Понятие письма и почерка. Устойчивость и индивидуальность почерка

Судебное почерковедение — это отрасль знаний, изучающая почерк и разрабатывающая методы его исследования в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы[1].

Теория криминалистической экспертизы как часть криминалистической техники включает и судебное почерко­ведение. Судебное почерковедение объединено с другими видами криминалистической экспертизы единством прин­ципов идентификационного исследования, положений методики криминалистической экспертизы, требований оформления заключений эксперта и т. д.

Однако, как и любой другой вид криминалистического исследования, судебное почерковедение имеет свою само­стоятельную область знаний, специфичность которой оп­ределяется объектом исследования — почерком. связанным с осуществлением одного из наиболее сложных навыков человека — навыка письма. Никакой другой вид криминалистической экспертизы не исследует эту сторону человеческой деятельности.

Как показывает название «судебное почерковедение», данная наука прежде всего изучает почерк как объект экспертного исследования. Вместе с тем теория и практика к компетенции эксперта-почерковеда относят также исследование письменной речи в целях установления ав­тора тех или иных документов.

Таким образом, объектом изучения с помощью судебного почерковедения являются как почерк, так и письменная речь, отражающие разные (техническую и смысловую) стороны письма.

В связи с этим рассмотрим понятия письма, письменной речи и почерка.

Как известно, письмо — исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и расширении этого общения. Под письмомпонимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений.

Письмо прошло длительный, многовековой путь раз­вития от первобытной примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. Современная система алфавитного письма, как правило, предполагает быстрое, плавное и вместе с тем четкое выполнение рукописи. Этой задаче отвечают конструкции письменных знаков. Письмо, приспособленное для быстрого и четкого выполнения рукописи, называют скорописью.

Термин «письмо» имеет различные оттенки значения. Кроме приведенного понимания, «письмом» обозначают сам процесс выполнения рукописи, вид письменности (например, «иероглифическое письмо»), почтовое отправле­ние и др.

В криминалистике под письмом, как уже отмечалось, принято понимать объект исследования, включающий:

а) письменную речь и

б) почерк.

Письменная речь охватывает собой языковые средст­ва выражения мысли; почерк — письменно-двигательный навык, с помощью которого воспроизводятся письменные знаки и их сочетания, образующие слова.

Письменная речькак объект криминалистического исследования представляет собой характерную для пишущего лица совокупность языковых средств для письменного изложения своих мыслей. На формирование навыков письма оказывают влияние самые разнообразные обстоятельства: знание грамматики (морфологии, синтаксиса) и литературы, различных стилей изложения, профессия, местные диалекты, общение с определенным кругом людей, родной язык, если документ выполняется на другом языке, заболевание центральной нервной системы и т. д.

Почерк— это фиксирующаяся в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке, система движений и иных приемов, с помощью которых выполняется рукопись.

Несмотря на многообразие определений почерка в криминалистической литературе, основу большинства из них составляет представление о почерке как о фиксирую­щейся в рукописи своеобразной для каждого пишущего системе движений.

Система движений, с помощью которой при письме воспроизводятся письменные знаки, образующие рукопись, - это слаженная, стройная система, элементы ко­торой строго согласованы. Она действительно отражает основное содержание понятия почерка. Кроме того, в почерке имеются такие элементы, которые не исчерпываются системой движений, например, выбор определенного варианта почерка для конкретного случая, если пишущий владеет несколькими вариантами; пространственная ориентация на листе бумаги даты, фрагментов текста, подписи и т. п.

Указанный выбор непосредственно не связан с деятельностью двигательного аппарата письма. Некоторые особенности в размещении, как правило обеспечивающиеся отдельными крупными движениями или их комплексом (размещение подписи, фрагментов текста), отражают навыки зрительной ориентации пишущего. Такие движения больше, чем другие, связаны с работой зрительного анализатора, в частности с особенностями глазомера пи­шущего. Поэтому особенности пространственной ориента­ции указанных крупных движений или их комплекса не­правильно было бы считать только особенностями систе­мы движений пишущего, хотя именно с помощью последней они реализуются. Здесь, по-видимому, боль­ше проявляются иные стороны навыка письма.

Понятие почерка должно охватывать все стороны письменно-двигательного навыка, связанные с техникой письма Основное же содержание этого навыка составля­ет система движений пишущего

Устойчивость и индивидуальность почерка являются теми его качествами, благодаря которым возможно реше­ние задач, ставящихся перед экспертом (установление ис­полнителя рукописи и др.)

Понятие устойчивости почерка заключает в себе двоякое содержание:

а) устойчивость особенностей письменно-двигательного навыка, воспроизводящихся как в пределах одной ру­кописи, так и в рукописях, выполненных неодновременно, т е их стереотипность и

б) устойчивость указанных особенностей при письме в различных, в том числе необычных, условиях, т е их сохраняемость.

Это — две различные, хотя и очень близкие стороны устойчивости почерка, имеющие большое значение для идентификации Действительно, если бы особенности навыка пишущего постоянно менялись, письмо было бы не только нечетким, трудно читаемым, но и идентификация пишущего по почерку была бы невозможна. Для идентификации нужна стереотипность, повторяемость в рукописях одного и того же лица свойственных ему особенностей письменно-двигательного навыка Известно, что на почерк оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы. Если бы под их воздействием человек терял способность писать или всякий раз писал по-разному, то идентификация была бы невозможна

Вместе с тем известно, что в почерках под действием различных факторов наступают изменения Их объем, характер, специфичность для разных причин дают возможность устанавливать в процессе исследования факты неидентификационного характера

В основе устойчивости почерка лежит относительная прочность письменно-двигательного навыка Навык, как «заученное действие», вообще предполагает устойчивость

При изучении устойчивости почерка криминалисты-почерковеды исходили из учения И.П.Павлова о динамическом стереотипе, под которым И.П. Павлов понимал "слаженную уравновешенную систему внутренних процессов», определяющуюся внешним стереотипом, системностью раздражителей[2].

