Понятие и задачи ситуационных исследований почерка

Понятие ситуационной экспертизы связано с именем Г. Л. Грановского [3]. Он пишет, что объектом ситуационной экс­пертизы определено событие, а непосредственным объектом — от­ражающая это событие вещная обстановка места происшествия. Предметом ситуационной экспертизы является событие в целом: его время, место, структура, стадии течения, предмет посягательства и нанесенный ущерб, установление лиц, участвующих в событии про­исшествия, и связей между действующими лицами и последствия­ми, отобразившимися в отдельных следах и обстановке в целом.

А. И. Винберг понимает ситуационный анализ как всестороннее исследование совокупности вещей и изменений обстановки. Далее он указывает, что "ситуационная экспертиза в зависимости от экс­пертных задач охватывает событие в различных его понятиях — время события, место, структуру и стадии течения, установление участвующих в нем лиц, связей между действиями и последствиями, отобразившимися в следах последующей обстановки".

Г. Л. Грановский, определяя предмет ситуационной экспертизы, утверждает, что он необычайно широк, и эксперты, исследуя место происшествия в целом: а) имеют возможность установить ряд об­стоятельств, относящихся к отдельным элементам состава преступ­ления (способы приготовления, совершения и сокрытия преступле­ний; время и место его совершения; личность потерпевшего и пре­ступника; многие их психические и физические свойства, механизмы взаимодействия преступника и потерпевшего, транспортных средств, орудий взлома и преград); б) должны описать все этапы со­вершения преступления, его детали, свойства предметов, исчезнув­ших с места происшествия, орудий преступления, а также объяс­нить, почему произошли те или иные изменения в обстановке и др. Нами предложен новый вид экспертизы места происшествия, где для определения ситуации требуется комплексная экспертиза или даже комплекс экспертиз для решения одной общей задачи.

Г. Л. Грановский и А. И. Винберг объектом ситуационной экспер­тизы определяют событие происшествия во всей его полноте, изу­чаемое по отображениям и изменениям в вещной обстановке места происшествия.

Слово "ситуация" в переводе с французского означает "обстоя-, тельства, положение, обстановка" и определяется она как их сово­купность.





Диагностика является особой формой познавательной деятельности человека. Некоторые виды диагностики направлены на распознавание сущности и состояния объектов, явлений материаль­ного мира и возможности их практического исследования.

Поэтому, исходя из понятия слова "ситуация", ситуационную экс­пертизу нельзя ограничивать только экспертизой места происшест­вия. Ситуационная экспертиза имеет более широкие цели и задачи, направленные на установление фактических данных об обстановке, обстоятельствах, условиях действий лица — исполнителя рукописи.

К криминалистической ситуационной экспертизе необходимо от­нести все исследования, направленные на:

а) установление обстоятельств произведенных действий (време­ни, места, способа), обстановки, в которой производились какие-то действия;

б) установление возможности производства определенных дей­ствий;

в) установление условий, в которых производились определенные действия, например, исполнялась ли рукопись на вертикальной по­верхности и пр.

В почерковедческой экспертизе к ситуационным исследованиям можно отнести следующие задачи:

1. Установление необычной позы, в которой исполнялась руко­пись: стоя, лежа, на колене, на вертикальной поверхности и т. д.

2. Определение факта непривычной установки на максимально быстрое и на старательное письмо.

3. Установление факта исполнения рукописи в движущемся транспорте, в темноте и т. д.

4. Установление факта изменения почерка путем перемены пи­шущей руки, скорописной маскировки, подражания почерку другого лица.

2. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Пц--..————---
ПОЧЕРКА

Полученные в ситуационных исследованиях сведения помогают эксперту в определенной мере устанавливать исполнителя, а в неко-,. торых случаях, например, при установлении факта умышленного изменения почерка, определять возможность проведения диагно­стических и идентификационных исследований и объективно обос­новать выводы по этим исследованиям.




