Дата испытаний Осадка, м Водоизмещение, т Мощность, л.с. Скорость вращения валов, об./мин Скорость, уз

«Ривендж» 24.3.1916 10,10 30 750 42 650 330 21,9

Эти данные представляют среднюю скорость для двух форм корпуса. Комментируя мореходность кораблей с булями в 1921 г., их конструктор говорил:

«Несмотря на дополнительное водоизмещение, насчитывающее на всех больше 1 500 т, я часто получал доклады с кораблей типа «Роял Соверен», сообщавшие о том, что в совместном плавании корабли с булями поддерживали такую же скорость, как корабли без булей, на таких же оборотах винтов. В море корабли с булями показали себя лучше, чем ожидалось».

Турбинные установки располагались таким же образом, как на «Куин Элизабет», с двумя реверсивными турбинами высокого давления, работавшими на внешние валы, и двумя реверсивными турбинами низкого давления, работавшими на внутренние валы, а также турбинами крейсерского хода, работавшими на внешние валы.

Общее

По сравнению с другими линкорами g 15-дм вооружением, тип «Ривендж» подвергся небольшим изменениям за исключением установки булей. Во время последних модернизаций мостики и надстройки были изменены для установки дополнительного зенитного вооружения, но вопрос об их реконструкции, подобно «Куин Элизабет» и «Ринаун», не стоял, так как к этому времени недостаточная скорость перевела их в состав кораблей второй линии.

Но в межвоенный период на этих кораблях модифицировали мостики и дымовые трубы, и это стало их отличительными признаками, когда перестали маркировать дымовые трубы. Платформа на дымовой трубе на «Ризолюшен» в 1922 г. была защищена экраном, на других кораблях этой проблемой пренебрегали вплоть до 1938- 1939 г., когда то же самое сделали на «Ривендж», он всегда бросался в глаза своим громоздким мостиком, который нуждался в защите.

Позже на «Рамиллес», «Ризолюшен» и «Роял Оук» установили треногую главную мачту, но на «Ризолюшен» вернулись к трубчатой во время переоборудования в Филадельфии в 1942 г.

Во время второй мировой войны Черчилль предлагал перевести два или три корабля этого типа в корабли береговой службы, для чего надо было пожертвовать одной или двумя орудийными башнями и 7-8 узлами скорости ради противоторпедных супербулей и усиленных броневых палуб. Таким образом, защищенные и «ощетинившиеся» зенитными орудиями, они могли бы участвовать в североморских и балтийских операциях, а также в обороне Мальты, бомбардируя итальянские порты. Однако их возможное использование в конвойных операциях и другие приоритеты предотвратили такую трансформацию, и потом Черчилль вспоминал, что «…во время войны «Роял Соверены» оставались очень ценными кораблями. Когда представилась возможность задействовать их в бою против японского флота, вторгшегося в воды Индийского океана в апреле 1942 г., единственным желанием Первого Морского Лорда адмирала Паунда и министра обороны было то, чтобы эти корабли как можно скорее преодолели расстояние в тысячи милей и оказали сопротивление врагу».

Мореходные качества

Как и старые корабли типа «Ривендж», эти корабли были известны сильной бортовой качкой, и «Ризолюшен», по описаниям, имел бортовую качку в 21° каждый раз выходя из бухты Ароса в январе 1920 г. По-видимому, после установки булей было достигнуто некоторое улучшение, хотя они стал хуже управляться на малых скоростях.

Чтобы обеспечить хорошую маневренность, большой руль дополнили маленьким, но это оказалось неэффективным, и его демонтировали.

Общее

Пост управления артиллерийским огнем временами, при попутном ветре, был почти непригодным. Условия на нем улучшились после установки клинкерного экрана. Стрельба в нос с кормовых башен очень сильно сотрясала лазарет и подбашенное отделение, когда использовался полный заряд. Стрельба из 15-дм орудий была очень хорошей, а из 152-мм не совсем удовлетворительной на ходу. Зенитное вооружение было слишком легким, чтобы быть эффективным. Угол возвышения орудий главного калибра в башнях «А» и «В» на «Ризолюшен» в 1941 г. увеличили до 30°.

СЛУЖБА

«Рамиллес»

Построен на Беардморской судоверфи в Далморе (ноябрь 1913 г. – сентябрь 1917 г.). При спуске на воду был поврежден руль, с большими трудностями корабль отбуксировали в Ливерпуль, где его отремонтировали на судоремонтном заводе Кэммэлла Лэирда. В итоге вступление в строй надолго задержалось. Вступил в строй в мае 1917 г. В 1917-1919 гг. служил в составе 1-й эскадры линейных кораблей, затем, в 1920-1924 гг. в Средиземноморье (участвовал с «Ривенджем» в июне 1920 г. в операциях во время греко-турецкого конфликта). С 1924 по 1927 гг. в составе 2-й эскадры линкоров Атлантического флота. В 1924 г. прошел модернизацию. В составе 1-й эскадры линкоров Средиземноморского флота с 1927 по 1932 гг. В 1932-1933 гг. прошел переоборудование, после чего снова присоединился к Средиземноморскому флоту.

