Ж) Обоснование структуры работы.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Структура работы вытекает из выдвигаемых целей и задач. Формулировка этой части введения может быть такой:

  • Проблематика исследования, анализ источников и литературы, поставленные цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы, приложений.

Объем введения не может превышать объема каждой из написанных глав.

Написание основной части

Основная часть курсовой работы может состоять из 2-3 глав. Каждая глава как самостоятельный сюжетный раздел сочинения должна представляться законченным произведением, имеющим общее вступление, изложение основного содержания в целом или по частям (параграфам) и выводы по материалам главы. Выводы в конце каждой главы дают возможность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освободить общие выводы по работе в целом от второстепенных подробностей в «Заключении». Важно помнить, что каждая глава имеет право на существование как в системе всех других разделов сочинения (быть логически связанной с предшествующим и последующим разделами), так и отдельно от них в виде самостоятельного научно-исторического сюжета. Стройность и логичность построения текста, целеустремленность изложения содержания обеспечиваются строгим целевым назначением каждой главы или параграфа, когда каждый раздел является развитием общего содержания сочинения.

а) Написание первой главы

Первая глава, как правило, носит теоретический характер и содержит изложение результатов исследования избранной темы в существующей по этому вопросу литературе и постановку собственных вопросов. На базе обработки и систематизации материалов привлеченной к исследованию литературы необходимо не только прояснить все нюансы темы, но и выстроить оптимальную схему анализа предмета исследования, которая будет применена во второй, практической главе.

Помните, что в главе вы решаете первую обозначенную во введении задачу. Глава обязательно должна заканчиваться самостоятельным выводом (и ни в коем случае, не сноской на какого-либо автора), в котором вы демонстрируете решение поставленной задачи.

б) Написание второй и последующих глав

Вторая глава, как правило, представляет собой практическую (экспериментальную) часть работы. Вторая глава пишется уже на базе источникового материала, отражающего реальное, «полевое» состояние обозначенной во введении проблемы и предмета исследования. В том случае, когда объем практического материала более, чем достаточен, можно выделить две практические главы (вторую и третью). Во второй главе также решается соответствующая задача введения. Глава также должна заканчиваться аргументированным выводом, подтверждающим решение этой задачи.

Например, темой вашего исследования является фирменный стиль конкретной организации. В этом случае, в первой главе вы прописываете всё, что касается фирменного стиля в теории: понятие, значение для организации, составные части, способы его разработки и внедрения и т.п. А уже во второй главе все эти аспекты надо будет применить на практике: прописать, почему для вашей организации актуален фирменный стиль, какие его компоненты надо обязательно разработать и почему, как их необходимо внедрять и т.п. Тем самым, главы у вас получаются взаимосвязанными, логически проистекают одна из другой и, главное, соотносятся со введением.

в) Выделение глав и параграфов

Главы можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Принципы деления результатов исследования на части возникают в процессе углубленного анализа содержания и зависят от особенностей темы, характера собранного и изученного материала, цели и задач исследования.

Можно указать три распространенных принципа определения разделов: хронологический, проблемный и перекрестный, сочетающий в себе элементы первых двух.

  • Хронологический способ используется при членении содержания, охватывающего длительный по времени развития процесс, в котором наблюдаются качественные переходы изучаемого явления от одного этапа к другому с установлением временных границ.
  • Проблемный порядок выделения глав и параграфов используется при многоплановом проявлении изучаемого предмета в границах небольшого по времени периода, когда явление характеризуется многими политическими и социально-экономическими функциями, рассматривается в исследовании с различных сторон. Проблемный порядок группировки вопросов темы исследования зачастую бывает не только предпочтительным, но и единственно возможным.

Каждый параграф также должен заканчиваться выводом, соответствующим его названию. Если студент соотносил количество задач введения с количеством параграфов (а не глав), то вывод по параграфу должен аргументировано демонстрировать решение соответствующей задачи.

Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию. Заголовки к главам и параграфам являются кратким выражением содержания этих разделов.

Правильное выделение глав и параграфов, умелое композиционное построение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление выводов по разделам – все это в самом лучшем виде может характеризовать курсовое сочинение.

Написание заключения

Заключение является обязательным структурным элементом курсовой работы.

Однако нередко студенты недостаточно внимательно относятся к заключению. Наиболее типичные ошибки: написать в общем и целом, а, по сути, ни о чем, не соотнеся с названием работы, целью и задачами исследования, «лишь бы что-то было». Другой вариант некорректного заключения – копирование выводов по главам или других частей основного текста без какой-либо переработки. Также неверно начинать описывать свои действия: «в курсовой работе рассмотрено то-то и то-то, описано то-то и то-то, проанализировано то-то и то-то», еще хуже - указать «цель достигнута, задачи решены». То, что вы описали, и так видно из вашего содержания, названия глав и параграфов, а уж то, насколько достигнута цель и решены задачи – сделает вывод ваш научный руководитель и комиссия на защите работы. Для того чтобы это решение было принято в вашу пользу, необходимо очень тщательно подойти к написанию заключения.

