Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет
Лариса Юрьевна Субботина
Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет
«Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет»: Академия развития; Ярославль; 2011
ISBN 978-5-7797-1665-9
Аннотация
Представленные в книге игры помогут взрослым обеспечить ребенку правильное и полноценное развитие.
Книга адресована широкому кругу читателей: родителям, воспитателям, педагогам, организаторам детского отдыха и специалистам в области детской психологии и педагогики.
Лариса Юрьевна Субботина
Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет
© ООО «Академия развития», 2011
© Субботина Л. Ю., 2011
© Художник Янаев В. Х., 2001
О значении игры в жизни ребенка
Современная жизнь ребенка – это компьютер, телевизор, разнообразные игровые приставки, игровые автоматы. Цивилизация и прогресс захватили наших детей с непреодолимой мощью. В этом есть несомненные плюсы: ребенок адаптируется к новому техногенному миру и принимает его как естественную «среду обитания». Откровенно говоря, и родителям в определенной степени это облегчает жизнь. Потратился на компьютер, и вот уже любимое чадо оторвано от улицы, освободило родителей от бесконечных вопросов и организации развлечений, всегда дома, на глазах. Хорошо? Но почему же многие родители недовольны. «Уставился в телевизор», «не оторвешь от компьютера», «пошел бы на улицу, погулял» – эти и подобные им заявления не свидетельствуют о большом восторге родителей о времяпрепровождении ребенка.
Мы не говорим здесь еще о всем известных проблемах со здоровьем, возникающих у детей от такого досуга. Болезненные, с ослабленным зрением дети стали почти нормой. Однако и психическое развитие, которое должно, казалось бы, выигрывать от расширения информации, получаемой ребенком, не блещет. Дети, получившие доступ к такой современной и объемной информации, не становятся гениями, а во многих вопросах даже отстают от своих сверстников предыдущих поколений. Многие из них не любят читать, не хотят решать забавные интеллектуальные задачи, которые так любили их бабушки и дедушки, а скоро откажутся и писать, так как печатать на компьютере привычнее и быстрее. У них не наблюдается более высокий уровень развития памяти, мышления или внимания, им нередко недоступна логика в рассуждениях, они затрудняются в сочинении элементарного текста.
Ни в коем случае не пытаясь дискредитировать блага «компьютерного» воспитания, о которых говорилось выше (даже можно добавить ряд других), хочется сказать, что для правильного и полноценного развития ребенка необходимо все же гармоничное сочетание современных «информационно-технологических» игр и старых добрых «бабушкиных». Именно такая игра, осуществляемая в прямом общении с другими людьми (детьми или взрослыми), развивает у ребенка полноценную личность, многообразные чувства, формирует модели поведения, когнитивные способности во всем их многообразии.
Психологи определяют игру как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы обучения и труда, что приводит к качественным изменениям психики. Игра – это очень важная часть жизни человека, и относиться к ней надо серьезно. Но далеко не каждая игра доступна любому ребенку, и не каждый взрослый умеет играть. Игровой деятельности необходимо учиться. Предлагаемая книга поможет в этом трудном деле.
Игровое поведение детей в раннем детстве
Колыбельные
С первых дней мать должна петь ребенку колыбельные песенки. Убаюкивающий ритм колыбельной вызывает у ребенка ощущение покоя, надежности, защищенности. Колыбельные есть у всех народов. Русские традиции в этом плане очень богаты.
* * *
Баиньки-баиньки,
Спи, мой зайчик маленький,
Серенькие ушки,
Беленькое брюшко.
Баиньки– баиньки,
Маленький мой, маленький.
* * *
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю –
Придет серенький волчок
Тебя схватит за бочок.
Тебя схватит за бочок
И утащит за лесок
А там бабушка живет
И калачики печет.
Все калачики печет,
Ребятишкам раздает,
И девчонкам, и мальчишкам,
А волчишкам не дает.
* * *
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша Танечка боится.
