Товарные знаки и знаки обслуживания.
Некоторые нормативные акты Республики Беларусь, касающиеся товарных знаков и знаков обслуживания (htt^//belgospatent.org.by/low.shtml):
Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII (ред. от 15.07.2009) «О товарных знаках и знаках обслуживания».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1719 «Об утверждении Положения о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь».
Правила признания товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь (утверждены постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 09.08.2001 № 2 (ред. от 25.06.2004).
Инструкция о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (утверждена постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.04.2009 № 6.
Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 12 января 2010 г. № 1 «Об утверждении форм».
Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 12 января 2010 г. № 2 «О свидетельстве на товарный знак».
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. № 9 «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой права на товарный знак и знак обслуживания» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 160, 6/458. (194)
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 7 июля 2009 г. № Р-354/2009 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» »// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 171, 6/766. (168)
Средства индивидуализации юридического лица и средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг хотя и не носят творческого характера, однако по своему правовому положению приравниваются к объектам интеллектуальной деятельности. Это связано с тем, что они обладают значительной коммерческой ценностью, поскольку выполняют рекламные функции, гарантируя качество товара. К средствам индивидуализации товаров, выполняемых работ или услуг относятся товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.
Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» дает следующее определение товарному знаку: это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних лиц от однородных товаров или услуг других лиц.
Товарный знак указывает на производителя товаров, работ или услуг. Его использование позволяет различать одни и те же по назначению товары, сделанные разными фирмами, что облегчает задачу потребителя в ориентации на рынке. Во многих случаях покупателю достаточно прежнего опыта, и его выбор товара нередко определяется знакомым ему товарным знаком.
Отсюда следует требование, чтобы товарные знаки были не только разными, но и достаточно четко отличались друг от друга.
Товарный знак встречает нас повсеместно и постоянно привлекает к себе внимание. Он позволяет нам быстро находить интересующий нас товар (телефоны «Сименс», печенье «Слодыч», конфеты «Коммунарка» «Спартак», водка «Столичная», сигареты «Гродно», вино «Любавушка» и т.д.).
Торговая марка и товарный знак – синонимы. Торговая марка является дословным переводом с английского языка понятия «trade mark», указанного в Мадридском соглашении о международной регистрации знаков, подписанного в 1891 г. Товарный знак – юридическое понятие, упоминаемое в законах и Гражданском кодексе Республики Беларусь. В повседневном обиходе эти понятия используются как взаимозаменяемые. Однако белорусское законодательство признает только термин «товарный знак», а если же речь идет о сфере услуг, то применяется термин «знак обслуживания».
Как объекты права «товарный знак» и «знак обслуживания» равнозначны, поэтому все, что связано с товарными знаками, в равной мере распространяется и на знаки обслуживания.
Бренд (англ. brand, — марка) — термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге. Слово «бренд» произошло от древнескандинавского “brandr”, которое переводится, как «жечь, огонь». Так называлось тавро, которым владельцы скота помечали своих животных. Необходимо различать правовой и психологический подход к пониманию бренда. С правовой точки зрения рассматривается только товарный знак, обозначающий производителя продукта и подлежащий правовой защите. С точки зрения потребительской психологии (consumer research) речь идёт о бренде как об информации, сохраненной в памяти потребителей.
Ранее термином «бренд» обозначался не всякий товарный знак, а лишь широко известный. В настоящее время этот термин в средствах массовой информации употребляется как синоним термина «товарный знак», что, по мнению специалистов-патентоведов, является не вполне корректным. С точки зрения специалистов в области товарных знаков и юристов, специализирующихся в области товарных знаков, понятия «бренд» и «брендинг», строго говоря, не правовые понятия, а термины, используемые в потребительской среде для объединения этапов продвижения товаров на рынок.
Исходя из вышесказанного под брендом понимают обобщающую характеристику производителей товаров и услуг, включающую товарные знаки, фирменные наименования и деловую репутацию фирмы.
