Модели организации знаний о действиях. Процедурные знания. Теория (модель) семантической организации процедурных знаний

1. Основная, исходная гипотеза: в семантических сетях,
фиксирующих процедурные знания, основным способом,
связывающим семантические элементы, выступает отноше­
ние «цель — иерархия подцелей» («результат — способы реа­
лизации действий и достижения результата»).

• Познание начинается с приобретения умений, которые в
последующем позволяют категоризировать объекты.

2. Основу категоризации объектов образуют процедуры,
которые представляют собой (фиксируют) свойства объек­
тов. Любая процедура (действие) включает:

• декларативную составную часть, описывающую результат
каких-либо изменений;

• процедурную составную часть — процесс развертывания
действия и способ достижения результата. Знания о действи­
ях, организованные исходя из целей путем последовательной
организации достижения подцелей — процедур;

• априорные (предварительные) требования к исходным
условиям реализации действия, которые могут имплицит­
но предполагать предварительное выполнение подчинен­
ных действий (процедур);

• апостериорные требования (не для каждого действия) —
предполагаемые процедуры завершения действия после
достижения основной цели.

3. Отношения между действиями (процедурами) можно
выразить в семантической сети действий, которая является
такой же иерархически структурированной, как и семанти­
ческая сеть концептов.

• Один и тот же результат действия, представляемый декла­
ративно, при выполнении действий может быть получен с
помощью альтернативных процедур.

-




• Большинство действий может быть разложено на после­довательность элементарных действий, которые пред­ставляют собой уже не декларативные, а процедурные знания.

4. Основные семантические связи в таких сетях опреде­
ляются отношением «результат — способы реализации»
(«цель — иерархия подцелей»).

5. Наиболее доступной в иерархии семантической пере­
работки информации является информация о результатах
действий; осознание действия происходит от результата к
средствам, которые применяются для ее достижения.

Модели схемной организации когнитивных семантических структур. Знания о ситуациях и событиях; их схемная организация (фреймы и скрипты)

1. Элементы семантических сетей могут организовывать­
ся в устойчивые когнитивные образования, которые пред­
ставляют собой схемы выполнения определенного множест­
ва аналогичных когнитивных операций.

2. Схемы — это обобщенные абстрактные когнитивные
структуры, приложимые к некоторому числу ситуаций или
событий.

• Схемы содержат некоторое число переменных, или «сво­
бодных мест», предназначенных для того, чтобы запол­
няться специфическими элементами тех ситуаций или
событий, которые репрезентируются схемой.

• Схемы выражают декларативные знания, связанные не с
частным, отдельным знанием, а такие, которые могут быть
использованы в самых различных целях (понимать, испол­
нять, делать умозаключение и т. д.).

3. Схемы являются блоками организации знаний, образуя
единицы, которые: а) неделимы и восстановимы в памяти,
б) автономны относительно других знаний.

4. Схемы конструируются из элементарных (конкретных)
представлений, концептов, действий, связей и являются

обобщенными представлениями каких-либо событий или ситуаций.

• В схемах кодируются как перцептивные (образные), так и
пропозициональные признаки.

• Организация схем может иметь: а) последовательный и
б) иерархический характер.

5. Существует два основных типа схем.

• Скрипты — схемы событий, которые включают «сцены»,
представляющие собой макродействия и подчиненные
определенной промежуточной цели. Сцены, в свою оче­
редь, состоят из некоторого числа действий, представляю­
щих собой конкретные способы достижения целей (проце­
дуры).

• Фреймы — схемы ситуаций или пространственно структу­
рированных отношений и схемы квазипространственных
связей между концептами.

Схемы могут объединяться в системы (фреймовая систе­ма), которые позволяют анализировать объекты или ситуа­ции сразу с нескольких позиций.

Теории организации человеческой памяти в культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу и объяснению психических

Явлений

 

Наши рекомендации