Исходя из сущности понятий "диагноз" и "диагностика" [1, с. 655], криминалистическая диагностика, как процесс распознавания объ­ектов, своим исследованием предметов, явлений и лиц по опреде­лению их существенных свойств, качеств, состояний будет позволять относить объекты криминалистического исследования к различным группам, классам, родам.

Диагноз, диагностика как процесс, осуществляющий познание явления, предмета, складывается на основе изучения всех призна­ков последних и их обычного узнавания. Как конечный результат ди­агностического процесса выступает диагноз, являющийся общим выводом о сущности данного явления, предмета, характеризующего свойство, качество, состояние объекта, и о принадлежности его к определенному, установленному наукой классу, виду, роду, на осно­вании исследования (анализа и синтеза) и логического обоснования совокупности существенных признаков данного явления, предмета.

Диагностика есть научно-познавательный процесс, но он отлича­ется от процесса познавания вообще своими целями, задачами, объектами. Постановка диагноза о предмете, явлении — это не на­учное (поисковое) исследование, где исследователь устанавливает новые законы развития природы и общества. Науку интересует в че­ловеке, предметах и явлениях не отдельный факт, случай, а общее, устойчивое, повторяющееся, существенное.

Объектом диагностического криминалистического исследования является конкретный объект (человек, предмет, вещество, явление). В каждом познавательном процессе эксперт сталкивается с единич­ным, содержащим в себе общее и индивидуальное, устойчивое и не­устойчивое, повторяющееся и неповторяющееся. Встречаясь с кон-кретным анонимным рукописным текстом, устанавливая определен­ное свойство личности по почерку, исследователь изучает общее (пол, возраст), существующее только через единичное (конкретный рукописный документ). Любое общее свойство не может охватывать единичное, так как любое единичное содержит в себе не только об­щее, но и что-то индивидуальное. Объектом судебного почерковеде­ния, как науки, является почерк (общее). Каждый конкретный руко­писный текст является единичным и служит для исследования и вы­явления общего. Ученый изучает, обобщает и вырабатывает новое знание, а эксперт использует знание в своей практической деятель­ности. Следовательно, в процессе диагностирования мы не получа­ем новые знания об объекте, а устанавливаем, распознаем уже из­вестное. Таким образом, это не научное познание в широком смыс­ле слова, в процессе которого осуществляется переход "вещи в се-





понятие и задачи ситуационных исследований почерка - student2.ru

бе" в "вещь для нас", т. е. когда происходит перерастание незнания в неполное (частичное) знание и далее — во все более полное.

S ходе экспертизы эксперт не открывает что-либо новое в приро­де и обществе, а только устанавливает по почерку определенные свойства, качества, состояния личности в соответствии с разрабо­танными учеными-почерковедами методиками. Например, он опре­деляет пол, возраст исполнителя рукописи, его состояние в момент исполнения рукописи.

В случае если не существует разработанной достоверной методи­ки по определению каких-либо свойств объекта, то установить дан­ные свойства невозможно. Следовательно, только тогда можно ди­агностировать свойства, состояния объекта, когда имеется уже оп­ределенная совокупность признаков, позволяющая сказать что-либо об объекте. Так, графологи утверждают, что по почерку можно оп­ределить характер человека. Но подобные утверждения научно не обоснованы, так как нет достоверных методик и соответствующих этим методикам совокупностей признаков почерка, по которым можно было бы определить характер неизвестного человека по его почерку.

Диагностирование есть диалектический процесс, результатом- ко­торого является вывод (диагноз) о сущности объектов распознава­ния. Диагностика является процессом отражения материальной действительности, которая определяется объектами своего исследо­вания. Диагностика — частный вид, особая форма познавательного процесса, и каждая разновидность диагностики имеет свою специ­фику, но обязательно учитывает общее в любом диагностическом процессе.

Методика криминалистического диагностического и ситуационно­го исследования объектов представляет собой единый сложный процесс и имеет общие для всех видов криминалистического ис­следования требования по последовательности изучения вещест­венных доказательств.

