Скорописная маскировка почерка
При скорописной маскировке почерка подвергаются изменениям общие и некоторые частные признаки.
Из общих, в основном, изменяются признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, а также структуру движений по их траектории:
— наклон почерка;
— степень выработанное™ почерка;
— общее строение почерка (сложность, форма и направление движений);
— протяженность движений по вертикали;
— протяженность движений по горизонтали;
— степень связности движений;
— отдельные частные признаки.
Наиболее распространенным видом изменения почерка является
его искажение путем изменения наклона букв (в экспертной практике на такие изменения приходится 50% случаев исследования измененных почерков). Данное искажение почерка не представляет особых трудностей для исполнителя и в то же время делает его почерк внешне малопохожим на обычный.
Обычно пишущий изменяет наклон букв с правого на левый 'или прямой, т. е. противоположный привычному наклону почерка. При этом способе наблюдаются следующие изменения:
— ступенчатая форма линии письма;
— увеличение протяженности движений по вертикали и уменьшение по горизонтали;
— уменьшение связности движений.
Частные признаки почерка обычно существенным модификациям не подвергаются.
Умышленно изменить степень выработанности почерка можно только в сторону снижения. Намеренно повысить ее за короткий промежуток времени без специальной тренировки нельзя. Поэтому почерк с такого рода изменением внешне очень похож на маловыработанный практический почерк, почерк непривычной пишущей руки или «старческий» почерк; в нем наиболее ярко проявляются «классические» признаки снижения темпа и координации движений. Однако в рукописи могут сохраняться фрагменты со средней и даже высокой степенью выработанности. Сних-'эние последней нередко сопровождается и изменением признаков письменной речи, проявляющимся в умышленном допущении грамматических, лексических, синтаксических и других ошибок.
Искажение общего строения почерка выражается одновременно в изменении ряда его общих признаков:
— формы движений (с округлой — на угловатую и наоборот^; .
— направления движения при выполнении основных элементов (становятся неустойчивыми);
— протяженности движений по вертикали (чаще увеличивается) и горизонтали (чаще уменьшается);
— степени связности движений (чаще снижается);
— выработанности почерка (снижается).
В частных признаках меняется строение букв (некоторые выполняются с подражанием печатному шрифту, нередко наблюдаются вычурные начала и окончания букв).
Примером изменения общего строения почерка является исполнение текста с подражанием школьным прописям [25, с. 187—189].
Изменение протяженности движений по вертикали может выражаться в ее увеличении или уменьшении.
— уменьшение степени связности (изредка);
— уменьшение протяженности движений по горизонтали. Приуменьшении размера почерка наблюдается:
— уменьшение связности;
— увеличение протяженности движений по горизонтали.
Большинство частных признаков при этом сохраняется.
Искажение почерка путем изменения протяженности движений по горизонтали чаще происходит в сторону увеличения, чем уменьшения. В сторону увеличения обычно меняется степень связности и протяженность движений по вертикали. Иногда изменяется и направление движений при выполнении основных элементов букв [22, с. 193].
Степень связности движений чаще всего сознательно уменьшается. Этому сопутствуют изменения протяженности движений по вертикали и горизонтали (в сторону увеличения).
Об искажении почерка за счет изменения степени связности свидетельствует тот факт, что наряду с низкой степенью связности в тексте присутствуют фрагменты с высокой степенью выраженности указанного признака [22, с. 193].
Изменение частных признаков почерка заключается, как правило, в искажении общего строения отдельных букв. На это указывает наличие в тексте новых форм букв (чаще вычурных) наряду с устойчивым сохранением обычных вариантов форм отдельных букв [22, с. 193].
В рукописях, выполненных непривычной пишущей рукой, наряду с "классическими" признаками изменения почерка наблюдаются специфические признаки, как правило, леворучного почерка, к которым относятся:
1. Зеркальность — перевернутое (как в зеркале) влево, вправо, вверх и вниз отображение письменного знака в целом или его части, а также изменение обычного направления движения на противоположное.