В заключении необходимо последовательно и аргументировано продемонстрировать решенные задачи и достигнутую цель. Логика заключения должна быть соотнесена с логикой изложения (логику своего изложения вы всегда сможете наглядно увидеть в содержании вашей работы)

В заключении подводятся итоги всего проделанного автором, делаются выводы по проблеме в целом, поэтому эта часть работы не должна содержать цитат и ссылок на чье-либо мнение (это уже сделано в основной части). Нпротив автор должен вынести соответственное суждение по исследуемой проблеме в целом.

Не нужно думать, что заключение есть простой реферат сочинения, краткий пересказ того, что изложено в главах и параграфах.

Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Строго говоря, содержание заключения и суммированное содержание глав и параграфов различаются не в количественном, а в качественном значениях. В процессе написания заключения происходит не механическое сокращение объема изложенных результатов исследования, а новое, на более высоком уровне проводимое осмысление научных результатов, продолжается процесс решения задач и достижения цели исследования, осуществляется завершающий этап исследования, абстрагирование от частностей до уровня теоретического обобщения.

Это не тезисы, которые требуют доказательства, а обоснованные научные положения, доказанные в главах. Таким образом, заключение, как и введение, являются не вспомогательным разделом к «основному содержанию», а важной и ответственной частью курсовой работы. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Следует иметь в виду, что не должно быть противоречий между выводами в главах и выводами в заключении. В то же время выводы заключения не могут быть дословным пересказом выводов к главам. Выводы из глав обобщаются при создании заключения, формулируются уже не на материале каждой отдельно взятой главы, а на базе результатов исследования всей темы в целом и, следовательно, на иной логико-познавательной основе, на более широком содержательном фоне, с иными возможностями к обобщению.

Объем заключения трудно определить безотносительно к конкретной работе, однако, при выполнении всех перечисленных условий этот раздел составит, по-видимому, 1–3 страницы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

3.1 Общие требования

Качество оформления курсовой работы является важнейшей составной частью общей оценки при защите курсовой работы.

Оформление курсовой работы подпадает под действие ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Работа выполняется с помощью компьютера с использованием редактора Word на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297 ´ 210 мм). Рекомендуемый размер шрифта – 12¸14 кегель. Минимальная высота шрифта – 1.8 мм (или 12 кегель). Вид шрифта – Times New Roman Cyr или Arial. Межстрочный интервал – полуторный. Параметры страницы: ориентация книжная, поля: справа – 10, слева - 30, сверху и снизу – 20 мм. Абзацный отступ равен 5 ударам или устанавливается соответственно табулятором.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры (размера, жирности, вида). Все математические символы и формулы записываются курсивом, а химические – обычным образом.

В тексте работы следует избегать возвратных форм глаголов при описании разного рода манипуляций автора при проведении эксперимента, а также придерживаться одного времени.

· Например, вместо «Эффективность проведенного PR-мероприятия измерялась на…» следует писать «Эффективность проведенного PR-мероприятия измеренана…»,

· вместо «расчеты рекламного бюджета проводились…» следует писать «расчеты рекламного бюджета проведены (проводили, проводят) …»

Текст курсовой работы пишется от имени автора и его научного руководителя, т.е. во множественном числе от первого или третьего лица, но при этом местоимения не употребляются, или в виде безличных формулировок.

· Например, «в работе рассмотрены такие аспекты, как….; в результате исследования установлено, что…» и.т.д.

Объем курсовой работы (без приложений), как правило, не должен превышать 50 страниц. Нумерация страниц сквозная. Номер страницы, начиная со второй, проставляют в центре нижней части листа арабскими цифрами без точки.

При выполнении курсовой работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы, но номер страницы на нем не ставят.

Пример оформления титульного листа приведен в Приложении Б.

Оформление структурных элементов

Все структурные элементы работы, следующие за титульным листом, начинаются с новой страницы, их заголовки печатают жирным шрифтом прописными (большими) буквами без переноса слов и симметрично тексту.

В заголовке после номера раздела, подраздела, пункта и названия раздела точку не ставят.

· Например:

ВВЕДЕНИЕ

Главы, при необходимости, можно делить на подразделы (параграфы) и пункты. При этом необходимо, чтобы каждый из них содержал законченную информацию. Подразделы (параграфы) и пункты нумеруют арабскими цифрами: номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, а номер пункта – номер раздела, подраздела и пункта, разделенные точкой. Заголовки подразделов и пунктов включают их номер и название, записанные строчными буквами кроме первой прописной. Их печатают, не подчеркивая, с абзацного отступа и точку после номера и названия не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Например:

Наши рекомендации