Ты, собачка, не лай,
Нашу Таню не пугай.
* * *
Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Мово Ваню не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мово Ваню не тревожь.
* * *
Ай, люли-люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стал Сережа засыпать.
* * *
Ай, люли-люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать:
– Чем нам дитятку качать?
– Чем нам дитятку качать?
Стал Сережа засыпать.
* * *
Уж ты, котенька-коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
У котика, у кота
Колыбелька хороша!
А у детки моего
Еще лучше его.
Баю-бай-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай!
У котика, у кота
Подушечка высока!
А у детки моего
Еще лучше его.
Баю-бай-баю-бай
Спи, мой милый, засыпай!
У котика, у кота
Простыночка хороша!
А у детки моего
Еще лучше его.
Баю-бай-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай!
Колыбельные могут тянуться бесконечно долго. Например, в каждом очередном куплете последней песенки можно заменять вторую строчку. У кота будет и «рубашечка хороша», и «пижамка хороша», и «игрушка хороша», «одеялка хороша», а у детки все будет лучше. Можно в куплет подставить имя ребенка, сохранив размер и ритм куплета (например, «Миши моего, Пети моего, или Наточки моей, Олечки моей» и т. д.). Колыбельные допускают определенное искажение слов, чтобы они подходили под размер стиха и звучали ласково, мелодично, успокаивающе («одеялка», «волчишки»). Колыбельные песни вызывают добрые и светлые чувства, и человек нередко запоминает их на всю свою жизнь.
Большое значение имеют моторные действия с припевками, сопровождающие уход за младенцем. Пеленая ребенка, делая массаж, приговаривают: «Потягушечки, порастушечки», «Растем большие да здоровые», «Маленькие ножки бежали по дорожке» и т. д. Ребенок воспринимает эти действия как игровые и испытывает массу положительных эмоций.
Чтобы ребенок хорошо развивался, ему необходимы ласковый мамин голос, улыбка, душевное тепло. С ребенком надо активно разговаривать, используя при этом незатейливые стишки. Ребенок, слушая веселый, ласковый голос мамы, бабушки, быстро понимает, что его приглашают позабавиться, и активно реагирует на игру. В далекие времена в народе были сочинены особые стишки, пестушки ( от слова «пестовать» – растить, ухаживать за ребенком).
Пестушки
* * *
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в умок – разумок.
* * *
Птички, птички полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Птички, птички, птички…
* * *
Гуси летели,
Лебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели…
* * *
Гуси летели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
* * *
Вода тягучая,
Дитя растучее.
С гуся – вода, с тебя – худоба.
Потешки
Особенно важно развивать у младенцев моторику, координацию. Для этого с ребенком играют в старинную игру «Потешки» . Потешки – это моторная игра с проговариванием забавных стишков. Во время игры все строчки потешки сопровождаются соответствующими движениями. Хлопают вместе с ребенком в ладошки, поднимают его ручки к головке, перебирают пальчики, сгибают и разгибают ножки, покачивают ребенка, слегка подкидывают его и т. д. Эта игра развивает точные, координированные движения ребенка, способствует развитию мышц, сопровождается элементами массажа. В такую игру с удовольствием включаются как младенцы, так и дети одного – полутора лет.
«Ладушки»
– Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Поели, попили,
Ручки помыли.
У-У-У – полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
«Кошка»
Та, та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
«Маленькие ножки»
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ
Топ, топ, топ, топ, топ!
«Сорока»
– Сорока, сорока,
Где была?
– Далеко:
В лесу на опушке,
В маленькой избушке,
Кашу варила,
Деток кормила.
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному – ложечку,
Да другому ложечку,
А милому Ванечке – целую поварешечку.
«Коза-дереза»
Идет коза рогатая
По лесу бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто кашу не ест?
Кто молоко не пьет?
Забодаю, забодаю, забодаю!
Можно слегка «пободать» ребенка двумя пальцами, словно рогами. Обычно это вызывает восторг у малыша.
