Описание базы и этапов исследования
Базой исследования в магистерской диссертации по направлению «Сервис и туризм» могут быть:
– учреждение, предприятие, служба или отдел;
– объект культурной собственности государства, территория;
– образовательное учреждение и др.
Пример 1: Опытно-экспериментальной базой исследования явились Министерство по делам Молодежи, Спорту и Туризму Республики Татарстан и Казанский филиал Российской международной академии туризма.
Пример 2: Опытно-экспериментальной базойисследования стал Комитет по туризму города Москвы, а также Московский государственный институт индустрии туризма.
Пример 3: Опытно-экспериментальная работа проводилась в Уральском институте туризма (филиал Российской международной академии туризма), Уральском государственном экономическом университете, на базе отеля «RINGS» (Екатеринбург). В исследовании приняли участие 526 студентов туристских вузов Уральского региона.
При описании этапов исследования указывается временной промежуток каждого этапа, содержание деятельности на каждом этапе, если методы исследования отдельно не указаны, то перечисляют ведущие методы этапа.
Пример 1: Исследование было начато в 2013 году и осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап исследования (теоретический, 2014 -2014 гг.) был посвящен изучению и анализу отечественной и зарубежной экономической литературы по проблеме исследования; выявлению противоречий, гипотез, уточнению целей, задач, а также объекта и предмета научного исследования; осмыслению методологических основ исследования; определению сущности, структуры и содержания понятий «позиционирование», «туристский кластер», «позиционирование в туризме»; планированию экономического обоснования проблемы.
На втором этапе (аналитическом, 2014-2015 гг.)осуществлялся анализ имеющихся объектов туристской инфраструктуры Республики Татарстан и их состояние; разрабатывались варианты дальнейшего развития объектов туристского показа; осуществлялась публикация научных статей.
Назаключительном этапе (2015-2016 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, консультации по разработанной модели со специалистами в области туризма в Российской Федерации и Республике Татарстан, а также анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; были сформулированы выводы; оформлялся текст диссертации.
Пример 2: Исследование проводилось в три этапа с 2005 по 2011 г.
На первом этапе (2005-2006) изучалась литература по теме исследования, что позволило теоретически осмыслить общее направление исследования, наметить подходы к решению конкретных исследовательских задач; формулировались гипотеза, проблема и задачи работы; определялись понятийный аппарат и инструментарий исследования. Выявлялись основные тенденции рынка труда в сфере гостеприимства, профессиональном образовании, уточнялись требования, предъявляемые к выпускнику туристского вуза, анализировался российский и зарубежный опыт профессиональной подготовки работников индустрии туризма, методы и формы социально-педагогического взаимодействия учебных заведений и предприятий-работодателей.
Второй этап (2007-2008) – разработаны модель социального партнерства вуза и гостиничного предприятия по профессиональной подготовке студентов, определены организационно-педагогические условия реализации требований к выпускнику в образовательном процессе; осуществлялась разработка структуры учебно-тренинговой гостиницы, позволяющая реализовать личностно ориентированный и компетентностный подходы в процессе профессионального обучения с учетом специфики индустрии гостеприимства и способов деятельности, ориентированных на личностные особенности студентов и потребности работодателей; уточнялась технология и диагностический инструментарий проведения опытно-экспериментальной работы; осуществлялись публикации материалов по результатам исследования.
Третий этап (2009–2011) посвящен применению результатов исследования в практике профессиональной подготовки студентов вуза, анализу, обобщению и систематизации выводов и рекомендаций, координации преподавателей высшей школы и специалистов учебно-тренинговой гостиницы по профессиональной подготовке студентов – будущих работников сферы гостеприимства; обобщены и оформлены результаты исследования и продолжены публикации по результатам исследования в печати. Осуществлялось оформление диссертационного исследования.
10. Научная новизна исследования
Научная новизна характеризует одну из основных содержательных сторон результата исследования – новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Из них проистекают обоснованные практические рекомендации. Суть этой оценки результатов диссертационных исследований состоит в том, чтобы строго, без преуменьшений и преувеличения (к последнему нередко стремятся диссертанты), перечислить те новые положения, которые добыты и сформулированы исследователем.