В диагностическом и ситуационном исследовании следует выде­лить три стадии:

1. Предварительное исследование.

2. Детальное исследование.

3. Оценка результатов проведенного исследования, формирова­ние и формулирование вывода.

На стадии предварительного исследования, по-нашему мнению, необходимо определить задачи исследования, ознакомиться с мате­риалами, поступившими на исследование, произвести их осмотр, ус­тановить все данные об объекте исследования, которые могут по-

влиять на отображение следов и достоверность их определения в процессе исследования признаков. Например, при диагностирова­нии по почерку каких-либо свойств личности необходимо знать'все имеющиеся данные об исполнителе анонимной рукописи, об услови­ях, в которых выполнялась рукопись, так как эти данные позволяют эксперту объективно оценить отобразившиеся признаки почерка и определить достоверность их отображения в данной рукописи.

На стадии детального исследования выделяются все имеющиеся признаки объекта, которые позволяют решить поставленные перед экспертом вопросы. На этой стадии применяются самые различные методы исследования. Так, в документоведении объект исследуется по смысловой и содержательной стороне записей — с целью изуче­ния функций письменной речи, по материалу письма, пишущему прибору — с целью получения сведений об авторе или исполнителе рукописи; изучаются признаки почерка с целью определения выра-ботанности письменно-двигательного навыка исполнителя; устанав­ливается наличие или отсутствие умышленного или естественного изменения почерка и т. д. Далее выявляются, анализируются и оце­ниваются признаки почерка в соответствии с определенной диагно­стической или ситуационной методикой (по распознаванию пола, возраста, состояния исполнителя, условий выполнения рукописи и пр.).

Диагностирование обычно используется тогда, когда материалы дела наряду с другими физическими данными о вещественном до­казательстве (материалы письма и пишущий прибор, смысловая сторона документа и т. д.) не дали необходимых достаточных и дос­товерных сведений об исполнителе, а идентификационное исследо­вание провести невозможно, так как нет сравнительного материала. На этой стадии осуществляются анализ, синтез и оценка признаков исследуемого объекта. Кроме того, может быть проведено и диф­ференциальное исследование признаков объекта, сравнение выяв­ленных определенных признаков объекта со справочными данными,

На стадии оценки результатов проведенного исследования оце­ниваются признаки, выявленные в своих совокупностях (симптомо-комплексы) по соответствующим экспертным методикам определе­ния свойств и качеств объектов исследования, с учетом фактических данных, полученных на первых двух стадиях исследования.

Оценка результатов проведенного диагностического исследова­ния — это не только сведение выявленных признаков в определен­ные совокупности. Эксперт оценивает все данные, полученные на предварительной и детальной стадиях. На третьей стадии, без кото­рой невозможно построение правильного умозаключения об объекте


Общие и част­ные признаки почерка

исследования, осуществляется окончательная оценка результатов исследования. Указанное возможно только после полного изучения представленного объекта и позволяет распознать определенные свойства, качества и состояния объекта.

В результате оценки результатов проведенного исследования и на основе внутреннего убеждения эксперт формирует вывод о выяв­ляемых свойствах, качествах, состояниях объекта.

Убеждение эксперта может опираться только на достоверные фактические данные исследования. Они не должны противоречить друг другу, а если таковые имеются, то данные противоречия необ­ходимо объективно обосновать результатами проведенного иссле­дования. Выявленные признаки должны быть относительно устойчи­выми и индивидуальными, взаимосвязанными вытекающими друг из друга и достаточными для обоснования вывода.

На основе сформировавшегося у эксперта вывода он формули­рует краткое, четкое, конкретное его выражение. В выводе указыва­ются сведения о свойстве, качестве, состоянии объекта исследова­ния, выявленные по соответствующей методике, или об отнесении объекта к определенному классу, виду, роду объектов.

Исходя из логической схемы диагностического процесса и задач стадии криминалистического диагностического исследования, предлагается следующая последовательность проведения диагно­стического почерковедческого исследования.

Таблица

Наши рекомендации