Отношение = 2+1+2+2 = 7

Сила = (-2)+1+2+1 = 2

Активность = 2+2+1+1 = 6

Следует отметить, что получаемые графики не являются графиками в обычном понимании этого слова. На самом деле мы получаем на каждое понятие три точки, которые соединяются между собой лишь для удобства анализа данных.

Обработка семантического дифференциала - student2.ru

При выявлении групп риска наркотизации, следует обращать внимание на соотношение параметра силы понятия «наркотик» и «Я-сам», т.к. параметр «силы» (в методе семантического дифференциала) во взаимных оценках выявляет отношения доминирования подчинения, поэтому если показатели «силы» наркотика превышают показатель «силы» собственного Я, можно предположить наличие зависимости (может быть и первого – социального этапа ее развития) или отношений созависимости с кем-то из близких, злоупотребляющих психоактивными веществами.

Также следует обращать внимание на оценку несовершеннолетних себя по параметру «отношение», т.к. низкий показатель будет свидетельствовать о низкой самооценке, а значит и о необходимости психокоррекционной работы направленной на развитие адекватной самооценки.

Кроме того, у несовершеннолетних употребляющих наркотики или имеющих близкие и частые контакты с людьми, злоупотребляющими психоактивными веществами, показатель «активности» наркотика будет выше, чем у тех, кто такого опыта не имеет.

В данном исследовании понятие «удовольствие» не несет непосредственно диагностической функции. Посредством оценки этого понятия проверяется, правильно ли была понята инструкция испытуемыми. Трудно представить, чтобы человек отрицательно относился к собственному удовольствию, поэтому, если по показателю «отношение» «удовольствие» будет иметь отрицательное значение, данные семантического дифференциала не оцениваются вообще. К тому же, оценка понятия «удовольствие» по показателю «сила» показывает, может ли человек сам организовывать и управлять теми событиями, которые приносят ему удовольствие, находить возможности получать то, что доставляет ему радость. Кроме этого можно делать выводы о том, что доставляет человеку удовольствие: возможность расслабиться и снизить свою личную активность (если по параметру «активность» «удовольствия» ниже чем «активность» «Я-сам») или он получает удовольствие в ситуациях связанных с проявлением личной активности («активность» «Я-сам» выше чем «активность» «удовольствия»). Данная информация может быть полезной при выборе форм альтернативной наркотизации деятельности в профилактических программах, направленных на усиление защитных факторов.

В результате обработки данных полученных в ходе исследования и проведенного статистического анализа были выделены следующие «факторы» риска: «фактор окружения», «фактор опасения», «фактор личного опыта», а также «фактор отношения», «уровень риска», который выявляется по результатам методики семантического дифференциала.

На основании ответов по каждому из факторов можно судить о том, насколько велика вероятность «вхождения» подростка в группу риска, а также делать выводы о направленности профилактической работы.

Риск по фактору «опасения» свидетельствует о необходимости просветительской работы, направленной на развитие знаний о вреде наркотиков для организма человека и их разрушительном воздействии на личность. И в этом случае речь идет об организации общей воспитательной работы, основная цель которой заключается в формировании у детей и подростков как антинаркотических установок, так и внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.

Риск по «фактору окружения» указывает на опасную близость к подростку людей, употребляющих наркотики, и в данном случае требуются меры по изменению круга общения подростков, привлечения внимания родителей и педагогов к вопросу организации досуга детей и подростков, имеющих высокий балл риска по данному фактору.

Если к «фактору окружения» присоединяется риск по фактору «отношения», то требуется организация коррекционной работы, т.к. это и есть «группа риска» в плане возможного наркогенного заражения. В данном случае работа с детьми и подростками должна быть направлена на коррекцию и нивелирование личностных деструктов, способных обусловливать приобщение к психоактивным веществам.

Риск по фактору «личного опыта» свидетельствует о необходимости серьезных мер профилактики, а в некоторых случаях, возможно, и лечения.

При составлении индивидуального плана работы с ребенком необходимо проводить диагностику личностных особенностей (повышенная тревожность, неустойчивая Я-концепция, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), подростков оказавшихся в группе риска. А также получить информацию о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и особенностях поведения в школе и учебной деятельности.

Заключение

По итогам тестирования каждого учащегося оформляется социально-психологическое заключение и разрабатываются рекомендации по дальнейшим профилактическим мероприятиям.

Координатор мероприятий по социально-психологическому тестированию в образовательном учреждении, выявляет несовершеннолетних группы среднего и высокого риска по немедицинскому потреблению наркотических средств, психотропных и других токсических веществ и в письменном виде информирует об этом руководителя образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения принимает решение о передаче сведений в учреждение здравоохранения (территориальный наркологический кабинет или диспансер) для перевода несовершеннолетних группы среднего и высокого риска на второй этап комплекса мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических, психотропных и других токсических веществ.

В отношении обучающихся и воспитанников группы риска проводится комплекс профилактических мероприятий.

Источник: Руководство по профилактике наркозависимости в образовательной среде//Под науч. ред заслуж. деят. науки РФ, д. б. н., проф. Л. М. Шипицыной и д. м. н., проф Л. С. Шпилени, Санкт-Петербург, 2003 г.

Наши рекомендации