Тема 4. Умозаключения (дедукция, индукция и аналогия).

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЩШЛИНЫ

Тема 1. Мышление как предмет изучения логики.

Структура правильного мышления как предмет изучения логики. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль языка в познании. Основы научной теории познания. Факторы, препятствующие объективному познанию истины. Понятие объективного мышления. Методы формирования объективного мышления. Понятие интуиции. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями. Принципы логического мышления и соответствующие им логические законы. Формы правильных рассуждений и их детерминированность законами логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Основные этапы развития формальной логики. Логика и язык. Теоретическое и практическое значение логики для юристов.

В ходе рассмотрения учебного материала темы целевой установкой считать усвоение студентами предмета логики, связи логического мышления с языком и роли последнего в мыслительных процедурах, в юридической практике: значение логики в научном познании.

Тема 2. Понятие.

Понятие как форма мышления. Выражение понятий в языке. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании. Содержание и объем понятия. Признаки предметов и их виды. Признаки существенные и несущественные, отличительные и не отличительные. Свойства и отношения как признаки. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Отношения принадлежности элемента к классу и включения класса в классе. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Общие и единичные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Собирательные и не собирательные понятия. Понятия пустые (с нулевым объемом) и непустые. Понятия регистрирующие и не регистрирующие. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, перекрещивание, подчинение (отношения рода и виды). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями.

Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операции ограничения и конкретизации научных знаний. Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении. Классификация и ее виды. Классификация по существенным признакам (естественная). Классификация по несущественным признакам (вспомогательная). Операции с классами. Объединение классов (сложение), вычитание классов, пересечение классов (умножение), образование дополнения (отрицание). Значение деления и классификации в науке и практике. Определение понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Явное определение - определение через род и видовое отличие. Генетическое определение как его разновидность. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Неявные определения: контекстуальные, остенсивные, через отношения к своей противоположности. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примера и др. Значение определений в науке и практическом рассуждении. Связь определений (дефиниций) с формирование и развитием понятий. Значение понятий в юридической практике.

В ходе изучения учебного материала темы основным считать усвоение обучающимися сущности и содержания понятия как формы мышления, операций с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление: классификация как частный вид деления, значения понятий в деятельности юриста.

Тема 3. Суждение и норма.

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. Виды простых суждений: атрибутивные суждения; суждения с отношениями; суждения существование (экзистенциональные). Категорические суждения и их виды (деления по количеству н качеству). Выделяющие и исключающие суждения. Распределенность терминов в суждениях. Ложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и отрицания. Условия истинности сложных суждений (табличное определение). Строгая и нестрогая дизъюнкция. Импликация и условное суждение. Понятие необходимого и достаточного условия. Отношения между суждениями по истинности. Отношения совместимости: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение (субконтрарность). Отношения несовместимости: противоречие (контрадикторность): противоположность (контрарность). «Логический квадрат». Правила образования противоречащих (отрицающих) суждений. Деление суждений по модальности. Суждение и норма.

Логическая характеристика вопросов. Вопрос как мысль особого типа. Вопросно-ответные ситуации в правовом признании. Логически корректные и логически некорректные вопросы. Открытые и закрытые вопросы. Виды ответов. Правильные и неправильные ответы, сильные и слабые, релевантные и нерелевантные.

Понятие и сущность логических законов. Отличия законов мышления от законов естествознания. Закон тождества и его предписания. Закон противоречия и его предписания. Закон исключенного третьего и содержание его требований. Закон достаточного основания. Значение формально-логических законов в правовом познании и юридической практике.

В ходе изучения темы основное внимание обратить на усвоение обучающимися сущности и содержания как формы мышления, основных видов суждений и логических отношений между ними, логику норм, логических основ вопросно-ответных ситуаций, содержание основных законов логики.

Тема 4. Умозаключения (дедукция, индукция и аналогия).

Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Понятие логического следования. Логически необходимые (демонстративные) правдоподобные (недемонстративные) умозаключения. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные по аналогии. Дедуктивные умозаключения. Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического следования в дедуктивных умозаключениях. Непосредственные умозаключения. Превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату. Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Специальные правила фигур. Отбор правильных модусов с помощью круговых схем.

Понятие индуктивного умозаключения. Связь индукции с опытными обобщениями. Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукции. Полная индукция. Структура умозаключения. Неполная индукция. Виды неполной индукции: популярная индукция и научная индукция. Популярная индукция. Перечисленный (энумеративный) характер популярной индукции. Проблематичность индуктивных обобщений. Понятие вероятности. Вероятная оценка степени обоснованности индуктивных обобщений. Условия, повышающие степень вероятности выводов популярной индукции. Научная индукция. Принципы отбора (селекция) и исключения (элиминации), ограничивающие возможность случайных обобщений. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Понятие о многофакторных индуктивных обобщениях. Статистические обобщения. Понятие о популяции, образце и частоте признака. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания.

Понятие аналогии. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств (предметов) и аналогия отношений. Условия состоятельности выводов по аналогии. Нестрогая и строгая аналогия. Условия, повышающие степень вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии. Роль выводов по аналогии в науке, правовом процессе. Аналогия - логическая основа метода моделирования в науке и технике. В ходе изучения темы целевой установкой считать усвоение обучающимися сущности и содержания дедуктивного умозаключения как формы мышления, простого категорического силлогизма.

В ходе изучения учебного материалы «Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии» целевой установкой считать усвоение обучающимися сущности и содержания индуктивного умозаключения и умозаключения по аналогии, эмпирических методов установления причинной зависимости явлений, роли индуктивного умозаключения и умозаключения по аналогии в юридической практике.

Наши рекомендации