«Сорока-ворона»
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
– Он в лес не ходил,
Дрова не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил.
Каши не получил!
Во время этой игры вначале по ладошке ребенка делаются круговые движения, а затем по очереди загибаются его пальчики с приговоркой «этому дала», а пятый слегка потеребите. Так проводится массаж ладошки с активизацией физиологических точек, что очень полезно малышу.
Аналогичные цели преследует и игра «Пальчик»
Мальчик-пальчик,
Где ты был?
– С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Песни пел.
С этим братцем
Кашу ел!
Игра «Пальчик» не только развивает осознанно контролируемые движения пальцев, но и способствует развитию мышц, задействованных в формировании навыков письма или каких-то точечных действий.
Потешки – забавные игровые стихи. Они помогают ребенку, вслушиваясь в слова, включаться в общую со взрослым деятельность. Ребенок с восторгом повторяет движения, которые называются в потешках.
Игры от 1 года до 2 лет
В период от года до двух лет игры ребенка в основном строятся на тех же механизмах, что и у младенцев (приговорки взрослого, моторные игры с помощью взрослого, игрушки, которые можно трясти, кидать, мять), но при этом они усложняются по форме. Уже недостаточно помахать ручками или подкидывать ребенка. Необходимо с ним побегать, покувыркаться, попрыгать. Развитие психических функций нуждается в активном стимулировании. Взрослый постоянно что-то показывает, объясняет ребенку: «Вот собачка. Гав-гав», «Смотри, какая машинка проехала», «Погладь киску». Все эти воздействия, с одной стороны, развлекают ребенка, с другой – дают мощный толчок его психическому развитию. Взрослый побуждает ребенка к первичной имитации: «Похлопай в ладошки», «Как лает собачка?» и т. п. Особенно важно стимулировать в этот период развитие речи. С ребенком надо как можно больше разговаривать, с 1,5 лет читать простые сказки, просить его повторять слова. Важное значение сохраняет и развитие двигательного поведения детей. К середине второго года необходимо расширять возможности для ребенка: осуществлять более тонкие движения (игра в песочнице с совочком и формочками, складывание пирамидок и кубиков, катание машинок с «грузом» и т. д.).
Игрушки б раннем детстве
Для игры необходимо использовать и игрушки. В этом возрасте для развития зрительного и слухового восприятия необходимо использовать яркие погремушки, кольца, мячики, которые ребенок может хватать ручками, трясти, кидать, стучать ими. Твердые игрушки (резиновые кольца, пластмассовые погремушки) предназначены для того, чтобы их «жевать». Это тренирует десны и зубы, когда последние «прорезаются». Дети с года уже нуждаются в игрушках, с которыми можно совершать более сложные действия. В ведерко можно насыпать песок или наливать воду, машинку можно возить и нагружать ее кубиками, с помощью формочек делать «куличики», совочком копать и т. д. Важно, чтобы игрушки были гигиеничны, экологичны, без мелких деталей, которые дети могут отломить, взять в рот и т. п. Внимание к безопасности детей должно быть на первом месте. Игрушки должны быть яркие, эстетически привлекательны. Как показывают исследования, для детей этого возраста необходимы самые простые игрушки и предметы. Они доставляют больше радости, чем сложные, современные игрушки, и в большей степени способствуют саморазвитию ребенка и пробуждению его фантазии. Игрушками необходимо играть и совместно с ребенком, позволять ему определенную свободу и самостоятельность в их использовании.
