Упражнения, направленные на развитие кинетическая основа движений рук.
1. Поочередно прикоснуться большими пальцами правой руки ко второму, третьему, четвёртому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе. Выполнить аналогичные задания пальцами левой руки. Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.
2. «Пальчики здороваются». Соединить пальцы рук. Осуществлять поочерёдное, начиная с большого пальца, движение касания всех пальцев.
3. «Кто кого победит». Соединить кисти рук перед собой. Поочерёдно производить поджимы рук вправо, влево.
4. «Солнышко». Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами - лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.
5. Поочерёдно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик вдруг зевнул.
Ну а этот уж заснул.
6. Сложить спички в коробочке одновременно обеими руками: большим и указательным пальцами обеих рук брать лежащий на столе спички и складывать их в спичечную коробку.
7. Взять в правую и левую руку по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге. Расставляет точки в произвольном порядке.
8. Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.
9. Отбивать в удобном темпе правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим вытянутыми вперёд указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.
10. «Мы художники». Дети под спокойную музыку выкладываю узор из мозаики двумя руками. После окончания работы дети рассказывают, что они изобразили на своих мозаичных картинах, и сравнивать свою работу. Аналогично может проводиться лепка из пластилина на свободную или заданную тему, а также раскрашивание или штриховка картинок - раскрасок (следить за тем, чтобы ребёнок правильно держал карандаш в руке).
Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата:
1. Упражнение «Заборчик». Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбку. Удерживать на счёт до пяти.
2. Упражнение «Трубочка». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы трубочкой. Удерживать на счёт до пяти.
3. Упражнение «Улыбка». Губы растянуты в улыбке.
4. Упражнения «Хоботок». Исходное положение – губы и зубы сомкнуты. Необходимо с напряжением вытянуть губы трубочкой вперёд. В таком положении их нужно удерживать примерно 5 секунд, после чего вернуться в исходное положение и снова повторить упражнения.
5. Упражнение «Губная трубочка». Открыть рот и завернуть язык трубочкой, после чего предложите ребёнку длительно подуть в эту трубочку.
6. Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошади. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалось неподвижной.
7. Упражнение «Грибок». Улыбнуться, открыть рот, присосать широкий язык к небу. Это шляпа гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачивается, губы в улыбке.
8. Упражнение «Блинчик». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10.
Развития общей моторики по Е.Г. Карельской.
Волчище (подвижные игры). Один ребёнок – «волк».
У волчищи – жёлтые глазищи (Округленные пальцы к глазам, как очки).
У волчищи - сильные лапищи. (Пальцы лежать в кулаки.)
У волчищи - острые когтищи. ( «Цапки- царапки» )
У волчищи - страшные зубищи. (Присесть руки над головой).
- Кого ты, волчище, ждёшь ещё?
Вас! Догоню, догоню всех сейчас! ( «Волк» догоняет, дети разбегаются).
Зайчики на зарядке.
Скачут, скачут по лесочку (Руки возле груди, словно лапки затем, прыжки на двух ногах).
Зайцы, – серые клубочки. (Прыжки на двух ногах и стороны в сторону).
Прыг - скок, прыг - скок, – (прыжки на двух ногах взад-вперёд).
Встал зайчонок на пенёк. (Встать прямо)
Всех построил по порядку. (Приставные шаги).
Стал показывать зарядку: (Руки вперёд, вверх, вниз).
Раз шагаем все на месте. (Шаги на месте)
Два руками машем вместе. (Прямыми руками перед собой – ножницы).
Три присели, дружно встали. (Соответственно).
Все за ушком почесали. (Соответственно).
На четыре потянулись. (Вытянуть руки вперёд подтянуться).
Пять ! Нагнулись и прогнулись. (Соответственно).
Шесть! Все встали снова в ряд. (Выпрямиться).
Зашагали, как отряд. (Шаги на месте.)
Приложение И.
U – критерий Манна-Уитни.
Контрольная группа
1. 80
2. 88
3. 100
4. 75
5. 73
Экспериментальная группа
1. 93
2. 101
3. 82
4. 107
5. 89
Проранжируем значения испытуемых:
1 ранг – 73 – контрольная группа
2 ранг – 75 – контрольная группа
3 ранг – 80 – контрольная группа
4 ранг – 82 – экспериментальная группа
5 ранг – 88 – контрольная группа
6 ранг – 89 – экспериментальная группа
7 ранг – 93 – экспериментальная группа
8 ранг – 100 – контрольная группа
9 ранг – 101 – экспериментальная группа
10 ранг – 107 – экспериментальная группа
Рассчитаем сумму рангов и сравним общую сумму с расчетной формулой:
( R ) = 5 * (5+1) / 2 = 55
( R ) = 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10=55
Подсчитаем сумму рангов для отдельной группы:
Контрольная группа: 1+2+3+5+8= 19
Экспериментальная группа: 4+6+7+9+10=36
Большая сумма из двух ранговых групп равна 36 экспериментальной группы.
Определим значение U эмпирическое по формуле:
U=(n1*n2)+(nx*(nx+1))/2-Tx=(5*5)+(5*6)/2-36=25+15-36=4
Определим U критическое по таблице критических значений: согласно таблице при уровне значимости p≤0.05 Uкрит=4.
Uэм≤Uкрит следовательно можно говорить о достоверности полученных результатов и подтверждении гипотезы исследования.