Функции научного руководителя и выбор темы исследования
Каждый студент, выполняющий исследовательскую работу, прикрепляется к научному руководителю.
Написание курсовой работы (проекта) предполагает сотрудничество студента со своим научным руководителем.
Написанию курсовой работы (проекта) предшествует выбор темы, что имеет исключительно большое значение. Правильно выбрать тему - значит наполовину обеспечить успешность ее выполнения.
Несколько советов об алгоритме формулирования темы теоретического исследования, которые сводятся к тому, что:
- в названии работы следует избегать слов, содержание которых ничего не добавляет к ее существу и не несет никакой информационной нагрузки («некоторые», «определенные», «особые»);
- в названии нежелательно употребление слов, содержащих незавершенность (исследование…, совершенствование…, разработка…, изучение…, некоторые вопросы… и т.п.);
- должны отсутствовать аббревиатуры и другие сокращения, не являющиеся общепринятыми и общедоступными.
- не следует использовать в названии слова «проблемы», «вопросы». Нужно точно указывать, какая именно проблема или какой конкретный вопрос ставится в центр теоретического исследования.
- не рекомендуются в названиях работ начальные слова «совершенствование». Совершенствование всегда является незавершенным процессом, а работа должна быть завершенным, законченным исследованием.
Кроме вышесказанного, формулировка темы должна быть ясной по форме, т.е. не должна содержать неудобочитаемых и заумных фраз со словами и словосочетаниями, известными лишь Вашему научному руководителю. Название работы не должно быть длинным. Здесь нам на помощь приходят несложные приемы разбивки названий с помощью двоеточий и скобок, которые уточняют и конкретизируют основную тему. Пример такого названия может быть следующим: «Факторы, обеспечивающие повышение гибкости (на примере гимнастики)».
Таблица 1
Примеры тем исследования
Тема курсовой работы (проекта) |
Пособия по временной нетрудоспособности |
Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ |
Реализация права на социальное обслуживание инвалидов в РФ |
Трудовой стаж, его виды и значение в социальном обеспечении |
Правовое регулирование социальной защиты осужденных в местах лишения свободы |
Правовое регулирование страхового стажа |
Реализация права на досрочные трудовые пенсии по старости работников, занятых на лесозаготовительных работах. |
Этика юриста в его профессиональной деятельности. |
Процедурные правоотношения в системе пенсионного обеспечения. |
Проблемы правового регулирования социальной защиты материнства, отцовства, детства и семьи в Российской Федерации. |
Меры социальной поддержки ветеранов. |
Социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей |
Предоставление государственных и муниципальных услуг населению в электронной форме. |
Приемная семья: понятие, порядок образования и прекращения |
Пособия и компенсации в связи с материнством, отцовством и детством. |
Условия усыновления детей российскими гражданами. |
Правовое положение беженцев в Российской Федерации. |
Социальная политика в Российской Федерации: понятие и правовые основы. |
Социальное обеспечение в России до 1917 года. |
Специфика профессионального общения в деятельности юриста. |
Социальная работа с детьми, находящимися в социально-опасном положении |
Фандрайзинг в социальной работе |
Форма устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Особенности организации досуга пожилых людей |
Социальное обслуживание пожилых людей |
Социальная работа с детьми из семей с алкогольной зависимостью |
Наркомания как социальная проблема |
Проявление Интернет-зависимости в подростковом возрасте |
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях |
Особенности социального обслуживания пожилых людей на дому |
Влияние дидактических игр на формирование представлений о пространстве у детей дошкольного возраста |
Основы безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста |
Туристическая характеристика села Ыб Сыктывдинского района РК |
Рыболовный туризм в Республике Коми |
Характеристика потребителей туристского продукта |
Виды экстремального туризма |
Руководитель исследовательской работы:
- рекомендует основную литературу по избранной теме, называет источники для ее самостоятельного поиска;
- помогает студенту разработать содержание (план) исследования, предлагает график выполнения отдельных частей исследовательской работы;
- помогает сформулировать понятийный (научный) аппарат исследования, выявить его актуальность;
- в процессе исследования проводит систематические консультации;
- подсказывает, как справиться с различными задачами;
- помогает студенту представить результаты теоретического исследования на студенческих конференциях различного уровня;
Требования к курсовой работе.
Курсовая работа (проект) должна отличаться актуальностью тематики, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной науки. Студенту, работая над ней, следует:
1. Изучить и проанализировать научную, научно-методическую литературу и периодику по проблеме исследования.
2. Изучить и проанализировать историю исследуемой проблемы, ее практическое состояние с учетом передового опыта учителей и воспитателей, а также личного опыта, приобретенного в процессе его педагогической практики.
3. Оформить курсовую работу (проект) в соответствии с требованиями стандарта. По объему курсовая работа (проект) должна занимать не менее 25, но не более 40 страниц печатного текста (без учета приложений). Содержание курсовой работы может состоять из одной - двух глав теоретического характера, включающей в себя по 2-4 параграфа, либо только из параграфов, без глав.
4. Курсовая работа (проект) должна быть представлена в двух вариантах: на бумажном и электронном носителях (на диске). Итоговый вариант исследовательской работы перед защитой должен быть проверен на антиплагиат (уникальность должна составить не менее 65%).
Текст работы должен быть распечатан на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги через 1,5 интервала в текстовом процессоре Word. Формат бумаги А-4 (210×297), параметры страниц: верхнее поле – не менее 15 мм, нижнее поле – 15 мм, левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм; межстрочный интервал – 1,5; количество строк на странице – не более 30; размер шрифта Times New Roman № 14. Рекомендуется производить выравнивание текста по ширине страницы. Нумерация страниц - с третьей в правом верхнем углу. Абзацный отступ – 1,25 см.
