Метод исследования и результаты

Процесс развития когнитивной способности «сохранение объекта» изучался Жаном Пиаже с помощью методов неструк­турированной оценки (unstructuredevaluation). Для младенцев и детей раннего возраста эти методы часто принимали форму раз­ных игр, в которые Пиаже играл со своими детьми. Наблюдая, как проявляется способность детей к решению задач, ошибки, которые они совершали в играх, Пиаже выделил шесть подста-дий развития ребенка в течение сенсорно-моторного периода, которые связаны с формированием способности «сохранения объекта». Для того чтобы вы лучше поняли особенности дан­ного исследования, эти шесть субстадий кратко представлены ниже и иллюстрированы примерами взаимодействия Пиаже с детьми (взято из журналов наблюдений Пиаже):

Стадия 1 (от рождения до 1 месяца). Эта стадия прежде все­го характеризуется рефлексами, связанными с приемом пищи и прикосновениями. Нет доказательств существования мысли­тельной способности «сохранение предмета».

Стадия 2 (от 1 до 4 месяцев). На протяжении этой стадии еще нет общего представления об объекте, но отмечаются некоторые особенности поведения, которые Пиаже считает подготовкой ребенка к появлению этой способности. Ребенок начинает на­меренно повторять поведенческие акты, которые имеют отно­шение к его собственному телу. Например, если ручка ребенка нечаянно соприкоснулась с его ножкой, это может вызвать по­вторение вновь и вновь тех же самых движений, чтобы повто­рить это соприкосновение. Пиаже назвал эти проявления пер­вичными круговыми реакциями. Кроме того, на этой стадии дети способны следить глазами за движущимися объектами. Часто, если объект уходит из поля зрения ребенка, его глаза продолжа­ют смотреть на то место, откуда предмет только что исчез, как будто малыш ждет его возвращения. Может показаться, что ре­бенок стал осознавать сохраняемость объекта. Но Пиаже утвер­ждает, что это не так, ведь малыш еще активно не ищет исчез­нувший объект, и если предмет не появляется вновь, внимание ребенка переключается на другие видимые объекты. Пиаже на­звал это поведение пассивным ожиданием. Иллюстрацией такого поведения может служить опыт, который провел Пиаже со сво­им сыном Лораном:

Наблюдение 2. Лоран, возраст 0; 2 [0 лет, 2 месяца]. Я смотрю на него сквозь прутья его плетеной колы­бели и время от времени появляюсь примерно в од­ном и том же месте; Лоран потом смотрит на это ме­сто, когда меня уже там нет, и совершенно явно ждет, что я снова появлюсь там (р. 9). Ребенок только смотрит на то место, откуда исчез предмет: таким образом, у него просто какое-то вре­мя сохраняется позиция более раннего восприятия, и если объект вновь не появляется, он вскоре забы­вает о нем. Если бы в сознании ребенка было общее представление о предмете... он бы стал активно стараться разыскать пропавший объект. ...Но малыш совершенно очевидно не знает, что тут можно бы сде­лать, потому что исчезнувший объект еще не воспри­нимается ребенком как нечто постоянно существую­щее, которое куда-то переместилось; для него это просто какой-то образ, который, исчезнув из поля его зрения, уходит в никуда. И возникает оттуда без ка­кой-либо объективной причины (р. 11).

Стадия3 (от 4 до 10 месяцев). Именно на протяжении этой стадии дети начинают целенаправленно и многократно мани­пулировать объектами, которые их окружают, причем эти дей­ствия повторяются вновь и вновь (вторичные круговые реакции). Ребенок старается дотянуться до разных вещей и схватить их, подтащить поближе к себе, чтобы рассмотреть или сунуть в рот; при этом ребенок уже может быстро перемещать взор, и дети начинают следить за интенсивно движущимися или падающи­ми предметами. Позднее на этой стадии появляются первые признаки осознания сохраняемости предмета. Например, дети начинают искать объекты, которые почти целиком исчезли из их поля зрения и осталась видна только маленькая часть.

Наблюдение 23. Люсьен 0;9 (9 месяцев). Я показал ей целлулоидного гуся, которого она никогда преж­де не видела; она сразу же схватила его и тщательно изучила. Я положил гуся рядом с девочкой и в поле ее зрения накрывал гуся иногда целиком, иногда оставляя на виду его голову. Были две совершенно отчетливо проявляющихся реакции... Когда гусь исчезал целиком, Люсьен сразу же переставала искать его, даже если до этого она уже почти схвати-

ла игрушку... Когда был виден гусиный клюв, Люсьен не только сразу же хватала гуся за эту видимую часть и тащила к себе, но... иногда она сначала снимала с гуся покрывало, чтобы схватить птичку целиком! ...Никогда, даже после того как она несколько раз поднимала покрывало, видя перед собой торчащий клюв, Люсьен не старалась поднять покрывало, ког­да гусь был спрятан целиком! Это является... дока­зательством того факта, что ребенку намного легче представить себе весь предмет, видя перед собой какую-то его часть, чем заниматься поисками полно­стью невидимого объекта (р. 29-30).

