I.Психологическое обоснование цели и структуры

I.Психологическое обоснование цели и структуры

1.1. Определите в образовательной задаче, с какими ведущими идеями учебного предмета и над какими историческими понятиями строится работа на уроке.

Рекомендации:ответ на этот вопрос содержится в задаче урока, который спланирован педагогом. Например, тема урока «Крестовые походы», на уроке идет работа над формированием представлений учащихся о причинах и предпосылках крестовых походов, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как крестовый поход, духовно-рыцарский орден и т.д.

1.2. Определите в развивающей задаче урока истории, какие качественные характеристики интеллекта детей, учебной деятельности являются предметом работы учителя, как он работает над формированием самооценки учащихся.

Рекомендации: см. приложение 1 «Качественные характеристики интеллекта детей», «Качественные характеристики учебной деятельности», «Помощь учащимся в выработке положительной самооценки».

1.3. Определите в воспитательной задаче урока истории, какие стороны личности и особенности деятельности школьника формируются на уроке.

Рекомендации: стороны личности – поведенческая, познавательная, эмоциональная;

черты характера, способности (интеллектуальные, академические, творческие, лидерские, психомоторные и т.д.,); особенности деятельности – саморегуляция, умение ставить цель, направленность деятельности.

1.4. Дайте обоснование, в какой мере задачи урока и его структура соответствуют возрастным особенностям детей, уровню их подготовленности, возможностям и перспективам развития учеников.

Рекомендации: возрастные особенности детей см. в приложении 2.

1.5. Как соотносятся на уроке деятельность учителя и деятельность учеников?

Рекомендации: см. приложение 3.

II. Мотивация учебной деятельности школьников на уроке

2.1. Какие мотивы изучение предмета характерны для учеников?

Рекомендации:выделяют следующиемотивы:

●интерес;

● понимание трудности и научности, общественной и личной значимости истории;

● мотивы сотрудничества, самообразования;

● мотивы престижа и благополучия, избегания неприятностей и т.д.

2.2. В какой мере школьники психологически готовы к уроку?

Рекомендации:нужно ответить, в каком состоянии дети пришли на урок, какие эмоциональные состояния у них преобладали, согласитесь, что психологическое состояние будет разным на первом уроке и на последнем, после физкультуры и пр.

2.3. Какие психологические состояния учащихся преобладают в течение урока?

Рекомендации:психологические состояния – активность, работоспособность, сосредоточенность, утомление, скука, рассеянность и др.

2.4. Какими методами и приемами учитель воспитывает положительную мотивацию школьников к учению?

Рекомендации:см. приложение 4.

III. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке

3.1. Какие приемы использует учитель для организации активного восприятия учебного материала?

Рекомендации:

1) Факторы, позволяющие повысить осмысленность восприятия:

1.вступительное слово учителя, в котором дается установка на восприятие учебного материала;

2.интерпретация отдельных изучаемых фактов и явлений;

3.выделение в учебном материале ведущих идей;

4.уточнение смыслового значения терминов;

5. разъяснение отдельных положений.

2) Условие, позволяющее повысить целостность восприятия:

● обобщение знаний об отдельных свойствах, особенностей изучаемого явления.

3) Знание и использование учителем особенностей восприятия:

1. зависимость восприятия от субъектного опыта личности (т.е. опора на изученный материал при прохождении новой темы);

2. использование наглядности, т.к. наглядность развивает наблюдательность как новое качество процесса восприятия.

Оцените качество восприятия и запоминания учащимися учебного материала.

Рекомендации:нужно ответить насколько полно воспроизводится информация, насколько осмысленно (имеет ли место воспроизведение, основанное на понимании материала с элементами анализа).

Организация мыслительной деятельности на уроке.

Как развита речь учащихся?

Рекомендации:

Критерии оценки речи:

● сосредоточенность на главном;

● ясность основных положений;

● убедительность доказательств;

● полнота раскрытия вопроса;

● установление контакта с классом;

● полнота и доходчивость речи;

● образность и эмоциональность речи;

● правильность произношения слов;

● техника речи (интонация, жесты, мимика, дикция и темп речи).

VI. Деятельность учителя.

6.1. Дайте оценку конструктивной, организаторской и коммуникативной деятельности учителя на уроке.

Рекомендации:

Конструктивная деятельность учителя проявляется

● в выборе содержания учебного материала;

● в выборе методов обучения;

●проектировании своих действий и действий учеников.

Пример:

● педагог грамотно осуществляет отбор материала, информация подробная, полная;

● четко определяет цель урока задачи и обоснованно использует формы и методы обучения;

● применяет как распространенные, так и оригинальные методы, средства, приемы обучения.