Дети года – полутора любят играть с окружающими их предметами. Они любят рвать бумагу, стаскивать свои ботиночки, стучать ложкой по столу, возиться руками в тарелке с кашей, мять пальчиками ткань, мех и т. д. Одной из самых излюбленных игрушек является вода. Маленькие дети могут неутомимо возиться в воде часами. В раннем детстве дети играют в камешки, шарики, цветные бумажки. Маленькие дети всегда нуждаются для своей игры в каком-нибудь объекте. Так дети познают особенности вещей: их структуру, форму, упругость, тягучесть. Это период активного развития тактильного, зрительного, слухового анализатора, поэтому данная деятельность им необходима. То, нетерпимое часто для нас, взрослых, упорство, с которым дети производят при своих играх шум, сами от него не страдая, следует объяснить более слабой чувствительностью ребенка к внешним раздражителям. Надо позволять детям удовлетворять свою познавательную потребность, но контролировать их, чтобы это не наносило вреда самому ребенку и ущерба семье.
Игра «Что везет машинка»
В игрушечную машинку ставят кубик, и малыш его возит. Затем предлагают ребенку заменить кубик в машинке на что-то другое: «Что еще ты можешь увезти на машинке?». Это могут быть другие игрушки: мишка, другие кубики, мячик. Или это может быть неигровой предмет: ботиночек, варежка, мамина щетка и т. д. Эта игра имеет серьезный потенциал развития. Ребенок, помещая предметы в кузов машинки, совершенствует свои знания о форме, фактуре предметов, о соотношении их объемов. Он узнает, что большой ботинок или круглый мячик не «влезают» в кузов машинки, а предмет со сложной формой (например, кукла) следует поместить в кузов определенным образом, чтобы он не выпал из него во время движения.
«Кубики»
Все дети с удовольствием складывают пирамидки из кубиков. Однако для детей трех лет этой игре надо придать сюжет. Например, предложить построить из кубиков домик для определенных персонажей (лучше, если это будут реальные игрушки: зверушки, куклы). Ребенок, строя домик, должен соотносить, понимать, для кого он его строит: для зайчика – высокий, чтобы уместились ушки; для черепашки – широкий и низкий, и т. д. Важно присматриваться, какие игрушки использует ребенок и вовремя прийти ему на помощь, предложить новую игрушку. В этой игре развиваются координация, конкретное пространственное мышление, восприятие пропорциональных отношений.
Ребенок в этом возрасте не может долго удерживать внимание на одной и той же деятельности. Буквально через 15 минут игра может ему надоесть. Поэтому надо поощрять его интерес, развивая одновременно его творческое мышление. Например, если домик из кубиков не подошел для запланированной игрушки, можно подбодрить ребенка вопросом: «А кто другой может жить в этом домике?». На ребенка хорошо влияет и интерес, проявляемый к игре взрослым, поощрение, одобрение: «Как хорошо ты придумал, молодец!». Когда сюжет игры увлечет ребенка, он может дальше играть самостоятельно, без участия взрослого.
Игра «Кошки-мышки»
Вариант для маленьких детей заключается в общей веселой беготне всех детей («мышек») за одним взрослым («кошкой»). В результате все «мышки» должны поймать «кошку».
Игра «Руси-лебеди»
Это тоже активная моторная игра, развивающая координацию детей. Все дети изображают «гусей-лебедей», машут, как крыльями, ручками и «перелетают» с одного места на другое, по указанию взрослого. («Теперь мы полетели на стульчики! Кто быстрее? А теперь – на диван» и т. д.). Игра сопровождается приговоркой.
– Гуси-Гуси!
– Га-га-га! – отвечают дети.
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так идите же сюда! (на диван! И т. д.)
Лучше, когда эта и предыдущая игры проводятся на свежем воздухе.
Игра «Зоопарк»
Данная игра направлена на развитие речи ребенка, восприятия звуков, внимания и памяти. Дети встают в круг. Взрослый говорит, что они будут разными зверушками, которые живут в зоопарке. Он «идет по зоопарку» и останавливается перед конкретным ребенком. Задача ребенка – «перевоплотиться» в соответствующего зверя. Покричать, как зверь (утка крякает, медведь рычит, лисичка тявкает, дятел стучит и т. д.) или изобразить его движениями (зайчик прыгает, сорока – летает, тигр – бежит и т. д.). Взрослый должен помогать детям в игре. Например, вначале детям можно рассказать о животных, попробовать их изобразить, а затем уже «идти в зоопарк».
