Координация движений и ее виды

Для разных видов деятельности ребенка и взрослого (игра, учеба, труд, самообслуживание и т.д.) простые сенсомоторные реакции -явление редкое, более характерны сложные сенсомоторные реакции, среди которых чаще всего имеют место так называемые реакции на движущийся объект (РДО), когда движение должно совершаться в определенный момент в соответствии с перемещающимся в простран­стве предметом (объектом). Наибольшую сложность в психомоторном процессе при различных видах двигательной деятельности представ­ляет сенсомоторная координация, при которой "динамичен не только воспринимаемый раздражитель, как при реакции на движущийся объ­ект, но и сама реализация двигательного действия" (К.К. Платонов, 1977; С.65). Другими словами, при сенсомоторной координации должно быть непрерывно как восприятие, так и движе­ние, причем "движение регулируется восприятием его результатов, результат движения непрерывно сверяется с заданием" (там же).

Различные виды предметной деятельности требуют от человека достаточно согласованных движений двумя руками или рук и ног и других частей тела.

В этих случаях к сенсомоторной координации добавляется такое свойство психомоторики как координация движе­ний, которая, как известно, является показателем ловкости человека.

Понятие "координация" сегодня широко используется в различ­ных областях научных знаний и применительно к разным сферам практической деятельности. Словарь иностранных слов так трактует этот термин: "Координация" [лат. со (п) - с, вместе + ordinatio распо­ложение в порядке] - согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-л. и т.д.). Для использования в биологических науках термин "координация" был предложен в 1914 году известным отечественным биологом А.Н. Северцовым.

Принято различать несколько видов координации движений: статическую, динамическую, реципрокную и др.

В справочной литературе конкретного толкования понятий, стоя­щих за этими терминами, не дается.

Под статической координацией, пишет М.О. Гуревич, "нужно понимать регуляцию двигательных ак­тов, удерживающих тело и его отдельные сегменты в состоянии рав­новесия (например, при стоянии на одной ноге)"

а под динамической координацией, продолжает он, - "регуляцию движений в смысле их точности" (М.О. Гуревич, 1930; С.65).

В основе реципрокной коорди­нации("реципрокный [лат. reciprocus] - взаимный") лежит "реципрокная (сопряженная, перекрестная) иннервация - рефлекторный меха­низм, обеспечивающий иннервацию взаимосвязанных групп скелетных мышц, участвующих в осуществлении сложных координирован­ных движений (ходьба, бег и др.), при которых сокращение одной группы мышц сопровождается расслаблением других мышц (антаго­нистов)" (Словарь иностранных слов, 1990; С.444).

Н.А. Бернштейн (1966) определяет координацию движений как "преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа" т.е. превращение его в управляемую систему. Иными словами, под коор­динацией движений он понимает целесообразные согласованные дви­жения различных мышц, осуществляемые в результате обратной афферентации регулирующей деятельности коры головного мозга.

Координация движений в онтогенезе дошкольника развивается постепенно на основе созревания соответственных мозговых образо­ваний и благодаря приобретаемому ребенком опыту в различной дви­гательной деятельности, особенно на занятиях по физической культу­ре, во время проведения подвижных игр, в процессе различных пред­метных манипуляций и т.д.

Быстрая и точная моторная реакция на пусковой сигнал и хоро­шая координация экономных, точных и соразмерных движений, реали­зующих двигательные акты в различных видах деятельности, опреде­ляют, по мнению К.К. Платонова (1977), ловкость как двигательное качество человека, как черту личности. Ловкость или неловкость могу г проявляться в различных видах деятельности в качестве одного из показателей особенностей психомоторики как при нормальном ее раз­витии, так и в случаях отклонений или недостаточной сформированности.

Психомоторика и идеомоторные процессы (идеомоторика)

Как было уже отмечено выше, в круг явлений психомоторики вхо­дят также идеомоторные процессы (идеомоторика), "связывающие представление о движении с выполнением движения" (К.К. Платонов, 1977; С.66). По словарю "Психология" под общей редакцией А.В.Петровского. М.Г. Ярошевского (1990; С.131) с уточненными терминами и их переводом из Словаря иностранных слов (1990; С.23; С. 187; С332) термин "идеомоторный акт" [< греч. idea - понятие, представление, идея, образ + < лат. motor — приводящий в движение и jiai. aktus - поступок, действие] определяется как "переход представ­ления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (ина­че говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает мысль о нем)". Заметим здесь попутно, что сам принцип идеомоторного акта, как известно, был открыт еще в 18 веке английским врачом Д. Гартли и разработан в последующем англий­ским психологом В. Карпентером.

В настоящее время существует две точки зрения на физиологиче­ский механизм идеомоторных актов. Первая из них основывается на представлениях И.П. Павлова, согласно которым идеомоторный акт управляемся эфферентными импульсами, поступающими от опреде­ленных клеток коры головного мозга. "Давно было замечено и научно доказано, - отмечает он, - что раз вы думаете об определенном движе­нии (то есть имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите" (И.П. Павлов, 1951; С.316). Вторая точка зрения исходит из положения Н.А. Бернштейна (1966) о кольце­вой регуляции движений, согласно которому идеомоторный акт управ­ляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений.

Следует здесь также подчеркнуть, что проблема идеомоторики как проблема образа и его роли в регуляции двигательных актов явля­ется одной из центральных проблем психологии движений, психоло­гии телесности. С позиций педагогической науки эта проблема затра­гивает вопросы эффективного обучения правильным движениям, ус­пешного овладения ребенком двигательными навыками, а также во­просы предупреждения причин многих ошибочных, неправильных движений при первоначальном ознакомлении детей с ними, а в случа­ях недоразвития или нарушений психомоторики действенной ее кор­рекции.

Наши рекомендации