Организаторская деятельность учителя проявляется

● в установлении дисциплины, рабочей обстановки;

● стимулировании деятельности учеников;

● организации своей деятельности по изложению материала;

● организации своего поведения в реальных условиях;

● организации деятельности учеников;

●организации контроля.

Пример:

● учебная работа организуется последовательно: вступление, развитие, закрепление, интеграция);

● осуществляются предварительные указания по уроку (цель, этапы) лаконичных и ясных;

● начинает урок со стимулирующего введения-установки (привлечение внимания, мотивация);

● наглядно, логично, последовательно представляет новый материал как ответ на поставленные ранее вопросы;

● ключевые моменты урока получают отражение на доске;

● осуществляет объединение, обобщение и закрепление учебных результатов;

● заканчивает урок подведением итогов, соотносит с пройденным ранее материалом, с другими предметами, жизнью;

● отсутствуют ненужные задержки и отступления во время урока.

Коммуникативная деятельность учителя проявляется

● в установлении корректных взаимоотношений с учениками;

● в культуре речи.

Пример:

● обучение строится как взаимодействие на основе сотрудничества учителя и учащихся: педагог устанавливает контакт с группой и каждым учащимся;

● учитель разъясняет при непонимании, заменяет непонятные слова или фразы общедоступными выражениями; поясняет с помощью примеров, предоставляет дополнительную информацию;

● педагог осуществляет контроль и коррекцию деятельности учащихся;

● объяснение темы проходит логично, корректно, с использованием специальных терминов;

● произношение и построение устной речи отвечает фонетическим и орфоэпическим нормам русского языка.

VII. Выводы и предложения

7.1. Дайте оценку урока, его образовательной, развивающей, воспитательной эффективности.

7.2. Сделайте вывод в какой мере урок соответствует требованиям психологии.

7.3. Выскажите предложения по дальнейшему совершенствованию урока по овладению педагогическими умениями и способностями.

Приложение 1

Приложение 2

Чувство взрослости.

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

а)Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей.

Однако разочарование неизбежно, так как ценностиихразличны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок - максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.

а)Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

б) Взрослость проявляетсяв романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

с)Внешний облик и манера одеваться.

Базальная потребность возраста - понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Когнитивная сфера.

В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.

Это переносится и на другие психические функции:

- Контролируемой и управляемой становится речь (в некоторых личностно значимых ситуациях стараются говорить красиво, правильно)

- Умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале (слушают доказательство теорем)

- Интеллектуализация процессов восприятия (недостаточно просто «видеть» чертеж, нужно уметь его «читать»). Значимая информация может быть извлечена только при умственной работе с материалом, когда выделяются определенные связи и зависимости.

- Нужно создавать у подростка установку на размышления при выполнении учебно-практических заданий.

- Память в подростковом периоде развивается в направлении интеллектуализации (в отличие от младшего школьного возраста – установка на запоминание)

- Центральное место начинает занимать анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики.

Установка на заучивании материала - тормоз в развитии речи.

I.Психологическое обоснование цели и структуры

1.1. Определите в образовательной задаче, с какими ведущими идеями учебного предмета и над какими историческими понятиями строится работа на уроке.

Рекомендации:ответ на этот вопрос содержится в задаче урока, который спланирован педагогом. Например, тема урока «Крестовые походы», на уроке идет работа над формированием представлений учащихся о причинах и предпосылках крестовых походов, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как крестовый поход, духовно-рыцарский орден и т.д.

1.2. Определите в развивающей задаче урока истории, какие качественные характеристики интеллекта детей, учебной деятельности являются предметом работы учителя, как он работает над формированием самооценки учащихся.

Рекомендации: см. приложение 1 «Качественные характеристики интеллекта детей», «Качественные характеристики учебной деятельности», «Помощь учащимся в выработке положительной самооценки».

1.3. Определите в воспитательной задаче урока истории, какие стороны личности и особенности деятельности школьника формируются на уроке.

Рекомендации: стороны личности – поведенческая, познавательная, эмоциональная;

черты характера, способности (интеллектуальные, академические, творческие, лидерские, психомоторные и т.д.,); особенности деятельности – саморегуляция, умение ставить цель, направленность деятельности.

1.4. Дайте обоснование, в какой мере задачи урока и его структура соответствуют возрастным особенностям детей, уровню их подготовленности, возможностям и перспективам развития учеников.

Рекомендации: возрастные особенности детей см. в приложении 2.

1.5. Как соотносятся на уроке деятельность учителя и деятельность учеников?

Рекомендации: см. приложение 3.

Наши рекомендации