Существует несколько видов товарных знаков:
— словесные («Суши вёсла», «Золотой зубр», «Шпаркі дамавік», «Загляните в будущее с оптимизмом» и другие);
Рис. 4.1. Словесный товарный знак «Google»
— изобразительные, т.е. изображающие что-то конкретное, например, солнце, лужайку и корову, или представляющие собой абстрактную композицию из шаров и полосок;
Рис. 4.2. Изобразительный товарный знак ООО «Торгового Дома Гормолзавод №3»
— объемные, т.е. представляющие собой некоторую объемную форму, которая может быть стилизованным изображением реальных предметов, например, бутылки, или абстракцией. Примером такого рода знаков могут служить оригинальной формы бутылка, флаконы для парфюмерии, упаковка товара;
Рис. 4.3. Объемный товарный знак Рис. 4.4. Объемный товарный знак
«Bonaqua» «Coca-cola»
— комбинированные, т.е. включающие изобразительные и словесные элементы, а иногда и объемные элементы. Хорошо и повсеместно известны "руль с тремя спицами" и само слово "Мерседес", принадлежащие автомобильной фирме;
Рис. 4.5. Комбинированный товарный знак «Mercedes-Benz»
— обонятельные, звуковые и цветовые, т.е. состоящие из одного или нескольких цветов товарные знаки. Звуковые товарные знаки представлены мелодиями сотовых телефонов, позывными радиостанций и т.д. Обонятельные товарные знаки содержат освежители воздуха, духи, туалетные воды, ряд товаров и др.
Наиболее распространены словесные товарные знаки. Это объясняется тем, что они легко запоминаются благодаря тому, что их можно произнести. Если же словесное обозначение имеет смысл, пусть даже фантазийный, то его запомнить еще легче, например, «Красный октябрь».
Среди словесных товарных знаков можно выделить логотип – т.е. словесный товарный знак в особом графическом исполнении, и слоган – словесное исполнение товарного знака, часто рекламная фраза («Velcom – и завтра будет твоим», «Simens – изменим жизнь к лучшему», «Бери от жизни все»).
Существуют и такие понятия как:
сертификационный товарный знак – т.е. зарегистрированный на имя организации, которая разрешает пользоваться им при условии соблюдения свойств и качества товаров, установленных этой организацией, и под ее контролем.
блокирующий- товарный знак, сходный с действительно используемым товарным знаком, принадлежащим тому же владельцу, и зарегистрированный с целью предотвращения регистрации третьим лицом знаков, сходных с используемым (например, - AVODART, EVODART, AVIDART).
Общеизвестные товарные знаки - те, которые в результате длительного использования являются хорошо известными широкому кругу потребителей и служат гарантией высокого качества продукции и товаров, маркируемых этими знаками (в Республике Беларусь – МАЗ, Атлант).
Коллективным товарным знаком является знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными характеристиками. Право на использование коллективного знака не может быть передано другим лицам.
Разнообразие товарных знаков хорошо известно практически всем, хотя далеко не все понимают юридические и финансово-экономические последствия получения, поддержания товарного знака, равно как и использования чужого знака. Как уже говорилось, товарный знак служит ориентиром потребителю при выборе и покупке необходимого ему изделия, поскольку знак ассоциируется с определенным уровнем качества товара, его долговечностью, престижностью и т.д. Другая функция товарного знака - дать возможность производителям товаров "узнавать" свои изделия на рынке, организовывать маркетинговые исследования и т.д. И, наконец, товарный знак позволяет отличать подделку товара.
Он способен приносить миллиарды, если владелец заботится о его узнаваемости (Coca-cola) даже в том случае, если товар, который им маркируется, не имеет достойного качества. Хорошо раскрученный товарный знак стимулирует покупателя делать покупки. Мы подсознательно впитываем рекламную информацию и, обнаруживая на прилавке товар со знакомым обозначением, рефлекторно обращаем на него внимание.
Товарный знак можно выгодно продавать (кто только не производит сейчас водку «Кристалл»), а можно и потерять, если неправильно оформить права (лак для волос «Прелесть») или не использовать.
