Ории семантической организации
'.ять
Под семантической организацией понимается разделение близких по значению элементов на кластеры или группы. Например: Рейган, Картер, Форд, Никсон, Джонсон, Кеннеди — Президенты США; их можно разделить на две группы: Картер, Джонсон, Кеннеди — Президенты-демократы и Рейган, Никсон, Форд — Президенты-республиканцы. Более слож-
ные семантические модели описывают взаимосвязь различных понятий (например: Рейган был киноактером, Рейган — республиканец, Рейган имеет нос). Наше обсуждение мы начнем с общего обзора теорий семантической организации, а затем перейдем к детальному их рассмотрению.
Согласно этой модели, понятия, представленные в памяти в виде слов, хранятся систематизированно — в виде кластеров, или скоплений сходных элементов. Например, воспоминание о конкретной птице скорее всего будет храниться вместе с воспоминаниями о других птицах, имя президента — вместе с именами других президентов, название университета — вместе с названиями других университетов и т.д. В первых экспериментах по организации памяти просто констатировался факт, что понятия собраны в кластеры, и мало интересовались тем, как одни элементы в памяти связаны с другими.
Кластерна модель
Групповые модели имеют общую черту с кластерной моделью: они тоже Групповаяпредполагают, что понятия (слова) представлены в памяти в виде групп модель
Семантическая организация !
Вкратце четыре модели семантической организации можно описать следующим образом:
Кластерная модель. Понятия объединяются в кластеры. Как показывает свободное воспроизведение бессвязных слов, слова, относящиеся к близким категориям, воспроизводятся вместе; например: верблюд, осел, лошадь; Джон, Том, Боб; капуста, салат, шпинат. (Основные авторы: Бусфилд и Бауэр.)
Групповая модель. Понятия представлены в памяти в виде групп, или скоплений информации. Группа включает элементы некоторой категории (например, группа "птица" может включать элементы "малиновка", "вьюрок", "орел" и т.д.), а также атрибуты, или свойства этой категории (например, группа "птица" характеризуется наличием атрибутов "крылья", "перья", "может летать" и т.д.). (Основной автор: Мейер.)
Модель сравнительных, семантических'признаков. Понятия представ-
лены в памяти в виде набора семантичес ких признаков; значение некоторого эле мента описывается наличием у него двуз различных признаков: (1)определяющих признаков, являющихся его существенной частью, и (2)характерных, признаков. (Основные авторы: Смит и Рош.)
Сетевая модель. Понятия существуют в памяти как независимые единицы, объединенные в сеть. Хранение слов обусловлено сложной сетью связей; например, элементы "птица" и "малиновка" хранятся в связи друг с другом: "малиновка есть птица". Среди конкретных моделей можно привести: (1)обучающийся интерпретатор языка ("TLC"), описанный в работах Квиллиана и Коллинза и Квиллиана; (2)модель ассоциативной памяти человека ("НАМ"), описанную у Андерсона и Бауэра, и модель ("ACT"), описанную Андерсоном; (З)модель "ELINOR", которую описали Линдсей, Норман и Румельхарт и Румельхарт и Норман.
Семантическая организация памяп
(кластеров). Отличие заключается в особенностях группы. Понятия объединяются в памяти не только по категориям (например: вьюрок, орел, малиновка и канарейка находятся в кластере "птицы"), но и по признакам (например: "имеет крылья", "летает", "имеет перья" — это признаки
"птиц").
>дель авнитель-IX семанти-еких при-аков
Модель сравнительных семантических признаков близка групповой модели, но имеет одно весьма важное отличие — в ней постулируются два типа признаков, хранимых в семантической памяти: определяющие признаки — те, что образуют существенные аспекты значения слова, без которых слово не может быть отнесено к данной категории, и характерные признаки — те, что свойственны элементу, но несущественны для отнесения его к данной категории.
В упрощенном виде три только что перечисленные теоретические модели семантической памяти можно проиллюстрировать следующим образом: с позиции кластерной модели, слово "малиновка" расположено в семантической памяти вместе с названиями других птиц — вьюрка, орла, дятла>и т.д.; с позиции групповой модели, оно не только относится к более крупной категории птиц, но также обладает свойствами, или атрибутами — красная грудка, крылья, перья. А согласно модели сравнительных семантических признаков "малиновка" описывается на основе определяющих признаков — имеет перья, крылья и красную грудку, и характерных признаков — гнездится на деревьях, не прирученная, безвредна и т.п. Хотя некоторые из компонентов, выделяемых в групповой модели и в модели сравнительных признаков идентичны, последняя модель отличается тем, что в ней используются и определяющие, и характерные признаки.
