Скорость, правильность и понимание чтения
текстов различных видов учениками первых — четвертых классов
Итак, попарное сравнение результатов чтения разных текстов показало, что дети быстрее всего читали рассказ-диалог (71,6 слова/мин), медленнее всего — рассказ-монолог (62,3 слова/мин).
Достоверно меньше технических ошибок чтения учащимися начальных классов было допущено при чтении 100 слов рассказа-диалога (2 ошибки). Читая стихотворение, дети допустили больше всего ошибок (3 — на 100 слов).
Самым легким для понимания оказался рассказ-диалог (15% неверных ответов). Самым трудным — стихотворение (37% неверных ответов). Сравнение этих данных проводилось с помощью критерия Вилкоксона.
Таким образом, вид текста существенно влияет на технические и смысловые характеристики чтения. По всем анализируемым параметрам самым простым для чтения оказался рассказ-диалог, а наиболее трудным — стихотворение.
СтандартизированнаяДанные о состоянии тех-
оценка навыка чтения:нической и смысловой
норма и нарушениесторон чтения у млад
ших школьников легли в основу процедуры стандартизированной оценки навыка чтения, необходимой для определения критериев диагностики дислексии.
Для решения этой задачи была проведена процедура стандартизации каждого полученного в исследовании параметра, которая предполагает перевод абсолютного значения в относительное, стандартизированное и заключается в проведении ряда последовательных вычислений.
Для каждого обследованного ребенка были получены индивидуальные значения, отражающие его среднюю скорость чтения, среднее количество ошибок, допущенных им при чтении 100 слов, и процент неверных ответов на вопросы по содержанию всех прочитанных текстов. Затем были найдены средние значения (т) аналогичных показателей и их стандартные отклонения (0) в каждой возрастной группе обследованных детей, то есть выявлена средняя скорость чтения всех текстов, среднее количество ошибок чтения и понимания отдельно для первоклассников, отдельно для второклассников, третьеклассников и четвероклассников. На следующем этапе от индивидуального значения скорости, правильности чтения и понимания каждого ребенка вычиталось значение среднего по возрастной группе т и разность делилась на стандартное отклонение этого параметра по группе ст:
Полученные значения, выраженные теперь уже в стандартных отклонениях, отражали степень отклонения ин-
дивидуальных значений ребенка от средних значений в популяции ровесников (т). О нарушении параметра свидетельствовало значение, выраженное в стандартных отклонениях, превышающее среднее по группе ровесников значение на 1,3а и более [44, 161].
Сравнение индивидуального значения каждого ребенка по всем анализируемым параметрам со средним значением этого параметра в популяции ровесников позволило выделить детей с нарушением скорости, правильности и понимания прочитанного. Если полученное стандартизированное значение скорости чтения было больше -1,3о (минус 1,3 сигмы), то чтение ребенка по данному показателю соответствовало норме. Соответственно, нарушенным этот показатель считался при индивидуальном значении скорости чтения меньше -1,3с. Поскольку другие показатели чтения (правильность и понимание) имели обратную направленность (большее значение показателя свидетельствовало о худшей сформированности этих параметров чтения), то на их нарушение указывали индивидуальные значения больше 1,3о. Нормативные данные скорости, правильности чтения и понимания прочитанного, характерные для обследованных учащихся, а также данные, свидетельствующие о нарушении этих параметров и являющиеся диагностическими критериями дислексии, приведены в таблице 6.
Таблица 6