К сожалению, все указанные функции товарного знака слабо "работают" в условиях неустановившегося рынка и нередко используются с прямо противоположной целью. Изделия неизвестных швейных мастерских, выполненных не только из плохих тканей, но и с использованием примитивной технологии производства получают популярное имя "Адидас" или "Рибок", аппаратура неизвестной фирмы получает имя "Сония", весьма близкое к знаменитой "Сони" и т.д.
Защита товарного знака может основываться на регистрации или на первом использовании знака в хозяйственном обороте. В Беларуси и др. странах бывшего Советского Союза, ФРГ, Франции, Италии, Японии исключительное право на товарный знак приобретается на основании и с момента его регистрации в патентном ведомстве. В США, Англии, Канаде, Швейцарии исключительное право на товарный знак признается в силу фактического его применения в обороте, а не регистрации. Лицо, применившее первым знак при продаже товаров, рекламе становится обладателем права. Началом оформления права на товарный знак является оформление и подача заявки на товарный знак в Патентный орган.
Регистрации товарного знака предшествует экспертиза поданной заявки, которая исходит из требований закона РБ "О товарных знаках, знаках обслуживания". Регистрация товарного знака (внесение знака в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РБ) сопровождается выдачей свидетельства, действующего в течение 10 лет. По истечении этого срока регистрация товарного знака может продлеваться (с оплатой соответствующей пошлины) многократно, каждый раз на 10 лет. В определенных случаях, установленных законом, товарный знак может потерять правовую охрану.
За подачу заявки на регистрацию товарного знака и проведение экспертизы заявленного обозначения взимается 3 базовые величины (для национальных заявителей и 600 долларов США для иностранных), не более, чем для трех классов МКТУ.
Если количество классов МКТУ, для которых испрашивается регистрация товарного знака, превышает три, то за каждый класс свыше трех взимается дополнительно пошлина в размере 0,2 базовой величины (40 долларов США). За регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на товарный знак – уплачивается 1 базовая величина (200 долларов США).
Каким же требованиям должен отвечать товарный знак? Основное требование – охраноспособность. Одно из главных условий охраноспособности товарного знака - его различительный характер, который оценивается по отношению к тем товарам и услугам, для которых этот знак регистрируется.
В тоже время товарный знак должен обладать рекламоспособностью. Под рекламоспособностью понимается способность товарного знака привлекать внимание потребителей к обозначенным им товарам и услугам, что характеризуется следующей совокупностью признаков: новизной идеи (т.е. оригинальностью, отсутствием подражательности), эстетичностью, лаконичностью, ассоциативностыо (т.е. наличием связей между товарным знаком и маркируемым им товаром), цветом, способностью к адаптации (т.е. возможности использования знака в течение длительного времени, привнесении в него незначительных изменений), удобопроизносимостью, технологичностью (товарный знак должен одинаково хорошо выглядеть на любом носителе).
Использованием товарного знака признается:
● применение на товарах или их упаковке;
● в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках.
Право на использование может быть предоставлено другому лицу по лицензионному договору для всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
Нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком или обозначения сходного с ним до степени смешения.
В «Законе» определены абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака.
Не допускается регистрация товарных знаков:
● не имеющих признаков различия (отдельные буквы, цифры, в
обычном графическом исполнении, простые геометрические фигуры, математические знаки, общепринятые сокращения и другие);
● вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров
определенного вида (целлофан, термос, ланолин, вазелин, линолеум);
● являющихся общепринятыми символами и терминами;
● состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых
для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности
товаров, а также места и времени их производства или сбыта;
● представляющих собой форму товара или его упаковку, определяющиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара.
Обозначения, указанные выше, могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из
обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и -
эмблемы, официальные названия государств, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца.
Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений:
● являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя;
● представляющих собой или содержащих указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;
● противоречащих публичному порядку, принципам гуманности и морали.
Прекращение действия товарного знака:
● истечение срока действия регистрации;
● в случае отказа правообладателя;
● при ликвидации юридического лица или смерти физического лица – правообладателя;
● по решению Верховного Суда Республики Беларусь;
● в случае превращения товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
● действия владельца товарного знака были признаны в установленном порядке недобросовестной конкуренцией;
● использование коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными характеристиками.