Для оценки результата с точки зрения новизны существенно выделить следующие характеристики.
Вид новизны. Можно выделить теоретическую новизну (концепция, гипотеза, закономерность, терминология и т.д) и практическую (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методическая система и т.д.). В зависимости от типа работы (фундаментальная, технологическая) на первый план будет выходить его теоретическая или практическая новизна или оба вида одновременно.
Уровень новизны результата, место полученных знаний в ряду известных, их преемственность. Итоги исследований в сопоставлении с уже известными в науке данными могут выполнять различные функции: уточнять, конкретизировать известное, дополнять его, либо коренным образом преобразовывать.
Уровень конкретизации. Новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, касающиеся обучения или воспитания, преподавания учебных дисциплин. Изменения затрагивают частные вопросы, отдельные положения, не имеющие принципиального значения для понимания сути явления, процесса.
Уровень дополнения. Новый результат расширяет известные теоретические положения, практические рекомендации. Приращение носит существенный характер: открывает новые аспекты, грани проблемы, выделяются новые элементы, части, которые ранее не были известны. В целом нововведение не изменяет сложившуюся картину; а лишь дополняет ее.
Уровень преобразования. Характеризуется принципиально новыми подходами, которых раньше в теории и практике не было, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области педагогики.
Данный раздел строится в формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (допустим, состав и структура чего-либо), обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (такие-то условия чего-то); выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии...) и т. д.
Пример 1: Научная новизна исследования состоит в создании модели управления позиционированием и устойчивым развитием туризма в регионе с помощью кластерного подхода. Результаты исследования, выражающие его научную новизну и определяющие личный вклад автора в разработку проблемы, заключаются в следующем:
1. Уточнено понятие «позиционирование туристского продукта» как действия по разработке предложения туристского продукта и его имиджа, направленные на занятие обособленного, привлекательного положения в сознании потенциальных клиентов (туристов); а также понятие «туристский кластер» как основы для формирования, развития и позиционирования туристского продукта с целью повышения конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта, в т.ч. повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций, развития новых направлений.
2. Исследована совокупность подходов к позиционированию туристского продукта, вследствие чего определен новый кластерный подход к управлению позиционированием и устойчивым развитием туризма в регионе.
3. Проведен анализ конкурентоспособности туристского потенциала региона (на примере Республики Татарстан), вследствие чего выявлен ряд угроз, препятствующих устойчивому развитию туризма в регионе, таких как: сравнительно высокий уровень загрязненности окружающей среды, недостаточно развитая транспортная инфраструктура, низкий уровень развития малого предпринимательства и т.д.
4. Создана модель управления позиционированием и устойчивым развитием туризма в регионе на примере Республики Татарстан. Создана схема взаимодействия участников реализации мероприятий предлагаемой модели, а также предложен алгоритм определения очередности мероприятий социально-экономического развития региона. В результате выявлены основные социально-экономические эффекты реализации предложенных мероприятий: рост благосостояния населения Республики Татарстан, рост деловой активности в сфере туризма, увеличение общего числа рабочих мест, увеличение финансовых поступлений в бюджет региона, стимулирование развития смежных отраслей.
5. Предложен методический подход к расчету социально-экономической и бюджетной эффективности внедряемой модели управления позиционированием и устойчивым развитием туризма в регионе на основе анализа устойчивости модели кризисам и рискам.
Пример 2: Научная новизна исследованиясостоит в решении научной задачи по разработке направлений повышения конкурентоспособности национальной туристской индустрии в условиях глобальной конкуренции на основании выделения признаков национального туристского продукта с учетом типов и факторов формирования национальных туристских индустрий в различных странах, с использованием основных показателей качества национального туристского продукта, за счет методов государственного регулирования национальной туристской индустрии на основе минимизации провалов национального туристского рынка и заключается в следующих положениях:
1. Конкретизированы признаки национального туристского продукта с учетом типов и факторов формирования национальных туристских индустрий. Основными признаками национального туристского продукта являются: а) организация туристских продуктов с учетом региональных, религиозных, культурных, исторических факторов; б) продажа продукта в местах присутствия туристов, например, вблизи туристских ресурсов или объектов показа, на популярных туристских маршрутах (либо делегирование продажи удаленным агентам с организацией посещения на месте); в) концентрация производителя туристского продукта на участии в туристских программах, на объектах туристского показа, туристских ресурсах; г) предоставление возможностей включения производимых продуктов в состав туристского пакета (готовность производителя к сотрудничеству с туроператорами); д) предоставление туроператорам разных стран возможности бронирования или предварительной оплаты производимого продукта; е) корректировка графика работы производителя или продавца продукта для повышения соответствия потребностям прибывающих туристов.