Однако, по Пиаже, к этому времени у малыша еще не полно­чью сформировалось представление о предмете. Для ребенка на этой стадии когнитивного развития предмет еще не имеет от­ельного существования, но он связан с действиями ребенка и :го чувственным восприятием. Другими словами, «совершенно «верно утверждать, что наполовину скрытые предметы воспри-шмаются ребенком как закрытые чем-то; просто ему представ-гяется, что идет процесс исчезновения» (р. 35).

Стадия 4(от 10 до 12 месяцев). В течение последних недель ;тадии 3 и на ранних этапах стадии 4 дети научаются тому, что )бъекты продолжают существовать, даже если их больше не вид-то. Ребенок активно и изобретательно разыскивает предмет, соторый совершенно исчез из поля его зрения. Хотя на первый 1згляд может показаться, что концепция объекта уже сформи-ювалась, Пиаже полагает, что это не так, что данная когнитив-1ая способность еще не установилась в полной мере, ведь дитя :ще не понимает видимые перемещения. Чтобы прояснить этот |)акт, рассмотрим следующий пример (можете попробовать это ;ами!). Если вы сидите с 11-месячным ребенком и полностью трячете от него игрушку под полотенце (назовем это место А), >ебенок начнет искать игрушку и найдет ее. Этот объект явно фодолжает существовать в сознании ребенка и не уходит в ни-:уда. Однако если затем вы на глазах ребенка прячете игрушку год одеяло (место В), дитя, вероятно, будет снова искать иг-)ушку там, где она прежде была, — на месте А. И далее вы мо-кете повторять этот процесс снова и снова, и ребенок будет :нова и снова делать ту же самую ошибку, называемую А-не-В эффектом.

Наблюдение 40. В возрасте 0; 10 Жаклин сидит на мат­раце... Я беру у нее из рук игрушечного попугая и два раза подряд прячу его под матрац слева от нее, на мес­то А. Оба раза Жаклин немедленно начинает поиски, находит и хватает попугая. Затем я беру у нее игрушку и медленно перемещаю попугая у нее перед глазами в такое же место под матрацем, но справа от нее, на ме­сто В. Жаклин очень внимательно наблюдает за дви­жением, но в тот момент, когда попугай исчезает на ме­сте В, она поворачивается налево и ищет игрушку там, где та была спрятана раньше, на месте А (р. 51).

Пиаже объясняет эту ошибку, обычную для детей на стадии 4, не детской невнимательностью, а тем, что общее представле­ние о предмете у маленького ребенка не такое, как у нас с вами. Для 10-месячной Жаклин ее попугай не является чем-то отдель­ным, постоянно существующим независимо от ее действий. Когда попугай был спрятан и успешно найден на месте А, он стал попугаем-на-месте-А, вещью, которая определяется не только тем, что является попугаем, но и тем местом, куда ее пря­чут. Другими словами, для ребенка попугай — это не какой-то отдельный объект, но часть некоей целостной картины.

Стадия5 (от 12 до 18 месяцев). Приблизительно в конце пер­вого года жизни ребенок приобретает умение следить за после­довательностью видимых перемещений и искать предмет там, куда он был положен — на глазах у ребенка — в последний раз. Когда это происходит, Пиаже заявляет, что ребенок перешел на стадию 5 сенсомоторного периода.

Наблюдение 54. Лоран в возрасте 0;11. Сидит между двух подушек, А и В. Я прячу часы под одну либо под другую подушку. Лоран каждый раз ищет предмет там, где он только что исчез, то на месте А, то на месте В, не считая какое-то из этих двух мест главным, как это было на предшествующей стадии (р. 67).

Однако Пиаже указывает, что истинное «сохранение пред­мета» все еще остается неполным: ребенок не может понять то, что Пиаже называет невидимыми перемещениями. Представьте следующий пример. Вы наблюдаете, как некто прячет монету в маленькую коробочку, а потом, повернувшись к вам спиной, несет коробочку к шкафчику и выдвигает в нем ящик. Потом человек возвращается, и вы обнаруживаете, что коробочка пу-

ста. Это невидимое перемещение предмета. Естественно, вы пойдете к шкафу и заглянете в ящик. Так вот, как показал Пиа­же, это не так уж естественно.

