Информационная база исследования

В данном разделе исследования указывают источники информации, которые использовались в исследовании.

Например: Информационная база исследования включает законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, литературные источники научного, справочного и популярного характера, периодические издания, краеведческая литература, туристские путеводители, официальные интернет-сайты.

7. Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теории, методологические подходы и методы, нашедшие применение в работе.

Каждая научная работа нуждается в общих принципах, которые в совокупности называются исследовательскимподходом. В качестве исследовательских подходов можно использовать, например, системный, деятельностный, культурно-исторический, личностно-ориентированный, аксиологический, синергетический, комплексный и др. Критериями выбора исследовательского подхода могут служить принципы диалектической логики:

- объективность (при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего мышления о нем);

- конкретность (при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров);

- всесторонность (объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях);

- историзм (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, самовыдвижение, изменение).

Разработка и решение проблемы исследования невозможна без опоры на теории, соответствующие объекту и предмету. В качестве таких теорий могут выступать: теории туриндустрии (маркетинга, менеджмента и т.д.), андрагогические и акмеологические теории, теории профессионального образования.

Пример 1: Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области системного подхода в исследовании социальных, в том числе педагогических, систем (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Т.И. Шамова, Г.П. Щедровицкий и др.); общей методологии и теории педагогики (Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.); научных подходов: деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), личностно ориентированного (Н.А. Алексеев, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская и др.), компетентностного (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Э.Э. Сыманюк, А. Шелтон, С.Е. Шишов и др.); теории профессионального образования (С.Я. Батышев, А.Б. Беляева, Г.Д. Бухарова, К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.); закономерностей и принципов профессионального становления личности (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.); положения об организации и проведении мониторинга учебной деятельности (А.С. Белкин, В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, М.М. Поташник и др.); образовательных технологий (В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др.); стандартизации образования (В.П. Беспалько, А.И. Суббето, В.В. Шапкин и др.); отбора и структурирования содержания профессионального образования (В.С. Леднев, А.Н. Лейбович и др.); теории педагогической интеграции (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, Н.К. Чапаев и др.); непрерывного образования взрослых (В.И. Байденко, С.Г. Вершловский, А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский и др.); подготовки и переподготовки кадров в условиях рыночной экономики (С.Я. Батышев, Е.А. Лукинова, П.Н. Новиков, В.А. Скакун, Л.Г. Соломко, Л.Д. Старикова и др.); вопросам социального партнерства в области образования (В.А. Михеев, И.П. Смирнов. Е.В. Ткаченко, К.А. Чугаев и др.); исследования развития рынка туристских услуг и подготовки кадров для сферы туризма (М.Б. Биржаков, В.Г. Герасименко, Е.Н. Гаранина, В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, В.С. Сенин и др.), наблюдения и обобщения практической деятельности образования сферы гостеприимства (И.И. Бутко, С.А. Быстров, Н.А. Калиновская, Е.А. Коссинская и др.), методические рекомендации по отдельным аспектам подготовки кадров сферы гостеприимства (Г.А. Китайгородская, В.М. Кожеваткин и др.).

Пример 2: Теоретико–методологической основой исследованияявились труды отечественных ученых Г.А. Аванесовой, И.В. Арженовского, Н.А. Восколович, В.П Боголюбова, Е.В. Вавиловой, А.Л. Гапоненко, А.А. Гвозденко, В.В. Гончаровой, А.Г. Гранберга, Д.В. Ермиловой, М.А. Жуковой, В.В. Ивантера, В.Л. Лунева, М.А. Морозова, Е.А. Соболевой, В.С. Сутягина, Р.А. Фатхутдинова, Е.Е. Филипповского, А.Д. Чудновского и других.

Исследования ряда важных вопросов сферы туризма и туристской экономики было бы невозможным без ознакомления с работами таких исследователей, как А.И. Балабанов, И.Т. Балабанов, В.Г. Гуляев, М.В. Ефремова,И.В. Зорин, Н.И. Кабушкин, В.А. Квартальнов, В.М. Козырев, Г.А. Папирян, , Ю.В. Темный, К.В. Хартанович и другие.

Важный вклад в исследование принципиальных проблем, связанных с формированием и реализацией региональных целевых программ развития, внесли ученые И.В. Арженовский, Ф.Н. Клоцвог, А.П. Егатов, И.П. Даниленко, Л.И. Ерохина, Г.М. Малышева и другие.

Большой вклад в изучаемую проблему внесли и современные ученые, такие как Н.И. Гаранин, С.П. Глинкина, Ф.И. Ерешко, В.Н. Шарафутдинов, Н.И. Ильина, Е.Ю. Колбовский, О.В. Лысикова, Б.Б. Прохоров, А.В. Суворов и другие.

Методы исследования

Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми в ходе проведения исследования пользовался автор. Такие методы могут быть различными: как общенаучными, так и конкретно-научными, как аналитическими, так и дескриптивными (описательными). В любой работе найдет место сравнительно-исторический метод, методы анализа, сравнения, обобщения, дедукции, индукции. Магистранту необходимо выбрать те методы, которые обеспечивают максимальный эффект достижения цели исследования. Обычно методы подбираются для каждого этапа и части исследования.

Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал, будут решены задачи исследования, проверена научная гипотеза, получены достоверные научные факты.

Под методами исследования понимаются сами способы изучения явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, построения научных теорий.

В исследовательской работе магистрант, как правило, используют известные методы психолого-педагогических, социологических и экономических исследований. Выбор методов исследования зависит от определения темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. Этот вопрос достаточно полно освещен в специальной литературе. Вместе с тем, имеет смысл коротко описать основные методы.

Наши рекомендации