Во введении названия категорий понятийного аппарата (цель, задачи, объект, предмет и методы исследования) выделяются жирным шрифтом. Например:
Цель исследования – обоснование возможности…..
Задачи:
1. ….
2. ….
3. ….
Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Заголовки глав и разделов отделяются от последующего текста одним интервалом сверху и снизу.
Если структура исследовательской работы включает главы, то они начинаются с новой страницы, а параграфы продолжаются, отделяясь друг от друга интервалом сверху и снизу.
Название глав и параграфов печатаются полужирным шрифтом, точка в конце названия не ставится. Заголовки глав нумеруются арабскими цифрами с точками, параграфов – двумя арабскими цифрами с точками, где первая цифра соответствует номеру главы, а вторая – номеру параграфа. Расстояние между заголовками и текстом отделяется одним интервалом. Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовке не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Если структура исследовательской работы включает только параграфы, и нет глав, то каждый параграф начинается с новой страницы.
5. Список используемой литературы, оформленный в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Список может содержать не более 25% изданий, относящихся к учебникам и учебным пособиям для студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. В библиографический список (не менее 15 источников) включаются только те издания, которые находят отражение в содержании работы и на них имеются ссылки в тексте. Образец оформления списка используемой литературы для специальностей 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 43.02.10 ТуризмПриложение 3.
Образец оформления списка используемой литературы для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 39.02.01 Социальная работа Приложение 4.
Пример оформления списка используемой литературы для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 39.02.01 Социальная работа Приложение 5.
Структура курсовой работы (проекта)
В курсовой работе должны наличествовать:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список используемой литературы;
приложение(если требуется).
Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенным правилам.
Требования к оформлению титульного листа (Приложение 2).
Содержание (план)– это каркас, на котором строится вся работа. Он должен быть четким и продуманным, а формулировки его пунктов – емкими, краткими, отражающими основные положения работы. Нельзя давать формулировки публицистического стиля, в виде вопросительных предложений и т.д.
Теоретический анализ отобранной литературы станет основанием для составления содержания (плана) исследовательской работы. План, оформленный соответствующим образом, с добавлением введения, заключения, списка используемой литературы и приложений, с указанием страниц озаглавливается «Содержание» и помещается после титульного листа.Содержание содержит перечень частей исследовательской работы с указанием страниц, соответствующих началу каждой части работы.
Содержание дает общее представление о структуре работы и позволяет легко находить нужные фрагменты текста. В нем нельзя сокращать или давать заголовки в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с текстом. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице.
Пример оформления содержания курсовой работы
Содержание
Введение | |
1. | |
2. | |
3. | |
Заключение | |
Список используемой литературы | |
Приложение |
или
Введение | |
Глава 1. | |
1.1. | |
1.2. | |
1.3. | |
Глава 2. | |
2.1. | |
2.2. | |
2.3. | |
Заключение | |
Список используемой литературы | |
Приложение |
1. Введение- это вступительная часть учебно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы. Во введении должны быть представленыцель, задачи, объект, предметисследования.
2. Основная часть, в которой раскрывается содержание курсовой работы, как правило, состоит из теоретического раздела. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы, и показываются позиции автора. Основная часть может состоять как из одной, так и из нескольких глав, содержащих параграфы, включающие выводы по каждой главе либо нескольких параграфов с выводами (без глав).
3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор. Заключение должно быть кратким, обстоятельным, соответствовать поставленным задачам и освещать направления дальнейших исследований.
6.Список используемой литературы представляет собой перечень подобранных студентом изданий, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. Правила оформления регламентированы ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».Список должен содержать не менее 15источников (желательно последних лет издания).
7.Приложение, иллюстрирующее отдельные стороны исследовательской работы (если требуется).
Структурные элементы курсовой работы (проекта) | |
Титульный лист | |
Содержание | |
Введение (актуальность, научный аппарат, включающий в себя: цель, задачи, объект, предмет). | |
Основное содержание работы, состоящее обычно из 1-й или 2-х глав и нескольких параграфовили только несколькихпараграфов (без глав). | |
Заключение | |
Список используемой литературы (не менее 15 источников) | |
Приложение | |
Объем работы 25 – 40 страниц без учета приложений | |
Введение
Введение является важной частью курсовой работы (проекта), это краткое изложение основных положений исследования. Во введении раскрывается современное состояние проблемы, которой посвящена работа. Приводится краткий обзор истории вопроса с указанием авторов, занимавшихся изучением выбранной темы, и направлений, в которых изучалась данная проблема. Рекомендуется кратко упомянуть об основных результатах, полученных в ходе исследования данной темы, а также обозначить вопросы, которые являются недостаточно изученными.
Исходя из этого, автором формулируется актуальность темы исследования; обозначаются цель и задачи работы. Цель исследования предполагает общую формулировку проблемы; задачи носят частный характер и затрагивают отдельные стороны проблемы. Обычно формулируется от трех до пяти задач. Обязательно указывается объект и предмет исследования. Введение должно содержать информацию о структуре исследовательской работы. Необходимо указать, что рассматривается в первой главе, чему посвящена вторая глава и т.д.Если курсовая работа не содержит глав, а только параграфы, то необходимо кратко указать, что рассматривается в каждом параграфе.
Введение должно быть кратким, в нем не следует полностью раскрывать проблематику данной темы. Примерный объем введения курсовой работы составляет 1,5-3 страницы.