Анализ типичных экспертных ситуаций при исследовании малообъемных рукописей

Под экспертными ситуациями понимаются те условия, в кото­рых эксперт должен действовать на основе своих специальных по­знаний для разрешения задач, сформулированных перед ним следователем при назначении экспертизы. Каждая конкретная экспертная ситуация возникает при одновременном рассмотрении целей, стоящих перед экспертом, материалов, предоставленных в его распоряжение и определяющих условия работы с ними, а также методических приемов исследования, которыми располагает эксперт. Выпадение любого из звеньев, характеризующих эксперт­ную ситуацию, приводит к нарушению процесса исследования, к неоправданной затрате сил и средств и снижает доказательствен­ное значение экспертных выводов. В судебно-почерковедческой экспертизе нет единого алгоритма для решения всех задач, возни­кающих три исследовании рукописных текстов, так как в каждом конкретном случае эксперт-почерковед сталкивается с условиями, в основе которых лежат объем и качество графической информа­ции, содержащейся в исследуемых рукописях и образцах почерка предполагаемых исполнителей. Своеобразие условий исследования тем не менее позволяет выделить типичные экспертные ситуации, дающие эксперту возможность осуществить выбор методических приемов, необходимых для решения поставленных перед ним во­просов.

Рассмотрим типичные экспертные ситуации при исследовании рукописных текстов и записей с малым объемом графической ин­формации.

Для разграничения экспертных ситуаций большое значение имеет систематизация малообъемных рукописей.

Первуюгруппу типичных экспертных ситуаций составляют си­туации, связанные с исследованием собственно коротких текстов:

1. На исследование поступили короткий текст (запись, надпись) и образцы почерка одного вероятного исполнителя с целью его идентификации. Дан­ная ситуация (как и все прочие) дифференцируется в зависимости от условий, относящихся к составу письменных знаков в исследуе­мом объекте (текст содержит только буквы, текст представляет собой цифровую запись, текст содержит как буквы, так и цифры), и от условий выполнения, к числу которых относятся материал документа (бумага, картон, дерево, пластмасса) и орудия письма (перо, карандаш, кисть, заостренный предмет) Исследование мо­жет быть эффективным, если соблюдены требования, предъявляе­мые к подбору образцов почерка вероятного исполнителя. Эти образцы должны соответствовать исследуемому короткому тексту по составу письменных знаков (свободные и экспериментальные) и по условиям выполнения (экспериментальные)

2 На исследование поступили одна малообъемная рукопись и образцы почерка нескольких вероятных исполнителей. Приемы исследования связаны здесь с поиском возможностей последовательного исключения факта вы­полнения малообъемной рукописи каждым из возможных исполни­телей. Решение задачи осложняется при большом «руге лиц, среди которых может находиться ее исполнитель В этой ситуации к отображению идентификационных свойств почерка в исследуемой рукописи предъявляются особые требования. Эти свойства должны быть легковыделимы, иметь высокую идентификационную значи­мость и обладать надежными дифференциальными критериями, позволяющими без особых затруднений производить отсев образ­цов предполагаемых исполнителей по выбранным отличительным признакам

Как разновидность отмеченной экспертной ситуации следует рассматривать случаи розыска исполнителей коротких рукописных текстов, которые, не являясь по существу экспертным исследова­нием, тем не менее осуществляются на практике специалистами-почерковедами и при успешной выборке приводят к ситуации, описанной в пункте 1, т. е завершаются экспертизой.

3. На исследование поступило несколько ма­лообъемных рукописей и образцы почерка одно­го вероятного исполнителя. В таком случае экспер­том решается дополнительный вопрос о сравнимости рукописей между собой с целью установления, не выполнены ли они одним лицом. Это обстоятельство может быть установлено при од­нотипности текстов и наличии в них одноименных письменных знаков (букв, цифр), что позволяет рассматривать все тексты как один графический объект. При несравнимости коротких текстов между собой почерковедческое исследование распадается на ряд последовательных сравнительных этапов по числу поступивших на экспертизу рукописей. В описываемой экспертной ситуации часто возникает необходимость в увеличении количества эксперименталь­ных образцов почерка предполагаемого исполнителя.