2. Обоснованы основные показатели качества национального туристского продукта: а) состояние туристской инфраструктуры курортов и туристских центров, уровень их соответствия аналогичным критериям зарубежных стран; б) позиционирование туристского продукта страны на мировом туристском рынке, определяющее, по мнению самих туристов, возможности дестинации в удовлетворении тех или иных туристских потребностей; в) инвестиционная привлекательность национального туристского производства – фактор его конкурентоспособности с точки зрения потенциальных иностранных или отечественных инвесторов; г) доля повторных посещений в туристском потоке.
3. Конкретизированы особенности характеристик качества туристской услуги применительно к масштабам национальной туристской индустрии: а) дифференцированность, которая определяет степень отличия национального туристского продукта и индустрии среди аналогичных по цене и качеству предложений на глобальном рынке; б) гарантированность туристской услуги – это способность государства и национальной туристской индустрии в точности предоставить обещанную услугу; в) адаптивность – это возможность трансформации национальной туристской индустрии к изменяющимся требованиям глобальной конкуренции; г) превентивность – намерение предприятий, составляющих национальную туристскую индустрию, оказать содействие клиенту, без задержки предоставить набор требуемых услуг во время поездки; д) доверительность – умение персонала в масштабах туристской индустрии вызывать чувство уверенности у клиента еще до оказания услуги; е) доступность и простота общения – открытость и коммуникабельность представителей национальной туристской индустрии, легкость установления контактов с предприятиями конкретной страны.
4. Уточнены показатели оценки сравнительной конкурентоспособности национальной туристской индустрии: а) потенциал развития выездного международного туризма в отношении стран, национальные валюты которых признаны свободно конвертируемыми, выраженный через основные ее макроэкономические показатели; б) потенциал выездного международного туризма как разница между экспортом и импортом на душу населения в год. Если ввести в предложенную модель еще один фактор – средняя стоимость транспортных услуг для выезжающих туристов, можно определить конкурентоспособность различных туристских дестинаций для граждан конкретного региона или страны-донора.
5. Разработана система факторов государственного регулирования национальной туристской индустрии на основе минимизации провалов национального туристского рынка: а) тенденции к монополизации национального туристского рынка; б) неравномерность распространения информации в рыночной среде; в) неспособность производителя турпродукта производить востребованные потребителем блага по доступной цене; г) неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов; д) неспособность рынка устранить внешние эффекты (экстерналии); е) неспособность рынка контролировать качество предлагаемого турпродукта.
6. Предложена система маркетинговых инструментов для регулирования национальной туристской индустрии, направленного на повышение ее конкурентоспособности на мировом туристском рынке: а) стимулирование изменений в спросе посредством формирования соответствующего предложения; б) одновременное воздействие на спрос и предложение на туристском рынке в национальных интересах; в) национальный туристский брэндинг. Именно туристский брэндинг позволяет реализовать все конкурентные преимущества страны на международном туристском рынке, а также создать качественный турпродукт, удовлетворяющий туристов из приоритетных стран, в соответствии с характеристиками туристской услуги.
Пример 3: Научная новизна исследования заключается в постановке и решении на теоретическом и практическом уровнях проблемы профессиональной подготовки студентов туристских вузов, а именно:
1. Выявлены требования к профессиональной подготовке выпускников высшей школы для индустрии гостеприимства, такие, как: требования, предъявляемые законами свободного рынка; требования технологического характера, связанные с овладением гостиничным персоналом необходимых моделей и процедур действия в различных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности; требования, связанные с учетом особенностей целевой аудитории услуги; требования, предъявляемые к личностным качествам будущего специалиста.
