Основными показателями умственного развития дошкольников является развитие мышления, внимания, памяти, воображения

Развитие мышления дошкольника В дошкольном возрасте дети начинают познавать мир с помощью мышления - общественно обусловленного психического процесса, который заключается в обобщенном и опосредованном отражении действительности Его развитие у дошкольников зависит от развития воображения Ребенок механически заменяет в игре одни предметы другими, предоставляя им несвойственных, но определенных правил игры новых функций Позже предметы она заменяет их образа мы, в связи с чем отпадает необходимость практического действия с ними.

Развитие внимания дошкольника В дошкольном возрасте ребенок начинает направлять свою психическую деятельность на предметы и явления, которые имеют для него важное значение, интересуют ее Это является свидетельством определенного уровня развития ее * внимания - направленности и сосредоточенности сознания на определенном предмете, явлении и т.п.

Развитие памяти дошкольника В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению Если человеку трудно или почти невозможно вспомнить что-нибудь из раннего детства, то дошкольное детство, в особенно старший дошкольный возраст, оставляет много ярких воспоминаний Память дошкольника, как правило, непроизвольный характер Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания и они реализуются в деятельности, обусловлены ею Произвольные формы запоминания и воспроизведения, начинают складываться в среднем дошкольном возрасте, существенно совершенствуются в старших дошкольников

Развитие воображения дошкольника Ребенок дошкольного возраста уже способна представлять, то есть создавать образы тех предметов и явлений, которых она непосредственно не видела Как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений, мыслительных ситуаций, я которые в действительности не воспринимались человеком

В дошкольные годы стержень личности только начинает складываться, но определенная направленность в поведении ребенка уже наблюдается.

Она может быть разной от крайне эгоистической, индивидуалистической до общественной, высоконравственной (конечно, в пределах возможности данного возраста). Уже в детском возрасте в поведении одних детей проявляются тенденции созидательного типа личности, а у других - разрушительного, потребительского. Воспитателям и родителям важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции в поведении детей, с тем, чтобы вовремя умело корректировать развитие личности ребенка, формировать общественно ценные потребности и мотивы, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения

18. КРИЗИС 7 ЛЕТ: ЕГО СУЩЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ.

Кризис 7 лет - это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. В этой статье вы узнаете симптомы, причины, характеристики, особенности кризиса семи лет у детей.

Один из главных симптомов кризиса семи лет - кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга.

На основе возникновения личного сознания появл кризис 7 лет. Основные признаки: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для реб-ка); 2) манерничание (реб что-то из себя строит, скрывает что-то); 3) симптом горькой конфеты - ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, реб начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе симптомов лежит обобщение переживаний. У реб-ка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой соц ситуации, требует нового содержания отношений. Реб должен вступить в отнош с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деят. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Симптомом, рассекающим дошкольный и младший шк возрасты, становится симптом потери непосредственности (Выготский): между желанием что-то сделать и самой деят возникает новый момент - ориентировка в том, что принесет реб-ку осуществление той или иной деят-ти. Это -внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для реб-ка осуществление деят-ти – удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоц-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Эльконина, там и тогда, где и когда появл ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

19.ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной психологии. Особенно широко эта проблема встала в нашей стране в связи с переходом к обучению в школе с шести лет.

В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.

Личностная, или мотивационная, готовность к школе включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе как к ученику.

личностная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы — «быть школьником», «занять свое место в обществе», но и познавательные интересы к тому содержанию, которое предлагает учитель. Но сами эти интересы у 6-7-летних складываются только в совместной учебной (а не коммуникативной) деятельности ребенка со взрослым, и фигура учителя при формировании учебной мотивации остается ключевой.

Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое обычно рассматривается как волевая готовность к школе. Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.

Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.

1. Слабое речевое развитие детей.

2. Неразвитость тонкой моторики.

3. Неправильное формирование способов учебной работы.( Многие дети испытывают трудности, связанные с усвоением правил. Умея применять правило при выполнении задания, дети с трудом запоминают его формулировку.)

4. Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками.( Дети, хорошо умеющие считать к моменту поступления в школу, испытывают затруднения при решении задач, когда необ­ходимо показать ход решения в развернутом виде, по действиям: условия решения и способ решения начинают путаться, ребенок с трудом находит ошибку в решении.)

5. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. (Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят, особенно при чтении или пересказе цепочкой, друг за другом.)

6. Низкий уровень развития самоконтроля. (Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки.)

Таким образом, разные аспекты школьной готовности оказываются связанными между собой, и связующим звеном является опосредованность различных аспектов психической жизни ребенка. Отношения со взрослыми опосредствуются учебным содержанием, поведение опосредствуется заданными взрослым правилами, а умственная деятельность — общественно выработанными способами познания действительности. Универсальным носителем всех этих средств и их «передатчиком» в начале школьной жизни является учитель, который на этом этапе становится посредником между ребенком и более широким миром науки, искусства и общества в целом.

«Потеря непосредственности», которая является итогом дошкольного детства, становится предпосылкой для вхождения в новый этап развития ребенка — школьный возраст.

20.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В конце раннего детства происходит отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития Она заключается в том, что впервые ребенок выходит за пределы с своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей Ребенка, прежде всего, интересует мир социальных отношений, которые существуют в мире взрослых людей

Обычно в этот период ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимание на действия другого ребенка Однако, в ходе игры время от времени ребенок начинает наблюдать за тем, как играет другой ребенок Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установить определенные отношения Первые формы взаимоотношений появляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ней рядом, в желании уступить частью места, занятого для своей игры, в робкой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр В игре дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым Игра становится разнообразнее и сложной, что, в свою очередь, приводит не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости четкого согласования детей.

В этом возрасте у ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в обидчивости. По своей природе ребенок оптимистичен и весел. С течением времени ребенок все более становиться самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Дошкольник осваивает новые формы выражения своего отношения ко взрослым и детям. Возникает новая форма общения внеситуативно-личностная. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен». И в нем отражается характер воспитания в первые 6 – 7 лет жизни. Но дошкольник остается открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока еще не носят неизменно устойчивой формы.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, развитие воли, интеллекта, развитие деятельности как жизненной активности.

К 6 – 7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

21. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ И ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.

Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, — феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно.

Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника — в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста -внеситуативно-личностная формаобщения. В отличии от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей.

Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится не только замешать предметы другими предметами, но и брать на себя различные роли.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

22.ВОЗРОСТНЫЕ НОВООБРАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)

Наши рекомендации