Игра «Шоколадка»
Дети делятся на команды – по 3 человека, но команды должны составлять равное число участников. Каждой команде выдается одна небольшая шоколадка. По знаку ведущего первый игрок разворачивает шоколадку, откусывает от нее кусочек и передает следующему игроку. Следующий откусывает еще кусочек и передает следующему. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее съесть всю шоколадку и чтобы каждому обязательно досталось по кусочку.
Игра «Веселый Там-Там»
Всем игрокам раздаются барабаны, коробки или другие предметы, которые являются «там-тамами». У взрослого ведущего тоже свой «там-там». Взрослый руками на своем «там-таме» отбивает какой-нибудь простой ритм. Например, та-та, та-та. Дети вместе на своих «тамтамах» должны повторить. И так далее. Игра вызывает у детей много веселья, формирует первичные навыки совместного действия и развивает слуховое восприятие, чувство ритма.
«Трудовые» игры
Научными исследованиями установлено, что трудовые игры, т. е. игры, в которых осваиваются элементарные трудовые навыки, благотворно влияют одновременно и на физическое, и на психическое развитие ребенка: повышается работоспособность и деятельность всего организма, совершенствуется нервная система. Трудовые действия укрепляют мышцы ребенка, содействуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности. В трудовой деятельности малыш узнает много нового, интересного для него о предметах и материалах, которые использует. Например, ребенок на практике убеждается, что слепить пирожок можно только из мокрого песка, что в деревянную дощечку можно вбить гвоздик, что бумага легко сгибается, рвется и т. д. Мать, наблюдая за трехлетним ребенком, может заметить, что, если ему предложить вытереть тряпкой стол, он будет без конца повторять это движение. Это происходит потому, что он, овладевая процессом трудового движения, получает много радости.
В этих играх детям предлагается что-то полезное делать вместе со взрослыми.
– Давай вместе уберем кубики.
– Давай размешаем чай.
– Помоги мне готовить кашу – подержи ложку.
– Вытри стол.
Все действия ребенка, которые соответствуют трудовым, надо поощрять и вводить в игровое поведение.
Игрушки
В этом периоде огромное значение в игре ребенка приобретают игрушки. Игрушки ему необходимы как «посредники» в знакомстве с окружающим миром. Хорошие игрушки стимулируют развитие умственных и физических способностей, но даже самые лучшие из них лишь воспроизводят действительные условия жизни.
Игрушки разнообразны и достаточно сложны. Часть из них имитирует объекты «взрослой» жизни (куклы, машинки, кукольная посуда, домики, игрушечные инструменты – лопатки, молоточки, ведерки и т. д.). Другие представляют достаточно абстрактные элементы для «создания» новых объектов: конструкторы, трансфор-меры, кубики, мячи, палки и т. д. Вторая группа игрушек особенно важна для интеллектуального и физического развития ребенка. Например, мячи, какие-то подпрыгивающие игрушки хороши для преследования. Создавая из конструктора новые объекты, ребенок развивает интеллект и творческие способности. Но ему часто необходима помощь взрослого. Дети в этом возрасте любят играть со взрослыми в игрушки. Однако родители часто совершают типичную ошибку, подробно показывая ребенку, как «правильно» играть с игрушкой, оставляя ребенку роль пассивного наблюдателя. Внимание детей в этом возрасте очень неустойчиво, и, когда они «выключены» из активного процесса игры (должны только смотреть), то быстро теряют интерес. Многие родители разочарованы: купили ребенку игрушку, которую он сам выбрал в магазине, пришли домой и начинают объяснять ребенку «правила пользования», а ребенок равнодушно отворачивается или начинает забавляться со старой игрушкой, совершенно игнорируя новую. Относитесь к процедуре приобретения игрушек ответственно, покупайте их по возрасту ребенка: и слишком сложные, и слишком простые игрушки не интересны ребенку.
