Занятие 8. Правдоподобные умозаключения. Индукция и аналогия.

1. Структура индуктивного умозаключения. Полная и неполная индукция.

2. Популярная индукция. Индукция через отбор.

3. Принципы научной индукции. Метод сходства, метод различия, метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

4. Понятие о статистических выводах.

5. Умозаключение по аналогии и его структура.

6. Виды аналогии: аналогия свойств и отношений; строгая и нестрогая аналогия (изоморфизм и гомоморфизм).

Занятие 9. Логические основы теории аргументации. Доказательство и опровержение.

1. Факторы убеждающего воздействия: социальные, психологические, лингвистические, логические.

2. Понятие о доказательстве и его структуре: тезис, аргументы, демонстрация.

3. Виды доказательства: прямое и косвенное доказательство. Процедуры, сходные с доказательством.

4. Структура опровержения и его виды: прямое и косвенное опровержение. Процедуры, сходные с опровержением (критика).

5. Правила и ошибки аргументации: в отношении тезиса, в отношении аргументов, в отношении демонстрации.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Темы докладов.

Модуль 1. Тема 2.

1) Правильное мышление и его признаки.

2) Закон тождества.

3) Закон непротиворечия.

4) Закон исключенного третьего.

5) Закон достаточного основания.

Модуль 2. Тема 5.

1) Предпосылка вопроса.

2) Виды вопросов. Улавливающие вопросы.

3) Ответ на вопрос и его виды.

4) Вопрос и проблема.

Тема 6.

1) Отношение следования и его виды.

2) Особенности дедукции, индукции и аналогии.

3) Аристотель — основоположник силлогистики.

4) Полные и сокращенные формы силлогизма.

5) Суждения с отношениями и выводы из них.

Тема 8.

1) Природа индуктивных обобщений.

2) Научная индукция и ее виды.

3) Статистические обобщения. Понятие о частоте признака.

4) Умозаключение по аналогии и моделирование.

Тема 9.

1) Убеждение и его виды.

2) Логика и другие факторы убеждающего воздействия.

3) Прямое и косвенное доказательство.

4) Процедуры, сходные с опровержением.

Вопросы для собеседования.

Модуль 1. Тема 4.

1) Каково соотношение таких форм мышления, как понятие и суждение?

2) И чем сходство и в чем различие простых и сложных суждений?

3) Как определяется истинность суждений?

4) Как зависит употребление одних суждений от употребления других суждений?

5) Какими признаками, помимо правильного строения и наличия определенного содержания, обладает всякое суждение (модальность)?

Вопросы для мозгового штурма.

Модуль 1. Тема 1.

Возможно ли мышление без логики?

Тема 3.

Существует ли предел делению понятий?

Модуль 2. Тема 6.

Нужно ли различать непосредственные и опосредованные умозаключения, или все умозаключения являются опосредованными?

Тема 7.

Можно ли считать дилемму простой суммой двух условно-категорических умозаключений?

Тема для «интеллектуальной дуэли».

Модуль 2. Тема 9.

Доказать (опровергнуть) можно все. — Существуют положения (тезисы), которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Темы для обсуждения в форме «круглого стола».

Модуль 1. Тема 3 (часть 2-я).

Роль классификации в научном познании и практической деятельности человека).

Модуль 2. Тема 6 (часть 2-я).

Почему простой категорический силлогизм считается основой всех необходимых умозаключений?

Тема 7.

Условные суждения (импликация) являются основным видом сложных суждений.

Тесты.

Модуль 1. Тема 1.

Тесты – вариант I.

Что означает слово “logos”?

А) Человеческое слово вообще. Б) Всеобщий закон, основа мира.

В) Закон, мысль, слово, смысл. Г) Беседа, суждение.

Что является предметом изучения логики?

А) Абстрактное мышление. Б) Образное мышление.

В) Законы, формы и приемы мышления. Г) Языковые тексты.

Что такое мышление?

А) Это целенаправленное, опосредованное и обобщенное воспроизведение связей и отношений предмета.

Б) Это целостное воспроизведение предмета, непосредственно

воздействующего на органы чувств.

В) Это чувственный образ ранее воспринятого предмета.

Г) Это субъективный образ объективного мира.

4. Назовите основные формы абстрактного мышления:

А) Понятие, суждение и умозаключение.

Б) Законы, формы и приемы мышления.

В) Анализ, синтез, обобщение.

Г) Вопрос, гипотеза и теория.

Кто является родоначальником индуктивной логики?

А) Аристотель. Б) Ф. Бэкон. В) Г. Гегель. Г) Г. Лейбниц.

Наши рекомендации