Тема: Психология познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания).

Работа на занятии.

Задание 1. (устно)

А. Человек может мгновенно распознать известную фигуру, например, квадрат, независимо от его размера, цвета, угла зрения. От какой особенности восприятия это зависит?

Б. Иногда, разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки произносимых партнером слов. Это не мешает нам понимать его. Почему?

Тестовый самоконтроль (письменно)

I. Заполнить пробелы:

1. Почти все наши восприятия – результат предшествующего….

2. Объединение элементов осуществляется по принципам …, …, …и … .

3. Все то, что для человека имеет смысл, воспринимается как … .

4. Вся картина восприятия может перестраиваться, как только другой элемент … становится значимым.

5. Границы чувствительности определяются … .

6. Сенсибилизацией называется … чувствительности под влиянием воздействия слабого раздражителя.

II. Верно или неверно?

1. Восприятие – это отражение отдельного раздражителя.

2. У человека и животных способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.

3. Для восприятия характерно непосредственное действие предметов на органы чувств.

4. Восприятие окружающего частично зависит от культуры и опыта.

5. В мире нет ничего, что не было бы нам дано в наших ощущениях.

6. Восприятие, также как и ощущение, связано с отдельным анализатором.

2. Познавательный психический процесс память.

Информационный материал:

Память – сохранение и последующие воспроизведение индивидом совокупности информации, приобретенной мозгом.

Основные процессы памяти:

- запоминание – закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее;

- сохранение – фиксирование информации, связанной с деятельностью индивида;

- воспроизведение – актуализация закрепленного ранее;

- забывание – выпадение определенной информации из содержательной сферы психики.

Виды памяти выделяются:

1) по характеру психической активности

- двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;

- эмоциональная – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций, чувств, впечатлений;

- образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов или их отдельных сторон (цвет, запах, звук и т.п.);

- словесно - логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и образов, имеющих словесное выражение.

2) по характеру целей деятельности

- непроизвольная – запоминание и сохранение без специальной цели;

- произвольная – запоминание с целью воспроизвести посредством мнемических приемов.

3) по продолжительности сохранения

- кратковременная – короткое сохранение после однократного непродолжительного восприятия и немедленное воспроизведение. Характеризуется длительностью и объемом: длительность – примерно 20сек., объем – 7+2 элементов; если информация не вводится повторно, она исчезает.

- долговременная – имеет безграничную емкость и длительность, однако зависит от способа отбора и систематизации информации; привычности и значимости ее для индивида; мотивации и контекста, в котором происходило запоминание.

Повторение

Долго-

Кратко- времен-

Входящая времен- перевод ная

информация ная память

память

Забыва-

ние

Воспроизведение возможно в виде:

1) узнавания – воспроизведение объекта при повторном восприятии;

2) воспоминания – непроизвольного (через ассоциации, мысли, образы, возникающие без волевого действия) и произвольного (через произвольное восстановление ситуации, ассоциации и пр.)

Забывание зависит от следующих факторов:

- неиспользования информации;

- характера информации;

- наличия проактивного или ретроактивного торможения (влияние деятельности, предшествующей запоминанию или следующей за ним);

- запредельного торможения (охранительное торможение, возникающее при действии стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им уровня работоспособности).

Для уменьшения забывания необходимо:

1) Понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца, информация забывается быстро и почти полностью).

2) Повторение информации.

Этапы логического запоминания:Осознание цели запоминания ® Понимание смысла запоминаемого ® Анализ материала ® Выявление наиболее существенных мыслей ® Обобщение ® Запоминание этого обобщения.

Работа на занятии

Задание 1. (устно)

В двух группах студентов провели занятие по новой теме. В первой группе сообщили, что материал будет проверяться на экзамене. В обеих группах провели материал через недели. В какой группе студенты лучше помнят материал и почему?

Задание 2.

Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию?

Задание 3.

В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить 5 арифметических задач. В другой группе кроме этого задания было предложено составить 5 аналогичных задач. После этого в обеих группах попросили воспроизвести числа из условий всех 10 задач. В какой группе более успешно выполнили задание и почему?

Задание 4.

Почему при сжатой во времени и концентрированной подготовке к экзамену быстрее происходит забывание?

Работа на занятии

Задание 1. (устно)

Необходимо прочитать слова каждого ряда, определить «лишнее» слово и объяснить, что объединяет оставшиеся слова. Какие мыслительные операции потребовались для решения задач?

1. Собака, корова, овца, лось, кошка

Собака, корова, овца, лось, лошадь

2. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло

Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, бадминтон

3. Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка

Енисей, Обь, Печора, Лена, Дон

Задание 2.

Изобразите графически соотношение понятий: мать – женщина – дочь; мужчина – женщина – человек.