Приобретя новую игрушку, необходимо дать ребенку возможность самому распаковать коробку (или вместе со взрослым, по желанию ребенка), потрогать ее, повертеть, рассмотреть и попытаться воспользоваться. Малыш увлеченно возится с мозаикой, пазлами, рисует, строит из кубиков башню. Получается у него не так, как надо: частички рассыпаются, не встают на свое место, нарисованный домик выходит кривой. Вам хочется вмешаться, объяснить, показать, и вы не выдерживаете: «Надо не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам!» Все игрушки должны оставаться в собственности и свободном использовании у детей. Это их «собственный мир». Если игрушка сложна для ребенка и требует объяснений, то они должны быть простыми, лаконичными и сопровождать действия с игрушкой самого ребенка, а не взрослого! Ребенок может «изобрести» новый способ игры с данной игрушкой – не мешайте ему. Только таким образом вы способствуете развитию творческих способностей ребенка. Если игрушка оказалась очень сложна, ребенок не освоил ее и потерял к ней интерес, не настаивайте. Уберите ее. Ребенок повзрослеет и со временем сможет в нее играть с интересом.
Игра «Истории о шарике»
Для игры используется воздушный шарик. «Посмотри, это воздушный шарик. Смотри, какой он красивый.
Давай сочиним с тобой сказку про воздушный шарик. Расскажи, где путешествовал воздушный шарик, что он видел, с кем встретился, что узнал. Начали?»
Если дети неактивны, то взрослый может начать сочинять сказку сам:
Жил-был воздушный шарик. Шарик был привязан на длинной ниточке, но он был очень веселый и очень любопытный. И однажды решил воздушный шарик отправиться путешествовать. Он оборвал свою ниточку и…
Игра «Плохой мальчик (девочка)»
Ребенку предлагается вспомнить, как ведет себя плохой мальчик (девочка), и изобразить это поведение. Затем задать вопросы:
– Маме (папе, бабушке и т. д.) понравится такое поведение? Почему?
– Друг (подружка) захочет с тобой играть, если ты будешь себя так вести? Почему?
– Деду Морозу (или любимой игрушке) понравится это поведение? Почему?
– Тебе самому нравится такой мальчик (девочка)? Почему?
Когда ребенок ответит на эти вопросы, попросите его показать, как ведет себя хороший мальчик (девочка). И вновь задать вышеприведенные вопросы.
Как вариант этой игры можно предложить ребенку поведение плохого или хорошего мальчика с помощью куклы или мишки. Иногда это целесообразно провести в два этапа. Вначале ребенок показывает плохое или хорошее поведение на игрушке, а затем изображает сам.
Игра «Папа – мама»
Ребенку предлагается представить, что он папа (а если девочка, то мама).
– И мама, и папа целый день заняты. У них много дел. Если ты папа, то какие ты будешь делать дела?
– А теперь подумай, что бы ты еще обязательно стал делать, если бы был папой, но только то, что твой папа не делает.
– Теперь, когда ты попробовал себя в роли папы, подумай и скажи:
– Если бы папа мог ответить на любой твой вопрос, что ты у него спросил бы про самого себя? Чем больше ты задашь вопросов, тем лучше.
– А какие вопросы задаст тебе папа? Соответственно, папу можно «заменить» на маму.
Игра «Солнышко»
Очень важно провоцировать у ребенка положительные эмоции. Для этого хорошо использовать игру «Солнышко». Предложите детям изобразить солнышко. Самое главное условие, чтобы они улыбались, как солнышко. Затем похвалите их и скажите, что в комнате стало намного светлее, потому что ее освещали «солнышки».
Игра «Дракон»
В этой игре дети развивают свой положительный запас слов. Для того, чтобы подготовится к этой игре, необходимо сделать дракона с большим количеством страшных зубов. Например, это может быть рисунок (достаточно большой) или картонное изображение головы дракона у которого в пасти с помощью спичек (а еще лучше маленьких конфет) поставлено много «зубов».