Зеркальность может наблюдаться: а) при выполнении буквы в целом
6(?) J(t) Iff) -n-fu,). -с б) при выполнении элемента буквы
г) при выполнении дополнительных штрихов над буквами «г, л», надстрочного элемента буквы «и», подстрочного штриха под буквой «ш», знаков «тире» и переноса слов (справа налево)
.. /Л__ и ш,
•^ >
д) при выполнении запятых ( левоокружными движениями)
2. Увеличение протяженности движений при выполнении заключительных элементов. Направление движения их .может быть как поднимающимся, опускающимся, так и горизонтальным:
____cL£HR__,er-
3. Различное строение одноименных букв (наличие одновременно упрощенного, простого и усложненного вариантов знака):
4. Наличие букв, выполненных по типу печатных знаков:
5. Выполнение букв «л» и «ч» по типу латинской буквы «Z»:
6. Выполнение точек в форме запятых:
> — v.___
7. Опускающееся (слева направо, сверху вниз) направление движений при выполнении надстрочно-покрывающих элементов заглавных букв Г, Б, П, Т.
в) при выполнении части элемента буквы
• 130
При этом меняется масса частных признаков, индивидуальных у
При этом меняется масса частных признаков, индивидуальных у каждого исполнителя.
При исследовании измененного почерка путем подражаний' печатному шрифту специфические ситуационные признаки, указывающие на этот факт, не выделяются, так как они наглядны без всякого доказательства. В подобных текстах изучаются только «классические» признаки измененного почерка, т. е. признаки снижения темпа и координации движений, для того чтобы отличить данный вид искажения почерка от родного (неизмененного) печатного почерка.
Подражание почерку другого лица
Подражание почерку другого лица — сложный процесс. Пишущий при выполнении текста одновременно воспроизводит признаки, свойственные почерку другого человека, и подавляет признаки своего почерка. Это приводит к нарушению процесса письма. В рукописи, наряду с признаками обычного почерка исполнителя, появляются особенности, имитирующие признаки чужого почерка, а также искаженные признаки почерка пишущего.
Успех подражания почерку другого лица во многом зависит от следующих факторов:
1. Вид подражания.
2. Степень сходства почерка лица, которому подражают, с почерком подражателя.
3. Время наблюдения почерка другого лица и степень тренировки в подражании этому почерку.
4. Объем подделываемого текста.
5. Индивидуальные особенности, профессия подражателя и др. Различают два вида подражания:
— путем срисовывания «на глаз» (без предварительной тренировки и с тренировкой);
— «по памяти».
Подражание почерку другого лица путем срисовывания «на глаз» без предварительной тренировки характеризуется:
— деавтоматизацией письма (снижением темпа и нарушением координации движений);
— снижением стройности и связности почерка;
— увеличением протяженности движений по вертикали и горизонтали;
— воспроизведением общего строения письменных знаков, особенно вычурных, имитируемого почерка;
— повторением некоторых частных признаков, например формы и направления движений при выполнении подражаемых букв.
При этом от внимания подражателя ускользает:
— относительная протяженность движений при выполнении знаков и их элементов по вертикали и горизонтали;
— относительное направление движений при выполнении отдельных элементов букв;
— размещение точек пересечения движений [22, с. 213]. При подражании почерку другого лица посредством срисовывания «на глаз» с предварительной тренировкой наблюдая гея:
— отсутствие резкой деавтоматизации движений, т. е. проявляется значительно меньше признаков снижения координации и темпа движений;
— совпадение большинства общих признаков почерка подделывателя и лица, которому он подражает;
— совпадение наиболее ярких, броских частных признаков. Подделывателю не удается воспроизвести:
— срорму движений при выполнении начальных и заключительных элементов букв;
— степень связности имитируемого почерка;
— относительную протяженность движений по вертикали и горизонтали;
— направление движений при выполнении основных элементов
букв;
— относительное размещение точек начала и окончания движений при выполнении букв и их элементов [22, с. 214—215].
При подражании почерку другого лица по «памяти» в рукописи наблюдается сравнительно мало признаков почерка подражаемого лица и много признаков обычного почерка подражателя.