Для того, чтобы хорошо писать, надо хорошо думать

Для того, чтобы написать хорошую статью, репортер должен собрать факты и, прежде всего, детали, которыми он будет оперировать. Тут, как говорится, волка ноги кормят. Если у вас есть записи бесед с интересными людьми, папка с разоблачающими документами или объективное расследование, значит, у вас есть информация, которая нужна читателю. В этом, в сущности, и есть предназначение журналистики.

Процесс написания статьи может выглядеть следующим образом: найти идею для статьи, собрать факты, затем рассказать историю; проанализировать факты так, что бы они имели смысл, прежде всего для вас, и записать их в связной последовательности. Есть несколько способов это сделать. Вот несколько идей, которые могут быть полезны.

Шесть вопросов

Шесть вопросов напоминают журналисту об основном содержании всех новостных статей. Вот эти шесть вопросов: кто, что, где, когда, почему и как.

Ответы на эти вопросы составляют фундамент любой новостной статьи, касается ли она банкротства банка или пожара на соседнем рынке.

Перевернутая пирамида

Собранные вами элементы будущей статьи нужно расположить в порядке, напоминающем перевернутую пирамиду. То есть основные, самые важные элементы статьи должны располагаться в самом начале, после менее важные и так далее в нисходящем порядке.

В таком варианте первый параграф или два называется «лид». Сразу после лида идет суммирующий абзац, содержащий ядро, сердце вашей статьи. В нем говорится, о чем ваш материал. Это что-то типа ответа на вопрос «ну и что?» Он рассказывает читателю в сжатой форме, почему он читает эту статью и что узнает из нее.

После них на нижних уровнях перевернутой пирамиды идут менее значимые детали — дополнения к вашей статье, которые интересны, но могут быть безболезненно удалены, если потребуется ее сократить.

Информация в виде перевернутой пирамиды о пожаре на рынке начинается с ответов на шесть вопросов: «Пожар на Центральном рынке, случившийся во вторник утром, уничтожил универмаг на улице Кирова. Два рабочих рынка доставлены в больницу с незначительными ожогами».

Или: «Два рабочих Центрального рынка доставлены в больницу с незначительными ожогами после утреннего пожара, уничтожившего универмаг на улице Кирова».

Следующий абзац может добавить деталей для более точной картины. В нем может говорится, что пожарные считают причиной пожара короткое замыкание, которые часто происходят в старых зданиях на улице Кирова. В остальных абзацах будет содержаться информация в порядке уменьшения ее важности. В конце материал обычно приводятся интересные, но уже малозначительные факты. Например, владелец магазина говорит, что лай собаки привел его к пылающей распределительной коробке.

Не все газеты в разных странах используют одинаковую структуру статьи. Сегодня газетам приходиться конкурировать с телевидением и радио, также как с интернет-газетами, за внимание аудитории. Поэтому печатной журналистике приходиться искать более интересные пути в написании новостей — пути, которые предоставят читателям то, что они не получат в кратких выпусках теленовостей.

Те, кто знает, как предоставлять читателям то, что они хотят — новости, которые полезны для них и новости, которые можно быстро прочитать — выживут в этой конкуренции. Это в меньшей степени относится к журналистике, скорее к тому, сколько времени читатели могут потратить на чтение. У пожилых читателей времени много. У молодых нет. Для того что бы поддерживать рост тиража, газеты должны привлекать молодых читателей. Те издания, которые этого не сделают, в конце концов будут испытывать финансовые проблемы.

Советы

Используйте живые, красочные детали

Вы можете написать: « Владелец лакокрасочного магазина Иван Демидов открыл третий магазин на улице Вязов во вторник». Но вы можете пойти дальше и написать, что хотя магазин и открылся, его владелец все еще не закончил ремонт и его руки испачканы в той же голубой краске, что и стены. Вы можете просто написать, что два его предыдущих магазина настолько преуспевают, что он смог открыть третий, а можете красочно описать, что прибыль от двух магазинов позволила Демидову купить черный «Мерседес», припаркованный рядом с его новым магазином, и нанять двух работников, которые, напевая, расставляют банки с краской в новом магазине в день открытия. Чем более конкретны и красочны детали, тем лучше ваша статья.