Детям рассказывается сказка.
«На сказочный город напал страшный зубастый Дракон. Для борьбы со страшным драконом есть одно волшебное средство. Он страшно боится хороших слов на букву Д . С этой буквы начинается слово ДОБРЫЙ . Когда произносится хорошее слово на букву Д , у дракона выпадает один зуб. Помоги жителям города справиться со страшным драконом, вспомни как можно больше хороших слов на букву Д ».
Когда ребенок называет слово на букву Д (хорошее, а не «дурак»), то он получает право заштриховать один зуб (если рисованный вариант) или вытащить одну спичку, конфету. Выигрывает тот, кто заштриховал больше зубов, получил больше спичек или конфет.
Игра «Слова»
Прочитайте ребенку следующий текст.
«Есть слова плохие, и есть хорошие. Один мальчик растерял все хорошие слова, и остались у него одни плохие (зараза, дурак, какашка и тому подобные). И тогда мама отвела мальчика к доктору. Доктор осмотрел мальчика и сказал, что мальчик сам должен искать потерянные хорошие слова и заменять ими плохие. Помоги мальчику и найди как можно больше хороших слов, которые можно использовать в разговоре с друзьями».
– Какое самое лучшее слово ты нашел?
– Придумай самое лучшее приветствие.
– А теперь скажи самое доброе прощание.
Игра «Смешная сказка»
Можно придумать очень смешную сказку. Для этого предложите ребенку слова, которые перечислены ниже, и сочините с ним сказку, таким образом, чтобы эти слова были в сказке главными.
БАБУШКА, ДЕДУШКА, КОЛОБОК, ЛИСА, ФУТБОЛ.
Для группы детей можно придумать совместную сказку, когда каждый придумывает свой «кусочек» сказки по очереди.
Игра «Я дарю тебе подарок»
Все дети выстраиваются в шеренгу, и каждый придумывает, какой подарок он собирается подарить соседу справа. С помощью мимики и жестов и незначительной словесной подсказки, но не называя прямо «подарок», он демонстрирует его игроку справа. Как только тот угадал «подарок» правильно, то начинает «преподносить» свой «подарок» следующему игроку справа, и так, пока не дойдут до конца шеренги. Последний «дарит» свой «подарок» первому игроку. Победителем становится тот, чей подарок был самый лучший, и тот, кто угадал свой подарок быстрее всех. Но в этой игре необязательно выбирать победителя. Дети получают искреннее удовольствие от самого процесса игры.
Игра «Волшебная шляпа»
На первом этапе маленьким детям предлагается по картинке угадать, кто сидит по шляпой по картинке: «У доброго волшебника есть Волшебная Шляпа. Посмотри на нее».
Когда Волшебник говорит заклинание, то под шляпой появляются разные животные. «Посмотри на нижние картинки и угадай, кто сидит под шляпой».
Следующий этап – сама игра. Берут старую шляпу, и из нее делают «волшебную». Взрослый вместе с ребенком повязывают на шляпу или прикрепляют к ней красивые банты, цветы, блестки. Затем подбирают игрушки, которые можно спрятать под шляпу таким образом, чтобы какой-то элемент игрушки (хвост, лапка, кусочек платья куклы и т. д.) высовывался из-под шляпы. Задача детей – определить, что спрятано под шляпой.
Фольклорные игры
Дети в возрасте пяти и даже чуть более раннего возраста начинают активно включаться в групповую игру. В ней часто необходимо распределение ролей. Во все времена и во всех культурах для этого использовались считалки. Сама считалка уже становится элементом игры и доставляет ребенку удовольствие.
Считалки
* * *
Аты-баты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар.
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар.
Аты-баты – сколько стоит?
Аты-баты – три рубля.
Аты-баты – кто выходит?
Аты-баты – ты и я.