Работы современных физиологов и психологов (в особенности П. К. Анохина[3], Н. А. Бернштейна[4], А. В. Запорожца[5]) позволяют более конкретно подойти к обоснова­нию устойчивости почерка. Из их концепций применительно к рассматриваемому вопросу вытекает, что устойчивость почерка необходимо искать в устойчивости программирования, устойчивости стоящей перед человеком письменно-двигательной задачи.

Такой программой является сформировавшийся у конкретно пишущего лица зрительно-двигательный образ движений, реализующийся в рукописи.

Этот образ, представление о движениях и их результате заключает в себе как сознательные, так и автоматизированные компоненты, причем последние имеют основное значение при выработанном навыке письма.

Процесс письма в целом является сознательным, произвольным актом, но предполагает обширную автоматизированную регуляцию. Представление о движе­ниях не осознается полностью. Процесс письма обычно протекает быстро, автоматизированно, и программирование текущих движений происходит без концентрации на них внимания пишущего.

Одним из проявлений устойчивости письменно-двигательного навыка является его вариационность.

Под вариационностью в почерковедении принято понимать различное выражение признаков в почерке одного и того же лица или всей системы движений в целом. В первом случае имеется в виду вариационность признака почерка; во втором — вариационность почерка.

Вариационность — свойство сформировавшегося навыка. Природа вариационности кроется в ее приспособительной функции. Вариационность в почерке является средством приспособления движений пишущего к различным задачам и условиям письма.

Учет вариационности имеет большое значение при решении экспертом идентификационных задач и других вопросов, не связанных с идентификацией.

Индивидуальность почерка — это неповторимость зафиксированного в рукописи комплекса особенностей письменно-двигательного навыка у разных людей. Благодаря этому свойству почерка возможна идентификация исполнителя рукописи.

Индивидуальность почерка подтверждена многолетней экспертной практикой и является результатом формирования у каждого пишущего своеобразного письменно-двигательного навыка. В основе своеобразия письменно-двигательного навыка в свою очередь лежит индивидуальность механизма письма, которая формируется в результате взаимодействия многочисленных объективных и субъективных причин.

Из объективных причин (условия и методика обучения в школе, обстановка, в которой выполняются домашние задания) особо должна быть отмечена методика обучения письму. В настоящее время от обучающегося не требуется строгое соблюдение прописей. Более того, методика обучения имеет тенденцию к дальнейшему уменьшению стандартизации условий при письме[6]. Кроме того, на последующее формирование индивидуального почерка оказывают влияние характер документов и условия, в которых они выполняются в процессе дальнейшей учебы и служебной деятельности.

Субъективные причины охватывают: сознательное отношение к процессу письма, анатомическую и биомеханическую характеристику аппарата письма, типологические особенности нервной системы пишущего и др.

Сознательное влияние пишущего на формирование почерка очень велико. Оно имеет значение в определении пути формирования почерка, в успехе овладения навыком письма, в появлении тех или иных особенностей, чаще всего связанных с определенным строением почерка.

Анатомические моменты, как правило, непосредственно в почерке не отображаются. Однако они проявляются опосредствованно через механизм письма, внося в него индивидуализирующие черты.

Типологические свойства нервной системы, особенно ее подвижность и уравновешенность, имеют большое значение в процессе формирования навыка письма, предопределяя успешность овладения им, выработку вариационности и появление других особенностей почерка.

Как правило, ни один из рассмотренных факторов не получает в почерке однозначного отображения. Это позволяет криминалистам считать случайным происхождение многочисленных особенностей (признаков) почерка. При этом под случайностью происхождения признака понимается необязательность его появления в зависимости от одной определенной причины и возможность появления от разных причин. Чаще всего невозможно назвать одну определенную причину появления признака в почерке. Чем от большего числа возможных причин зависит признак, тем «случайнее» его происхождение. В результате влияния комплекса упомянутых факторов у каждого пишущего формируется индивидуальный почерк.

Индивидуальность почерка в наибольшей мере выра­жается в отклонениях от прописей, служащих образцом при обучении письму. Однако в процессе формирования почерка некоторые отклонения от стандартных прописей являются общими почти для всех людей. Поэтому индивидуализирующее значение может приобретать и сохранение соответствия прописям.

Выражением индивидуальности в почерке следует счи­тать степень и характер отклонений от прописей и сохра­нения соответствия им.

Почерк является обширным источником индивидуальной информации.

Особенностей письменно-двигательного навыка в почерке много. Об этом свидетельствует большой перечень идентификационных признаков почерка, который рассматривается в гл. III. Его можно увеличить за счет проявления каждого признака в разных буквах и различных признаков в одной букве. Однако не всегда указанные признаки бывают выражены в рукописи в достаточном для индивидуализации исполнителя объеме. Это зависит от различных причин, главными из которых являются объем исследуемой рукописи, которая может содержать очень мало букв, и выполнение намеренно искаженным почерком.

Наши рекомендации