4. На исследование поступили несколько мало­объемных рукописей и образцы почерка несколь­ких вероятных исполнителей. В этой ситуации реша­ющую роль играет возможность сравнения исследуемых текстов между собой и предварительного решения вопроса о том, не вы­полнены ли они одним лицом. Как показывает анализ практики, такая возможность появляется довольно часто при исследовании одинаковых по целевому назначению и письменному составу текстов (записей, надписей).

По делу о хищении готовой продукции на одном из предприятий Москвы для почерковедческого исследования были изъяты упаковочные пакеты, на ко­торых расхитители проставляли размеры вложенных в них полиэтиленовых меш­ков На пакетах писались цифры «25» или «23», и, хотя на исследование посту­пило несколько десятков пакетов, по особенностям движений, которыми были выполнены исследуемые цифровые надписи, экспертам легко удалось в катего­рической форме разделить надписи на две группы по числу их исполнителей[4].

Ко второйгруппе типичных экспертных ситуаций относятся те из них, которые возникают при исследовании фрагментов рукописных текстов в документах

1. На исследование поступил документ с рукописным текстом. Перед экспертом может быть поставлена задача установить, не выполнен ли весь рукописный текст в документе одним и тем же лицом. Решение этой задачи связано со случаями, когда в процессе расследования возникают предположения о возможных дописках в документе или отдельные фрагменты рукописного текста вызывают сомнение в их одновременном испол­нении одним и тем же лицом Часто это бывает в товарно-денежных документах (накладных, заборных листах, ведомостях). Дописки — это типичные почерковедческие объекты, в которых, как правило, наблюдается малый объем графической информации. Возможность установления дописки в документе основана на выделительной способности признаков, характеризующих почерк исполнителя дописанного фрагмента (фразы, слова, буквы, цифры), позволяющей отличить этот почерк от почерка, которым выполнен остальной текст. Исследование дописок осложняется случаями, когда они производятся с подражанием почерку лица, выполнявшего основной текст. Для решения поставленной задачи, кроме чистых различий в признаках, экспертами используются признаки снижения темпа письма и координации движений, а также признаки, характеризующие структуру штрихов в письменных знаках, пишущий прибор, краситель.

2. На исследование поступил и рукописный текст и образцы почерка (почерков). В этой ситуа­ции на разрешение экспертизы может быть поставлена конкретная задача, связанная с установлением исполнителей определенных фрагментов рукописного текста (отдельных записей в графах бланков, резолюций, вставок). Несмотря на то, что эксперт ориен­тирован в постановлении о назначении экспертизы на исследова­ние конкретных фрагментов рукописного текста, ,в рассматривае­мой экспертной ситуации необходимо проведение предварительно­го сравнения исследуемого фрагмента с остальными записями: в документе для решения вопроса о наличии в этом фрагменте возможных признаков имитации (подражания) почерка исполни­теля других записей. При установлении имитации почерка дальней­ший процесс экспертного исследования строится с учетом выявлен­ного обстоятельства.

При исследовании конкретных фрагментов рукописных текстов и образцов почерка определенных лиц каждый фрагмент рукопис­ного текста может рассматриваться как самостоятельный почерко­вый объект с малым объемом графической информации.

Если на исследование поступают напорченные или претерпев­шие изменения документы, типичные почерковедческие ситуации часто тесно переплетаются с ситуациями технико-криминалистиче­ского исследования документов. Успех установления исполнителей рукописных записей в испорченных или претерпевших изменения документах находится в прямой зависимости от эффективности применения экспертом методов выявления невидимых и трудно­читаемых записей и методов их фиксации. Все исследование строится с учетом четкости этих записей и возможностей анализа и оценки идентификационных свойств почерка в выявленных письменных знаках.

Особенностью типичных экспертных ситуаций, возникающих при исследовании записей, анализ признаков в которых усложнен, является тщательное изучение исследуемых записей с целью выя­вления причин, затрудняющих выделение и оценку признаков в них. Этими причинами обусловливаются повышенные требования, предъявляемые к образцам почерка вероятных исполнителей в кон­кретной типичной ситуации. Например, при исследовании текстов, написанных буквами печатной формы или левой рукой, необходи­мы как образцы почерка, выполненные этими способами, так и обычные свободные и экспериментальные образцы.

Типичные экспертные ситуации позволяют экспертам определить сложность и особенности предстоящего исследования малообъемных рукописей, наметить наиболее рациональные пути поиска ре­шения поставленных перед «ими задач и учесть все возможные версии, возникающие при анализе этих ситуаций.

Наши рекомендации