Координация движений при письме
Координацию движений можно рассматривать с точки зрения двух степеней точности:
а) точность в соблюдении параметров движения (главным образом, направления и протяженности) в пределах выполнения элементов букв и
б) точность в соблюдении параметров движений (направления, протяженности, размещения и других) при выполнении сочетаний элементов, букв, слов, фраз.
Неточность движений первой степени выражается в уже известных признаках: извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях движений.
Указанные признаки неточности движений при формировании навыка письма неодинаково проявляются в разных элементах письменных знаков:
1) точность движений достигается прежде всего при выполнении основных элементов букв (сгибательные движения). В то время как основные элементы букв уже выполняются ровными и плавными движениями, соединительные и заключительные (разгибательные движения) имеют еще мелкую извилистость;
2) точность движений достигается раньше при выполнении прямолинейных по форме основных элементов
чем дугообразных. Последние являются более сложными.
В процессе обучения письму и формирования почерка, как уже отмечалось, координированность движений при выполнении элементов букв становится достаточной и признаки неточности движений 1-й степени исчезают.
Признаки неточности движений 2-й степени сводятся к несоразмерности параметров движений (протяженности, направления, размещения) во всей рукописи.
При переходе на быстрое и связное письмо пишущий должен согласовывать свои движения в процессе письма в более короткие отрезки времени. В этот период не каждому пишущему удается (да и не каждый ставит перед собой такую задачу) выдержать все параметры при быстром письме. Отсюда появляется или сохраняется неравномерность в протяженности, направлении и других признаках, проявляющаяся иногда даже в высоковыработанных почерках.
Возможность проявления своеобразия координации движений в почерке разных людей при письме в норме обычно исчерпывается степенью точности движений.
Дифференциация почерков по степени координации в пределах групп проводится главным образом в зависимости от выраженности: маловыработанных школьных почерков — признаков неточности движений 1-й степени; маловыработанных практических почерков — признаков неточности движений как 1-й, так и 2-й степени; средне- и высоковыработанных почерков — признаков неточности движений 2-й степени.
Координация движений — признак, наиболее чутко реагирующий на всякого рода изменения в обычных условиях письма. Она прежде всего нарушается при изменении внешней обстановки письма. Особенно отчетливы нарушения согласованности движений при изменении позы и состояния пишущего, а также при некоторых способах намеренной маскировки почерка посредством изменения механизма письма (например, перемена пишущей руки).
В случаях, когда снижение координации движений становится не единовременным, а стойким, например при нервных заболеваниях, характер и степень снижения координации приобретают большую идентификационную ценность, чем обычно.
При необычном письме неточность движений ранее проявляется в признаках 2-й степени. Если нарушение координации более глубокое, появляются признаки неточности движений 1-й степени. Последние касаются прежде всего элементов, выполненных разгибательными движениями, и тех частей элементов, где имеется плавный переход сгибательного движения в разгибательное. Знание характера, объема и последовательности нарушений координации движений в зависимостиот непривычных факторов, а также необычного состояния пишущего помогает эксперту правильно объяснить возможную причину нарушения координации и оценить идентификационные признаки.
Темп движений при письме
Темп движений при письме может быть привычным и измененным. Привычный темп письма значительно различается в почерках разных лиц, находящихся в пределах одной степени выработанности. Даже в пределах группы маловыработанных почерков можно различать почерки более медленные и более быстрые. Естественно, например, что рукопись учеником 1-го класса будет выполняться медленнее, чем учеником 3-го класса. Кроме того, даже находясь на одной стадии обучения письму, одни школьники пишут быстрее, другие медленнее. Усвоение навыков, в том числе и темпа письма, зависит от типа и согласования движений различных звеньев пишущей руки.
Различие в темпе письма сказывается в уже известных признаках, основным из которых является степень непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний.
В группе высоковыработанных почерков экспериментально установлена зависимость темпа выполнения рукописей от строения почерка, от его сложности. Самыми медленными по темпу исполнения являются усложненные почерки, самыми быстрыми — упрощенные, среднее положение занимают простые (прописные) почерки. В пределах групп почерков по строению темп может различаться по степени выраженности признаков упрощения и усложнения.
Темп письма — признак, вообще тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показателем темпа
Темп письма может привычно варьировать у каждого пишущего в зависимости от назначения документа и ряда других условий. Вариационность темпа, равно как и других признаков, в наибольшей степени выражена в высоковыработанных почерках. Лица, имеющие почерки, приспособленные к медленному темпу письма, одновременно располагают вариантом, рассчитанным - на быстрый темп. Вообще большими возможностями варьировать темп письма обладают лица, имеющие усложненные и простые, почерки; меньшая вариационности наблюдалась у лиц, имеющих упрощенный почерк.
Темп письма в ряде случаев замедляется при влиянии на процесс письма необычных условий или состояния. Как правило, замедление темпа о сопутствует намеренному изменению почерка с целью демаскировки.