В 1936 г. выведен в резерв. С 1936 по 1939 гг. в составе 2-й эскадры флота Метрополии. В сентябре 1939 г. вошел в состав Соединения «J» в Адене. 17 августа 1940 г. принимал участие в бомбардировке Бардиа; в ноябре сопровождал конвои на Мальту. 27 ноября участвовал в бою с итальянским флотом у Спартивенто, когда несколько кораблей противника были повреждены. В начале 1941 г. сопровождал конвои на пути между Британией и Средним Востоком. Во время одной из конвойных операций принял участие в бою с «Бисмарком», получив приказ окружить его с запада. В конце 1941 г. в составе 3-й эскадры линкоров ушел в Вест-Индию. Бомбардировал Диего Суарез 7 мая 1942 г., когда последовала капитуляция. 30 мая был торпедирован и поврежден малой подводной лодкой у Диего Суарез, в результате чего один отсек был затоплен. После временного ремонта ушел в Дурбан (город-порт в ЮАР), прибыв туда 9 июня. Вернулся в Британию в сентябре для прохождения ремонта и переоборудования. В сентябре 1943 г. присоединился к Восточному флоту, а в январе 1944 г. вернулся к родным берегам. Прикрывал высадку десанта в Нормандии и южной Франции и принимал участие в многочисленных бомбардировках, поддерживая наземные операции армии. После войны стал кораблем- казармой, прикомандированным к Вернону.

Продан в апреле 1948 г.

«Ризолюшен»

Построен судоверфью Палмерса (ноябрь 1913 г. – декабрь 1916 г.). Вступил в состав 1-й эскадры линкоров Гранд Флита в августе 1916 г. В апреле 1919г. переведен во 2-ю эскадру Атлантического флота. В 1920 г. стал флагманским кораблем 1-й эскадры линкоров Средиземноморского флота. Проходил переоборудование, после которого присоединился к Средиземноморскому флоту, где прослужил с января 1924 по 1930 гг. С 1930 по 1931 гг. проходил переоборудование. С 1931 по 1935 г. в Средиземноморском флоте, в 1936 г. выведен в резерв. В составе флота Метрополии в 1936-1939 гг. В декабре 1939 г. участвовал в конвойных операциях в северной Атлантике. Во время операции у Нарвика в мае 1940 г. получил попадание одной бомбы из 50 сброшенных четырьмя самолетами «Хейнкель». Потери экипажа составили 2 убитых и 27 раненых. В августе 1940 г. вошел в Соединение «М», действующее у Фритауна. 25 сентября 1940 г. получил повреждения во время атаки миноносцев у Дакара. Вернулся в порт и после временного ремонта ушел в Портсмут в марте 1941 г. В апреле 1941 г. ушел в Филадельфию для прохождения ремонта; в сентябре 1941 г. вернулся в Плимут и вошел в 3-ю эскадру линкоров. В феврале 1942 г. присоединился к Восточному флоту в качестве флагманского корабля вице-адмирала, действуя в Индийском океане в течение года. В феврале 1943 г. эскортировал большой конвой с солдатами Австралийского Дивизиона из Суэца в Австралию. Вернулся в Соединенное Королевство в сентябре 1943 г. и в мае 1944 г. вошел в учебный отряд сначала в Гэрлохе, затем в 1944 г. в Саутгемптоне, потом в Девонпорте.

Продан в мае 1948 г.

«Ривендж»

Построен судоверфью Виккерса (декабрь 1913 г. – март 1916 г.). Вошел в состав 1-й эскадры линкоров Гранд Флита, в которой служил с 1916 по 1919 гг. Во время Ютландского сражения вице-адмирал Бёрнер

перешел на «Ривендж» с торпедированного «Мальбро». С ноября 1916 г. флагманский корабль адмирала Маддена. В июне 1920 г. принимал участие в операциях у Исмида во время турко-греческого конфликта. Служил в составе 1-й эскадры линкоров, когда в июле 1920 г. была захвачена Муданиа. Затем служил в составе Атлантического и Средиземноморского флотов. Проходил переоборудование в 1928-1929 гг. и 1930-1931 гг. В составе 1-й эскадры линкоров служил с 1931 по 1935 гг. В 1936 г. прошел переоборудование. Служил во 2-й эскадре линкоров флота Метрополии в 1937-1939 гг. Участвовал в конвойных операциях в северной Атлантике. Бомбардировал Шербург в сентябре 1940 г. с расстояния 14,4 километров. Во время эскортирования в сентябре 1941 г. столкнулся с «Орионом», получив легкие повреждения. В течение 1942 г. служил в Восточном флоте. В феврале 1943 г. участвовал в сопровождении конвоя с Австралийским Дивизионом из Суэца в Австралию. Вернулся в Британию в сентябре 1943 г. и в мае 1944 г. вошел в состав учебного отряда вместе с «Ризолюшен».

