Хорошо структурированная память
Как отмечал Джордж Миллер (1956) (см. Глава 6), наша способность храненить информацию, по крайней мере, в КВП, весьма ограничена. Один из способов закодировать больше единиц информации — это связывать их вместе в виде пакетов. Еще один вывод, который можно сделать из результатов эксперимента Бусфилда и других иллюстраций объединения информации в кластеры, — это то, что ограниченную способность к переработке информации можно преодолеть путем встраивания
новой информации в уже развитую сеть предшествующих ассоциаций и структур. При большей упорядоченности структуры более эффективным становится не только хранение информации, но и ее воспроизведение. Хорошо структурированная память позволяет быстро классифицировать поступающую информацию, тогда как плохо структурированная может стать причиной неверного размещения информации в ее беспорядочном содержимом.
2мять
ее, переходил к другой подкатегории, исчерпывал ее содержание и переходил к следующей и т.д. Опираясь на данные Бусфилда и Седжвика, Кослер представил процедуру воспроизведения в виде схемы (Рис.7.1), которая изображала их данные в виде сетевой системы, соответствующей современной точке зрения.
Бусфилд хотел разработать метод анализа, который позволял бы количественно оценить кластерную организацию. Казалось, что метод свободного воспроизведения создан как раз для такого случая. Бусфилд предъявлял список имен, названий животных, профессий и овощей в случайном порядке. В процессе свободного воспроизведения испытуемые проявили тенденцию к объединению слов в кластеры по их категориальной принадлежности.
Тульвинг распространил понятие укрупнения единиц информации в КВП на данные экспериментов свободного воспроизведения. Традиционно объем хранения в КВП ставился в зависимость от повторений: "Совершенство достигается практикой." Тульвинг утверждал, что из того, что научение приходит с тренировкой, вовсе не следует, что такая деятельность изменяет базовый объем хранения памяти: "Скорее, организующие процессы, сопровождающие повторение, ведут к заметному возрастанию объема путем увеличения информационной нагрузки на отдельные единицы" (Tulving, 1962). Так, организация слов, которыми преимущественно выражаются понятия, стала считаться способом преодоления ограниченной способности человека к хранению информации.
На современный период изучения организационных факторов памяти повлиял ряд публикаций Гордона Бауэра и его коллег (Bower, 1970; Lesgold and Bower, 1970; Clark, Lesgold and Wizenz, 1969). Работая в традициях Бусфилда, но в контексте современной когнитивной теории, Бауэр использует организационные факторы одновременно в современном и традиционном стиле. Как и в прошлых исследованиях, Бауэр стремился показать влияние структурной организации на свободное воспроизведение. Бауэр полагает, что организация семантических единиц оказывает гораздо более мощное влияние на память и воспроизведение, чем это демонстрировалось ранее. В одном из экспериментов (Bower et al., 1969) группа Бауэра подошла к выяснению влияния организационных переменных на воспроизведение с точки зрения составления различных
Редкие ЯН Обычные М| Сплавы
Рие. 7.2.Мера хия понятий mj слова "минер \ лы". Адаптеров l но из: Bower et < (1969).
Семантическая организация памяп
2: