Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

I. Выработанность почерка

Под выработанностью почерка в теории и практике судебно-почерковедческой экспертизы принято понимать уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром тем­пе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Выработанность — это характеристика степени овладения на­выками письма, степени сформированности почерка в целом.

Как показатель степени сформированности навыков письма, выработанность почерка служит для эксперта показателем автоматизма письма, управляемости дви­жениями, способности писать в быстром темпе.

Выработанность — разносторонний признак. Показателями его являются координированность, темп. Кроме того, в качестве показателя выработанности часто рас­сматриваются: устойчивость признаков почерка, строение букв, вариационность конструкций букв в зависимо­сти от конкретного сочетания букв в слове.

Под координацией движений, рассматриваемой в качестве показателя степени выработанности, понима­ется пространственная точность движений. Темпом пись­ма считается время выполнения букв, слов, фраз, рукописи в целом. Понятия устойчивости и вариационности известны.

Почерки по степени выработанности делятся на три группы:

а) маловыработанные,

б) средневыработанные и

в) высоковыработанные,

почерков без учета их групповой принадлежности. В отношении проявлений признаков, бывших объектом обсчета, в главе приводится условная значимость, которая тем выше, чем реже частота встречаемости конкретного проявления признака. Результаты обсчета частот встречаемости частных признаков с учетом групповой принадлежности почерка отражены в гл. 5.

Маловыработанныепочерки отражают начальную ступень образования навыка письма. К этой группе по­черков относятся: 1) школьные, ученические почерки, характерные для периода обучения письму (1—4 классы средней школы) и 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко; в отличие от первых, эти почерки называются маловыработанными практическими. Рукописи, выполненные школьными и практическими почерками, резко различа­ются по внешнему виду, хотя и относятся к одной группе (рис. 2 а, б).

Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка - student2.ru
Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка - student2.ru

Рис. 2

О малой выработанности почерка в первые периоды обучения письму свидетельствует низкая точность дви­жений, выражающаяся в извилистости, изломах штри­хов, угловатости овалов, неравномерности протяженно­сти, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями. Эти признаки дефор­мируют буквы, придают им неуклюжий, нестройный вид. Низкая точность или координированность движений сви­детельствует о неумелом управлении ими.

Однако в школьном почерке признаки низкой коор­динации движений бывают отчетливо выражены только в самом начале обучения. Уже в начальных классах уче­ники могут достигнуть высокой степени точности движе­ний при условии их медленного выполнения. Исчезают извилистость, изломы и угловатость элементов букв, соблюдаются правильные пропорции протяженности, направления, взаимного размещения движений. Поэтому рукописи, исполненные маловыработанным школьным почерком, как правило, отличаются стройностью, четко­стью, соответствием строения букв прописям и имеют очень характерный вид. Однако, если обучающийся попытается писать быстрее, движения сразу же теряют точность и упорядоченность. Отсюда в качестве показа­теля малой выработанности обязательно рассматривает­ся медленный темп письма. Основным признаком мед­ленного темпа является несвязное, отрывистое выполне­ние букв. Непрерывно выполненные сочетания букв встречаются редко. Иногда самостоятельными движе­ниями выполняются элементы в буквах. Кроме того, свидетельством медленного темпа могут служить: тупые начала и окончания штрихов, наличие некоторых услож­нений движений.

В противоположность школьному в маловыработанном практическом почерке признаки низкой координации движений, особенно неравномерность протяженности, на­правления и размещения движений, выражены довольно отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестрой­ными, нечеткими. Неравномерность протяженности, направления, размещения может стать устойчивой при выполнении определенных букв. Такому почерку свой­ствен медленный, а иногда и средний темп. Последний выражается в наличии непрерывно выполненных соче­таний, чаще всего двух букв, отсутствии тупых начал и окончаний штрихов. Строение букв отличается от прописей главным образом за счет упрощений движений и бывает деформированным, «неуклюжим», что связано с низкой координацией.

Пространственная неточность движений в пределах обширной группы маловыработанных (школьных и прак­тических) почерков может быть выраженной более или менее. Темп также колеблется, но в относительно не­больших пределах.

Для маловыработанного почерка, особенно школь­ного, типичной является следующая зависимость рас­смотренных показателей: чем медленнее темп, тем выше пространственная точность движений и наоборот.

Движения при письме в процессе обучения довольно быстро приобретают относительную устойчивость (стереотипность). Эта устойчивость кратковременна, так как навык письма продолжает развиваться.

В пределах группы маловыработанных почерков лишь в самом начале обучения или у лиц с очень незна­чительной практикой письма движения очень неустой­чивые.

Кроме того, устойчивость почерка весьма непрочна, легко нарушается в необычных условиях письма. При­обретаемые в процессе обучения письму навыки стерео­типны, но еще лишены приспособляемости к различным условиям.

Средневыработанные почерки — это не вполне сфор­мировавшиеся почерки, отражающие стадию практического освоения связного и быстрого письма (см. рис. 3).

Задача школьного обучения сводится не только к то­му, чтобы научить писать стройно и четко, по воз­можности соблюдая прописи, но и обучить быстрому письму. Важно, чтобы человек умел писать быстро и успевал фиксировать скоро протекающие процессы мыш­ления и устную речь. Для этого требуется более слож­ное управление процессом письма, так как относительно точные движения необходимо выполнять в ограничен­ные отрезки времени.

Пространственная точность движений соблюдается уже в пределах более быстрого (по сравнению с начальной стадией), условно названного средним, темпа пись­ма, характеризующегося большей непрерывностью движений. Возможно сохранение недостаточной координа­ции движений, которая проявляется не в отклонениях от принятого направления в пределах штрихов, а в неточном соблюдении правильных пропорций протяжен­ности, направления, размещения движений при выполне­нии элементов букв и букв в целом. Кроме того, точность движений может снизиться и вследствие недостаточной подготовленности пишущего к быстрому темпу письма и других объективных и субъективных факторов.

Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка - student2.ru

Рис. 3. Средневыработанный почерк

Строение букв обычно близко к прописям.

Средневыработанный почерк в большей мере устойчив относительно влияния различных сбивающих обстоя­тельств. На этом этапе формирования пишущий начи­нает приспосабливать навыки к различным условиям и в первую очередь к быстрому и медленному темпу. В связи с этим буквы могут подвергаться значительным изменениям: появляется больше упрощений при выпол­нении букв и их элементов.

Высоковыработанныепочерки — это вполне сформи­ровавшиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движений навык письма (см. рис. 4).

Для почерков высокой степени выработанности ха­рактерна относительно большая точность движений в процессе быстрого выполнения избранных пишущим форм письменных знаков. Правда, признаки недостаточной координированности, выражающейся в неравномер­ности протяженности, направления и размещения дви­жений, закрепившиеся на предыдущих стадиях форми­рования, могут сохраниться и в высоковыработанных почерках, особенно при формировании почерка упрощен­ного строения, которому свойственна высокая приспо­собленность к быстрому темпу.

Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка - student2.ru

Рис. 4. Высоковыработанный почерк

Лицам, имеющим высоковыработанные почерки, свойствен относительно быстрый темп движений при письме. Признаками быстрого темпа являются значи­тельная непрерывность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощен­ное строение букв. Дифференциация же темпа в пределах данной группы зависит от строения почерка (простое, уп­рощенное или усложненное).

Для навыков письма, отражающихся в высоковыработанном почерке, наряду с относительной стереотип­ностью, характерна вариационность, объясняющаяся приспособляемостью к различным условиям, и относи­тельно большая устойчивость к сбивающим факторам. Вариационность признаков и особенно почерка — каче­ство, проявляющееся только на высокой ступени его фор­мирования.

Степень выработанности почерка относится к устой­чивым признакам. Ее показатели, как правило, воспро­изводятся при письме в измененных условиях в таком объеме, что удается судить о действительной степени выработанности почерка исполнителя исследуемой рукописи.

Устойчивость выработанности наблюдается не только в случаях изменения внешних условий письма и со­стояния пишущего, но и часто при стремлении намерен­но изменить свой почерк с целью маскировки.

Устойчивость степени выработанности почерка, по-видимому, объясняется многообразием ее показателей. Координация и темп могут претерпевать значительные изменения. Вместе с тем в рукописи удается обнаружить особенности движений, выражающиеся обычно в строе­нии букв, которые свидетельствуют о более высоких координационных возможностях и приспособленности к быстрому темпу письма. Это позволяет судить о дей­ствительной степени выработанности почерка исполни­теля.

Степень выработанности может изменяться только в одном направлении — в сторону ее снижения. Невоз­можно заметно повысить степень выработанности почер­ка в пределах одного периода времени без тренировки и совершенствования практики письма.

В большей мере изменение степени выработанности наступает при стремлении пишущего выполнить документ определенным образом (в зависимости от его характера

и значения) или намеренно изменить свой по­черк. При этом старательное замедленное письмо сопро­вождается снижением степени выработанности только у лиц с почерком упрощенного строения. При намерен­ном изменении почерка степень выработанности может снижаться при подражании буквам печатной формы. Это наблюдается в тех случаях, когда лицо не пишет привычно «печатным» шрифтом. Кроме того, степень выработанности может снизиться и при подражании буквам другого строения (например, прописям, лицом, имеющим высоковыработанный почерк упрощенного строения), при компетентном изменении почерка. Естественно снижение степени выработанности при перемене пишущей руки в случае отсутствия навыка письма этой рукой.

Установление степени выработанности почерка, кото­рым выполнена исследуемая рукопись, в случае необычного ее написания, осложняется малым объемом рукописи.

В связи с этим при производстве экспертных исследований не всегда возможно установить степень выработанности. Иногда удается судить только о двух возможных группах, к одной из которых должен быть отнесен почерк, и исключить третью. Например, эксперт устанавливает, что рукопись не могла быть выполнена лицом, имеющим маловыработанный почерк. Следова­тельно, этот почерк относится либо к группе средних, либо высоковыработанных почерков.

Координация и темп движений как идентификацион­ные признаки рассматриваются отдельно.

Наши рекомендации