Продан в марте 1949 г.

«Роял Оук»

Построен в Девонпорте (январь 1914 г. – май 1916 г.). Служил в 1-й эскадре линкоров в 1916-1919 гг. Во 2-й эскадре линкоров Атлантического флота в 1919-1922 гг. Переоборудование проходил в 1922- 1924 гг. Во 2-й эскадре линкоров в 1924-1926 гг. В составе 1-й эскадры линкоров Средиземноморского флота в 1926-1934 гг. В 1934-1935 гг. прошел переоборудование. В составе 2-й эскадры линкоров в 1935- 1939 гг. Торпедирован у Скапа-Флоу подводной лодкой U-47 (командир лейтенант Приен) 14 октября 1939 г. Из-за того, что подходы в бухту не были полностью блокированы и свободным остался проход между двумя потопленными кораблями, субмарина смогла приблизиться и выпустить залп по стоящему на якоре кораблю, одна из торпед попала в носовую часть. Через двадцать минут, перезарядив торпедные аппараты, лодка выпустила второй залп, который распорол дно линкора. Корабль опрокинулся и затонул через десять минут, так быстро, что спастись удалось только нескольким морякам. Потери экипажа составили 786 офицеров и матросов.

«Роял Соверен»

Построен в Портсмуте (январь 1914 г. – май 1916 г.). В составе 1-й эскадры линкоров Гранд Флита в 1916-1919 гг. В 1-й эскадре линкоров Атлантического флота в 1919-1926 гг. Переоборудование прошел в 1927- 1928 гг., после чего вернулся в 1-ю эскадру линкоров и прослужил в ней до 1935 г. В 1936 г. находился в резерве. В 1936 г. был учебным кораблем. В 1937 г. прошел переоборудование. В составе 2-й эскадры линкоров флота Метрополии служил в 1938-1939 гг. В начале второй мировой войны принимал участие в конвоировании атлантических конвоев в качестве флагманского корабля контр-адмирала Бонхэма-Картера. В 1941 г. получил приказ присоединиться к 3-й эскадре линкоров Восточного флота, и дальнейшая служба прошла в восточных водах. Вернулся домой и в 1944 г. передан СССР, действуя в северных морях под именем «Архангельск», его перевод был строго засекречен. Вернулся домой после длительной задержки 4 февраля 1949 г.

Продан в 1949 г.

Линейный корабль «Монарх»

Линейный корабль «Монарх» 1913 год

Линейный корабль «Орион»

Линейный корабль «Конкерор»

Линейный корабль «Орион» Сентябрь, 1911 год

Линейный корабль «Орион» 1918 год

Линейный корабль «Орион» Портсмут, 1920 год

Линейный корабль «Тандерер»

Линейный корабль «Монарх» на достройке

Линейный крейсер «Принсесс Роял»

Линейный крейсер «Куин Мэри» и его артиллерия главного калибра

Надстройка линейного крейсера «Лайон»

Кронштадт, 1914 год

Линейный крейсер «Лайон»

Линейный корабль «Кинг Джордж V»

Мальта, 1921 год

Линейный корабль «Центурион»

1917 год

Линейный корабль «Аякс»

Мальта, февраль 1914 года

Линейный корабль «Аякс»

Мальта, 1921 год

Линейный корабль «Кинг Джордж V»

Линейный корабль «Одейшес»

Февраль 1914 года

Гибель линейного корабля «Одейшес»

27 октября 1914 года

Линейный корабль «Одейшес»

Между 1912 и 1914 годами

Линейный корабль «Имперор оф Индия»

Мальта, 1923 год

Линейный корабль «Айрон Дюк»

Линейный корабль «Бенбоу»

Средиземное море, 1925 год

Линейный корабль «Бенбоу»

Мальта, 20 декабря 1920 года

Линейный корабль «Имперор оф Индия»

Линейный корабль «Имперор оф Индия»

Линейный корабль «Мальбро»

Средиземное море 1920-е годы

Линейный крейсер «Тайгер» и его башня главного калибра с установленной взлетной площадкой и самолетом

Линейный крейсер «Тайгер» в доке

Линейный крейсер «Тайгер»

Линейный корабль «Куин Элизабет»

1930-е годы

Линейный корабль «Куин Элизабет»

Линейный корабль «Куин Элизабет» в камуфляжной окраске

Линейный корабль «Уорспайт» после модернизации

Линейный корабль «Бархэм»

Фото времен первой мировой войны

Линейный корабль «Куин Элизабет»

Фото времен Второй мировой войны

Линейный корабль «Роял Соверен»

Мальта, 4 февраля 1923 года

Линейный корабль «Роял Соверен»

Фото времен Второй мировой войны

Линейный корабль «Ривендж»

Линейный корабль «Ризолюшен»

1924 год

Линейный корабль «Ривендж»

1942 год

Линейный корабль «Рамиллес»

Линейный корабль «Уорспайт»

[1]

Наши рекомендации