Работа на занятии

Задание 1. (устно)

На практических занятиях в вузе один преподаватель в тех случаях, когда студенты вели себя особенно шумно, стучал по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывал педагог? Как долго он может пользоваться приемом?

Задание 2.

Во время экзаменационной сессии студент готовится к экзамену по предмету, для него не интересному. Несколько раз начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, затем опять садится. С чем могут быть связаны трудности при вхождении в работу?

Задание 4. С чем могут быть связаны трудности врача в описанной ситуации? «Когда я к концу амбулаторного приема очень уставал, то замечал, что рассматривая очередного пациента, не могу отделаться от мысли о предыдущем больном. Их жалобы и симптомы болезни у меня смешивались. Это очень затрудняло работу».

Тема: Психология познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания).

1.Познавательные психические процессы ощущение и восприятие.

Информационный материал:

Психические процессы – это способность центральной нервной системы организма отражать воздействие окружающего мира и формировать образ, побуждающий к деятельности.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет рефлекторный характер.

Классификация ощущений:

1. по модальности (по принадлежности определенным органам чувств) – зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные.

2. по месту расположения рецепторов – экстероцептивные (при воздействии внешних раздражителей на рецепторы поверхности тела); проприоцептивные (при воздействии раздражителей на рецепторы, находящиеся в мышцах, сухожилиях, суставных сумках); интероцептивные (при воздействии на рецепторы, находящиеся во внутренних органах). В свою очередь экстероцептивные ощущения делится на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые), обонятельные ощущения занимают промежуточное положение.

Общие свойства ощущений:

1. качество – особенность данного ощущения, варьирующая в определенных пределах.

2. интенсивность – количественная характеристика, определяющаяся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. длительность – временная характеристика, зависящая от времени действия раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение появляется не сразу, существует латентный период, неодинаковый для различных ощущений.

Чувствительность – общая способность к ощущению.

Абсолютный порог чувствительности:

нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение;

верхний – максимальная величина раздражителя, вызывающего адекватное ощущение.

Адаптация – изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя.

Восприятие – это активное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.

Образы восприятия – это та психическая реальность, которую человек может найти в своем сознании с помощью самонаблюдения.

Важнейшими свойствами образа восприятия являются:

- предметность,

- структурность,

- осмысленность,

- целостность,

- константность,

- избирательность.

Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Структурность – абстрагирование и обобщение из суммы ощущений структуры.

Целостность – отражение объектов в совокупности их свойств.

Константность – способность системы анализаторов компенсировать изменения, происходящие с объектом.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Осмысленность – отнесение воспринимаемого объекта к определенной группе, классу объектов и явлений.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности субъекта.

К основным факторам, влияющим на восприятие, благодаря которому формируется связанная картина реальности, относятся:

- ограничения, связанные с органами чувств,

- состояние сознания,

- предшествующий опыт,

- «культурное моделирование».

Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых человек может уловить лишь очень небольшую часть.

Достаточно посмотреть на фотографию, сделанную аппаратом для съемки в инфракрасных лучах, чтобы увидеть, что она отражает совершенно другой образ окружающего.

Культура берет на себя регулирование деятельности мозга, внося те или иные особенности мировосприятия, характерные для членов данной группы. Наблюдаются различия в восприятии мира, жизни, смерти и т.д. у различных культур.

Способ классификации воспринимаемого у каждого человека связан с предварительным жизненным опытом. Только благодаря практике и опыту мозг человека способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, чтобы придавать им точное значение.

Организация восприятия. Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связные единства. К этим принципам относятся:

Принцип фигур и фона – все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне. Этот принцип распространяется на все органы чувств.

Принцип заполнения пробелов – мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.

Принцип объединения (группировки) элементов – элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии.

Близость: близкие или смежные элементы объединяются в единую форму. Сходство: в единую форму легче объединить схожие элементы. Непрерывность: элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Симметрия: форма будет воспринята как «правильная», если имеет одну или несколько осей симметрии.

Таким образом, из различных интерпретаций относительно некоторой серии элементов, мозг человека чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая реализуется наибольшее число рассмотренных выше принципов.

Классификация восприятий

1. по анализаторам

2. по формам существования материи:

- восприятия пространства: форма, величина, взаимное расположение объектов, их рельефа, удаленности и направления;

- восприятия времени: длительности, скорость и последовательность явлений;

- восприятие движения: изменения положения объекта в пространстве.

Работа на занятии.

Задание 1. (устно)

А. Человек может мгновенно распознать известную фигуру, например, квадрат, независимо от его размера, цвета, угла зрения. От какой особенности восприятия это зависит?

Б. Иногда, разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки произносимых партнером слов. Это не мешает нам понимать его. Почему?

Наши рекомендации