Технология реализации взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи в формировании творческих способностей дошкольников

В настоящее время идет активное внедрение в практику дошкольных организаций современной педагогики развития, педагогики творчества и свободы.

Особое значение имеет в дошкольном возрасте развитие творческих способностей. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в научной литературе существует разные подходы, связанные с вопросами творческого развития дошкольников в разных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной, литературной, театральной, конструктивной. Развивающий потенциал совместной деятельности детского сада и семьи в этом аспекте менее исследован.

Признание приоритета семейного воспитания по­требовало совершенно иных отношений семьи и до­школьного учреждения, новых подходов к воспитанию личности, аккумулирующих систему гуманистических принципов, методов и форм педагогической деятель­ности. Немаловажное значение в развитии творческо­го потенциала ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Психологическую основу развития творческой личности создают доверительные отношения, доброже­лательность и благоприятная атмосфера в доме. Часто родители стараются развить определенные способности ребенка, но это не всегда приводит к положительным результатам. Это связано с тем, что, обнаружив у своего ребенка задатки одаренности, родители направляют все усилия на развитие именно этой способности, ограни­чивая ребенка в общении со сверстниками, составляя напряженный распорядок дня, расписание множества специальных занятий, лишая ребенка основного вида деятельности – игры. В таких условиях не происходит полноценного развития личности [20].

Важным аспектом является установление конструк­тивных взаимоотношений педагога с родителями, поиск оптимальных форм общения, которые позволяют повы­сить уровень компетентности родителей в вопросах раз­вития творческого потенциала детей дошкольного воз­раста. Социальное партнерство детского сада и семьи рассматривается как целенаправленное, организованное взаимодействие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний в области развития творческого потенциала, развитие мотивационно-потребностной сферы, овладение эффек­тивными методами организации воспитательно-образо­вательного пространства «родители – дети – педагоги». Изменение педагогического воздействия с односто­роннего влияния «педагог – ребёнок» на более много­гранное и объёмное взаимодействие в системе «ребенок – взрослые – сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании.

Таким образом, возникает потребность в построении взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в вос­питании ребёнка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию. Данная проблема не исследована комплексно с современных позиций. Возникает проти­воречие между декларируемой необходимостью творче­ского развития дошкольников в разнообразных видах деятельности и недостаточным использованием развивающего потенциала семьи в этом аспекте в прак­тике работы УДО.

Кроме того, в настоящее время работа с родителями является весьма кратковременной и периодичной. Ни в одном источнике нами не было обнаружено комплекса условий, необходимых для постоянной и целенаправленной работы в сфере педагог-ребенок-родитель.

Таким образом, изучив материал по вышеизложенной теме, мы пришли к выводу, что существует необходимость создания комплекса различных педагогических мероприятий, направленных как на родителя, так и на ребенка, для повышения уровня образованности первых и развития творческих способностей у вторых.


Наши рекомендации