Технология реализации взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи в формировании творческих способностей дошкольников
В настоящее время идет активное внедрение в практику дошкольных организаций современной педагогики развития, педагогики творчества и свободы.
Особое значение имеет в дошкольном возрасте развитие творческих способностей. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в научной литературе существует разные подходы, связанные с вопросами творческого развития дошкольников в разных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной, литературной, театральной, конструктивной. Развивающий потенциал совместной деятельности детского сада и семьи в этом аспекте менее исследован.
Признание приоритета семейного воспитания потребовало совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения, новых подходов к воспитанию личности, аккумулирующих систему гуманистических принципов, методов и форм педагогической деятельности. Немаловажное значение в развитии творческого потенциала ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Психологическую основу развития творческой личности создают доверительные отношения, доброжелательность и благоприятная атмосфера в доме. Часто родители стараются развить определенные способности ребенка, но это не всегда приводит к положительным результатам. Это связано с тем, что, обнаружив у своего ребенка задатки одаренности, родители направляют все усилия на развитие именно этой способности, ограничивая ребенка в общении со сверстниками, составляя напряженный распорядок дня, расписание множества специальных занятий, лишая ребенка основного вида деятельности – игры. В таких условиях не происходит полноценного развития личности [20].
Важным аспектом является установление конструктивных взаимоотношений педагога с родителями, поиск оптимальных форм общения, которые позволяют повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческого потенциала детей дошкольного возраста. Социальное партнерство детского сада и семьи рассматривается как целенаправленное, организованное взаимодействие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний в области развития творческого потенциала, развитие мотивационно-потребностной сферы, овладение эффективными методами организации воспитательно-образовательного пространства «родители – дети – педагоги». Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог – ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребенок – взрослые – сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании.
Таким образом, возникает потребность в построении взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию. Данная проблема не исследована комплексно с современных позиций. Возникает противоречие между декларируемой необходимостью творческого развития дошкольников в разнообразных видах деятельности и недостаточным использованием развивающего потенциала семьи в этом аспекте в практике работы УДО.
Кроме того, в настоящее время работа с родителями является весьма кратковременной и периодичной. Ни в одном источнике нами не было обнаружено комплекса условий, необходимых для постоянной и целенаправленной работы в сфере педагог-ребенок-родитель.
Таким образом, изучив материал по вышеизложенной теме, мы пришли к выводу, что существует необходимость создания комплекса различных педагогических мероприятий, направленных как на родителя, так и на ребенка, для повышения уровня образованности первых и развития творческих способностей у вторых.