* * *
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Скажите, пожалуйста,
Кто вы такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей.
* * *
Стакан, лимон,
Выйди вон
За окошко кувырком!
Налей воды
И выйдешь ты.
* * *
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон,
Кто не верит, выйди вон.
* * *
Рыба, рыба, рыба-кит,
Рыба правду говорит.
Если рыба будет врать,
Я не буду с ней играть.
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, ой-е-ей,
Умирает зайчик мой!
* * *
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом,
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «с»!
«С» просыпала муку,
Выходи на букву «у»!
* * *
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
А работы не нашел,
Заяц прыгнул и ушел.
Дразнилки
Это своеобразная форма взаимодействия детей. Дети в игре переживают яркие, непосредственные чувства, и когда сталкиваются с обидой, то разрядкой служит ответная реакция в виде дразнилки. Особенно любят дразнилки дети 4–7 лет . Однако дразнилки нередко просто используются для развлечения компании. В русском фольклоре имеется множество таких рифмованных игровых дразнилок. Снять возникшее напряжение в отношениях детей можно, предложив им «подразниться в шутку». Для этого можно использовать следующие дразнилки.
* * *
Обезьяна чи-чи-чи,
Продавала кирпичи.
Не успела их продать,
Улетела под кровать.
Под кроватью пусто,
Выросла капуста.
Под капустой крокодил,
Обезьяну проглотил.
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, ой-е-ей,
Умирает зайчик мой!
Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу,
Привезли его в другую,
Он украл там меховую,
Привезли его в буфет,
Он украл сто грамм конфет,
Привезли его в кино,
Он украл там эскимо,
Привезли его домой –
Прямо в печку головой!
* * *
Бабка-ежка,
Костяная ножка,
По улице шла,
Красну денежку нашла,
Побежала на лужок
И купила пирожок!
Бабка-ежка,
Костяная ножка,
Вышла на улицу,
Раздавила курицу,
Курица плачет,
Бабка-ежка скачет,
Как дам по столу –
Все тарелки на полу!
* * *
Рева-корова,
Продай молока
На три пятака!
* * *
Моряк – с печки бряк!
Растянулся, как червяк!
* * *
Жадина-говядина,
Соленый огурец!
Простая шоколадина,
На горшке варенная,
Сосисками набитая,
Чтоб не была сердитая!
* * *
Ябеда соленая,
На костре варенная,
Сосисками набитая,
Чтоб не была сердитая!
* * *
Обманули дурака
На четыре кулака!
Еще бы кулак,
Был бы полный дурак!
Можно предложить детям самим зарифмовать дразнилку. Но, если кто-то слишком поусердствовал и вызвал у ребенка обиду, можно научить его отвечать на дразнилки.
Ответы на дразнилки
На дразнилки имеются и остроумные ответы. Когда дети ими пользуются, то нередко это гасит ссору и представляет все в смешном виде.
* * *
Был бы я (Была бы я),
Да очередь твоя!
* * *
Шел-шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А мое оставил
И печать поставил!
* * *
Что бы ты ни говорил,
Ты меня не убедил.
А дедушка Капустин Тебе ответ отпустит!
Колядки
Раньше игры и игровые действия сопровождали все праздники как у детей, так и у взрослых. Наиболее насыщены играми были рождественские и новогодние праздники. Одно из детских развлечений того времени было колядовать. Колядовать – это значит ходить от дома к дому и петь особые, обрядовые песни. А хозяева за это дарят детям вкусное лакомство (пряники, конфеты, орехи и т. п.). Сейчас многие традиции возвращаются. У детей вызовет большой восторг игра в «колядки» в новогоднюю или рождественскую ночь. К соседям ходить не обязательно, а исполнить колядку перед папой, мамой, бабушкой и т. д. и получить угощение – будет очень весело! При групповых праздниках, можно предложить взрослым зрителям (родителям в детском саду или в школе) заранее запастись угощением и награждать детей за исполнен<