Наблюдение 55. В возрасте 1 ;6 Жаклин сидит на зе­леном коврике и играет с картофелиной, которая ее очень интересует (для нее это новый объект). Она... забавляется тем, что кладет картофелину в пустую коробку и берет ее оттуда снова. Затем я беру эту картофелину и кладу ее в пустую коробку на глазах у Жаклин. Затем я помещаю руки с коробкой под ков­рик и переворачиваю ее там вверх дном, не давая ребенку видеть, что именно я делаю; затем выдаю Жаклин пустую коробку. Я говорю Жаклин, которая не перестает смотреть на коврик, поскольку понима­ет, что я что-то под ним делал: «Дай папе картошку». Она ищет объект в коробке, смотрит на меня, потом снова смотрит на коробку, потом на коврик и т. д., но ей не приходит в голову идея приподнять край коври­ка, чтобы проверить, не там ли картофелина. В про­должение пяти последующих попыток реакция ребен­ка одна и та же — без достижения результата (р. 68).

Стадия 6 (от 18 до 24 месяцев). В конце концов, по мере того как ребенок приближается к завершению сенсомоторного пери­ода (вернемся к табл. 5.1), он в полной мере осваивает идею о сохранении объекта. Вхождение в эту стадию определяется спо­собностью ребенка мысленно представлять себе объекты, кото­рые подверглись невидимым перемещениям.

Наблюдение 66. В возрасте 1;7 у Жаклин обнаружи­вается... способность осознавать существование предмета, который во что-то заворачивают или пря­чут... Я кладу карандаш в коробочку, обворачиваю ее бумагой, потом заворачиваю обернутую коробочку еще в носовой платок, затем прикрываю все это бе­ретом и покрывалом. Жаклин быстро снимает берет и покрывало, затем разворачивает платок. Сразу ей не удается найти коробочку, но девочка продолжает искать ее, явно уверенная в ее существовании; за­тем она замечает бумагу, быстро вспоминает, что это такое, разворачивает бумагу, открывает коробочку и хватает карандаш (р. 81).

Пиаже считал это когнитивное умение осознавать постоян­ство предмета началом истинной мысли, то есть способности проникать в самую суть и использовать символическую функ­цию для решения задач. Это умение подготавливает ребенка для продвижения на новую большую стадию когнитивного разви­тия: дооперациональную, в течение которой мысль ребенка от­деляется от действий, что позволяет сильно увеличить скорость протекания умственных операций. Другими словами, осознание постоянства предмета служит основой для всех последующих продвижений в интеллектуальном развитии. Пиаже утверждает:

Осознание сохранения предмета, кроме всего про­чего, связано с наблюдением за его локализацией; то есть ребенок одновременно и обучается тому, что исчезнувший из поля его зрения предмет не пере­стал существовать, и старается узнать, куда этот предмет делся. Этот факт с самого начала показыва­ет, что образование схемы сохранения предмета тес­но связано с пространственно-временной и причин­ной организацией реального мира в целом (Piaget & Inhelder, 1969).

ОБСУЖДЕНИЕ

Этот метод опытов и наблюдений за поведением стал осно­вой работы Пиаже по созданию его теории четырех стадий ког­нитивного развития. Пиаже утверждает, что эти четыре стадии развития универсальны и их можно отнести ко всем детям, не­зависимо от того, какие у них культурные или семейные усло­вия. Кроме того, Пиаже подчеркнул некоторые важные аспек­ты развития представлений о предмете в течение сенсомотор-ного периода (для уточнения этих вопросов см,: Ginzburg & Opper, 1979).

1. Возрастные границы каждой стадии приблизительны. По­скольку в ранней работе Пиаже исследовалось поведение толь­ко трех детей, ему было трудно с уверенностью предсказать воз­растной диапазон. Например, некоторые способности, кото­рые он наблюдал у Жаклин в возрасте 1;7, у Люсьен проявились в 1;3. Однако подобные исследования проводились в течение ряда последующих лет, и в целом подтвердились возрастные рамки, названные Пиаже.

2. Пиаже был абсолютно убежден в строгой последователь­ности стадий развития. Все дети обязательно должны пройти через каждую стадию перед тем, как перейти на следующую, и ни одна из стадий не может быть пропущена.

3. С течением времени, от одной стадии к другой, в разви­тии ребенка происходят постепенные изменения, и по мере того как ребенок развивается, ошибок, характерных для предыду­щей стадии, становится все меньше. Пиаже считал обычным и нормальным переходный период от стадии к стадии и то, что у ребенка одновременно существуют способности, характерные как для более ранней, так и для более поздней стадии.

4. Когда ребенок переходит на следующую, более высокую ступень развития, совсем не обязательно, чтобы полностью ис­чезали особенности поведения, характерные для более низких ступеней. Вполне обычное дело — наблюдать, как на стадии 6 ребенок применяет интеллектуальные стратегии, которые он использовал на стадии 5. Потом, когда старые стратегии не при­носят успеха, ребенок начинает использовать новые методы для решения проблемы, типичной для стадии 6 умственного раз­вития.

Наши рекомендации