Человеческий интерес

Не просто напишите, что некая компания за прошлый год получила рекордные прибыли — расскажите личную историю об энергичном молодом предпринимателе, который основал эту компанию. Сделайте из него живой, дышащий персонаж, как драматург, пишущий с него пьесу. А для того, что бы сделать статью еще более живой, расскажите об одном или двух новых сотрудниках его процветающей компании — молодой женщине, которая впервые работает в этой области, о пожилом человеке, который не думал, что доживет до такой большой зарплаты. Человеческий фактор делает любую статью гораздо интересней, поскольку читатели могут чуть-чуть увидеть в персонажах себя.

Просто пересказ или закрученный сюжет?

Не заканчивайте статью банально: правительство объявило дефолт, некая компания разорилась, человек погиб — и вот причины. Развейте целую историю, от начала, когда компания была основана, до первых признаков финансовых проблем, а закончите собранием рабочих, когда босс объявил сотрудникам, что они сокращены. Рассказ, полный драматических событий и богатый человеческими характерами, всегда гораздо интересней, чем отчет, содержащий ответы на пресловутые шесть вопросов.

Пишите с четко обозначенной точки зрения

Либо будьте объективны и отстранены, либо анализируйте и придерживайтесь какого-либо мнения. Это зависит от того, пишите ли вы «жесткую новость» или то, что журналисты называют «аналитикой».

В Соединенных Штатах в журналистике приветствуется отстраненный, неличностный, объективный и сбалансированный (то есть предоставляющий точки зрения всех участников конфликта) стиль. Мнение репортера не должно присутствовать в статье. В Европейской журналистике допускается мнение журналиста в статье. Предполагается, что европейский журналист может добавить свое видение ситуации, контекст и даже юмор в свои статьи. Ключевой вопрос для журналиста в любой стране — что должен знать ваш читатель? Предполагается ли, что каждое слово должно быть подтверждено ссылкой на источник? Европейский читатель доверяет репортеру, говорящему, что это произошло потому-то и потому, в то время как в Соединенных Штатах такой анализ должен иметь ссылку на имя эксперта или конкретного человека.

Пишите ясно

Люди читают газеты быстро. Если они что-то не поняли с первого раза, существует вероятность, что они вообще этого не поймут и не будут читать вашу статью дальше. В отличие от великих романов, читатели вряд ли станут перечитывать вашу статью несколько раз, чтобы добраться до ее сокровенного смысла. Старайтесь не писать скучно, но и не приносите ясность в жертву словесным узорам.

Пишите точно

Не говорите «несколько», если вы знаете, что это значит «три». Лучше написать «133 солдата в зеленой форме расстреляли около пятисот молящихся в воскресенье в соборе святого Чарлза», вместо «много солдат в темной форме недавно расстреляли людей в церкви». Когда у вас есть конкретная информация, используйте ее. Будьте конкретны и точны.

Пользуйтесь словарем

Точно знайте, что значит каждое слово. Множество слов используются в повседневной речи неправильно. Не пользуйтесь длинными, заумными словами только для того, чтобы показать какой вы умный, если то же самое без потери смысла можно сказать простым и ясным языком. Но с другой стороны, пробуйте использовать живые, красочные слова, даже слова, которые не часто употребляются в повседневной речи, если они наиболее точно рисуют картину событий в вашей статье.

Приоткройте читателям некоторые секреты

Журналисты часто обмениваются информацией друг с другом, встречаясь в баре за кружкой пива. Однако эта информация часто не попадает в печать. А почему бы ни предоставить вашим читателям часть этой внутренней информации? Если интересно обсудить новость в кругу друзей, это может быть интересно и вашему читателю. Вот простой, но эффективный тест журналистской работы. Просто спросите себя: если бы не я написал эту статью, стал бы я ее читать? Была бы она мне интересна? Стоило бы прочтение потраченного мной времени? И если ответ нет, то придется заставить себя попробовать еще раз — немного переписать, собрать еще несколько фактов, более живо подойти к изложению материала — так что, в конце концов, ваша статья станет максимально интересна вашим читателям.

Наши рекомендации