2. Разработана организационная структура учебно-тренинговой гостиницы, позволяющая реализовать личностно-ориентированный и компетентностный подходы в процессе профессиональной подготовки с учетом специфики индустрии гостеприимства и способов деятельности, ориентированных на личностные особенности студентов и потребности работодателей. Она включает в себя следующие структурные элементы: офис профессионального управляющего образовательным процессом с высоким уровнем развития технологической компетентности; подразделения, состоящие из штатного персонала гостиницы, имеющего специальное образование, совмещающего роли тренеров-консультантов по обучению технологическим аспектам работы гостиницы, по обеспечению четырех этапов гостевого цикла (reception);обслуживание питанием; реализации процедур, развитие навыков межличностного общения на иностранных языках (персонал – студент – гость);реализации силами студентов и консультантов маркетинговых стратегий, освоенных в рамках теоретического обучения.
3. Разработана модель социального партнерства вуза и гостиничного предприятия по профессиональной подготовке студентов в сфере гостеприимства, включающая такие компоненты, как: квалификационные характеристики специалиста туристского бизнеса, методические основания социального партнерства (законы и закономерности профессионального обучения) подходы и принципы, определяющие социальное партнерство), условия взаимодействия различных подразделений вуза и гостиничного предприятия (привлечение работников гостиницы для преподавания, организация стажировки преподавателей вуза, проведение совместных конференций, круглых столов, рефлексивных семинаров и др.), технологии взаимодействия различных подразделений вуза и гостиницы.
4. Выявлена совокупность организационно-педагогических условий формирования у студентов профессиональных компетенций в сфере гостеприимства в процессе социального партнерства вуза и гостиничного предприятия, таких, как: поэтапное формирование профессиональных компетенций через систему знаний, умений и навыков в ходе выездных практических занятий на основе корректировки учебных графиков; целенаправленное стимулирование активности студентов на основе корректировки программ учебных курсов в соответствии с региональными особенностями и возможностями формирования профессиональных компетенций; взаимодействие преподавателя и студентов в процессе их подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности на основе доминирования активности студента при организации и проведении выездных практических занятий; включение профессионалов, имеющих практический опыт в сфере гостеприимства, в подготовку кадров для данной сферы; учебно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки, в состав которого должно включаться учебное пособие по изучению программы «АРМ-администратор», охватывающем все этапы гостиничной деятельности; опора на системно-логическую основу построения содержания теоретического и практического обучения, предполагающую оптимальное сочетание и чередование (последовательность) различных форм теоретического и практического обучения, отбор и структурирование учебного материала, методов и приемов обучения в соответствии с содержанием различных видов деятельности в данной сфере; введения в образовательный процесс «координирующего» органа, который бы стал основой для формирования новых образовательных реалий, и, как следствие этого, новых специальностей – учебно-тренинговую гостиницу.
11. Формулирование теоретической значимости исследования
Теоретическая значимостьисследований может состоять: в уточнении или раскрытии содержания ключевого понятия, особенностей процесса, значимости подходов, уточнении принципов и т.д.
Пример 1: Теоретическая значимостьисследования состоит в том, что процесс и результат социального партнерства представлен системно и целостно в виде модели, раскрывающей модель специалиста туристского бизнеса в сфере гостеприимства, методологические основания построения социального партнерства, условия и технологии взаимодействия различных подразделений вуза и гостиничного предприятия в подготовке туристских кадров в сфере гостеприимства.
Пример 2: Теоретическая значимость работы заключается в том, что теория и методика туристского регионального позиционирования была дополнена моделью управления позиционированием и устойчивым развитием туризма в регионе на основе кластерного подхода, способствующей эффективному функционированию отрасли туризма.
Пример 3: Теоретическая значимость диссертации состоит в приращении научного знания в сфере рекреации и туризма в части конкретизации признаков национального туристского продукта с учетом типов и факторов формирования национальных туристских индустрий, выявлении и теоретическом обосновании приоритетных характеристик качественной туристской услуги, а также введения в теорию государственного управления отраслью туризма системы критериев государственного регулирования национальной туристской индустрии на основе минимизации провалов национального туристского рынка.