В сетевых моделях слова, хранимые в семантической памяти, объединены связями или пропозициями1 в сложную сеть. В простейшем случае связь — это отношение типа "А есть В" или, применительно к предыдущему примеру, "малиновка есть птица". Конечно, в более сложном варианте сеть включает множество высказываний и поэтому очень разветвлена. Некоторые из возникающих отсюда вопросов мы рассмотрим позже в этой главе.
Четыре приведенные модели послужат нам путеводителем по теориям, описывающим, как организована семантическая память и как в ней обрабатывается информация. Однако, как и большинство путеводителей, их надо использовать с осторожностью. Границы, разделяющие семантические концепции, не столь отчетливы, как предполагают сами эти модели. Все они до некоторой степени пересекаются. Кроме того, местами нарушена их историческая преемственность, поскольку некоторые более "ранние" модели основываются на более поздних (например, некоторые групповые модели развились из сетевых).
'К сожалению, этот термин утвердился в переводной литературе по искусственному интеллекту, хотя для него есть общепринятый в формальной и математической логике русский перевод: высказывание, предложение.— Прим. ред.
Ассоцианизм и его развитие
В раннем периоде истории психологии слова широко применялись в доминировавшей тогда экспериментальной парадигме, основанной на связи стимула и реакции. Слова использовались для заучивания парных ассоциаций с целью проверки быстро возникающих концепций о зависимости научения от частоты ассоциации, а также в качестве независимых переменных, обладающих своими собственным особенностями. Лексические единицы (слова, бессмысленные слоги и части слов) могли варьироваться в зависимости от их сходства, значимости, контекста, орфографии, а также других параметров, обеспечивая таким образом ранних исследователей вербального научения богатым аналитическим арсеналом для наступления на проблему.
В суматохе изучения лексических единиц оказалась почти забытой более общая проблема — как человеческий разум преобразует эти вербальные единицы в организованную структурную сеть. И тем не менее, как мы узнали из других глав этой книги, происхождение идеи организованной структуры памяти можно увидеть в еще более раннем периоде. Через четыре года после того, как Вильям Джеймс опубликовал свою классическую работу "Принципы психологии", Киркпатрик (Kirkpatrick, 1894) писал: "Для полноценной работы памяти необходимо, чтобы впечатления удерживались, воспроизводились и опознавались как знакомые и как связанные с некоторыми другими впечатлениями" (Выделено автором — P.C.) (р.602). В методике Киркпатрика, которая сегодня применяется для исследования способов организации вербального материала, испытуемый свободно воспроизведил список слов в произвольной последовательности. Этот прием, столь обычный в современной когнитивной лаборатории, привлек внимание нескольких последователей,2 однако интерес к свободному воспроизведению как к методу изучения памяти скоро совсем угас и пребывал в забвении до 50-х годов. Объяснялось это так: "Практически прекратившееся применение в исследованиях метода свободного воспроизведения —результат нанесения Эббингаузом большой и долго не заживающей раны всему сообществу вербального научения" (К-ausler, 1974, pp.332-333). Эта огромная "рана", а также развитие бихевиоризма — доктрины, враждебной взглядам, основанным на "сознании",— тянулись полвека, пока не возникла необходимость в методиках, способных проникать в то, как наш разум организует и структурирует воспринимаемую информацию, и пока это вновь не вынудило вернуться к методике свободного воспроизведения Киркпатрика.
Как и в случае многих других экспериментальных методик, эта процедура проста, а объяснение ее сложно. Испытуемому показывают список на вид бессвязанных слов, и затем он воспроизводит их в любом порядке. То, как происходит воспроизведение, может дать какую-нибудь информацию об организации слов в памяти человека и, таким образом, дает нам ключ к пониманию природы когнитивной структуры. Современное использование метода свободного воспроизведения как средства выявления основных принципов организации началось в ряде важных экспериментов Бус-филда и Седжвика (Bousfield and Sedgewick, 1944; Bousfield, 1951,1953).
Свободное воспроизведение: кластеры по Бусфилду
2Превосходный исторический обзор можно найти в: Kausler (1974).
Семантическая организация памят1
2Г
ис. 7.1.Схема звлечения ин-ормоции в ответ з предъявление то во "птицы" в зсге словесных ссо ци оции. цаптировано из: (1974).
ПтйцЫ
i--*--*. *. К другим категориям
Курица _-Htf^tx< Утка
В одном из них (1944) испытуемым показывали список из 60 существительных (по 16 в каждой из четырех категорий), а затем они должны были непрерывно давать ассоциации на слова, служившие названиями категорий,— например, птиц. Ответы располагались любопытным образом. Например, при воспроизведении названий птиц испытуемые воспроизводили названия сходных птиц кластерами. Ответ испытуемого мог звучать так: "ястреб", "орел", "стервятник", а вслед за короткой паузой: "курица", "индюк", "утка" — совсем как если бы испытуемый отыскивал названия в какой-нибудь одной подкатегории класса "птицы" и, исчерпав