Возможности использования дерматоглифики в расследовании преступлений.

Криминалистическая дерматоглифика – система научных положений и разрабатываемых на их основе специальных средств и методов исследования дерматоглифических узоров в целях получения криминалистически значимой и иной криминалистической информации для раскрытия и расследования преступлений. (Мухин, Г. Н. Криминалистическая дерматоглифика: моногр. / Г. Н. Мухин, О. Г. Каразей, Д. В. Исютин-Федотков. – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 91 с. )

Дерматоглифика как наука сравнительно молода: еѐ возникновение относят к 1892 году, когда сэр Френсис Гальтон издал свой труд о пальцевых отпечатках. Дата эта, впрочем, в достаточной степени условна. Ещѐ с начала XVII века в трудах весьма авторитетных анатомов уже встречались описания дерматоглифических узоров, а в начале XIX века появилась фундаментальная классификация пальцевых узоров, созданная знаменитым чешским исследователем Яном Пуркине. Позднее она была в значительной мере использована Гальтоном, а затем и авторами самой распространенной на сегодняшний день классификации – американцами Х. Камминсом и Ч. Мидло.

Дерматоглифика изучает кожный рельеф ладонных и подошвенных поверхностей, где кожа покрыта многочисленными гребешками (папиллярными линиями), образующими определѐнные узоры. Папиллярные линии и узоры не изменяются с возрастом, не подвергаются влиянию окружающих условий и отличаются большой индивидуальной вариабельностью; многие их особенности передаются по наследству. Благодаря этой особенности уже более ста лет по кожным узорам идентифицируют личность в криминалистике. Но для дерматоглифистов куда важнее то, что, несмотря на все индивидуальное многообразие, даже уникальность, дерматоглифические узоры достаточно легко классифицируются. Так, на пальцах человека выделяют всего три типа узоров: высокой (завитки), средней (петли) и низкой (дуги) степени сложности. Распределение трех типов узоров (казалось бы, всего трех!) по десяти пальцам человеческой руки дает уже внушительную цифру - 59049 возможных вариантов.

Следы кожного покрова широко используются в практике борьбы с преступностью. В процессе исследования установлено, что изучение указанных следов осуществляется по двум направлениям: первое — дактилоскопией, исследующей особенности папиллярных узоров ладонных поверхностей и стоп ног. Второе направление - дерматоглифика, исследующая особенности строения кожи в целом, за исключением флексорных (функциональных) линий. Значительное время дерматоглифика рассматривалась как антинаучное направление, что, естественно, сдерживало развитие исследований в этой области. Вместе с тем такое положение не лишало возможности генетиков и антропологов заниматься решением определенных задач с применением дерматоглифов как неспецифических маркеров.

На современном этапе перед криминалистической наукой стоит проблема разработки методики сбора, анализа, оценки и использования следов дерматоглифов кистей рук. Наибольшие перспективы развития криминалистической дерматоглифики раскрываются в аспектах составления поисковой криминалистической модели личности. Этот вывод построен на информации, что медицинская дерматоглифика уже имеет достаточную по объему научную и практическую базу для распознавания антропологических, морфологических и психологических особенностей человека, основанную на исследованиях дерматоглифов ладонной поверхности.

На данный момент этой наукой занимаются многие учѐные, в частности, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, член нескольких международных научных организаций и ассоциаций Николай Николаевич Богданов, а также профессор Академии МВД Республики Беларусь, доктор юридических наук Г. Н. Мухин. Но дерматоглифика как наука используется не только в криминалистике, но и в медицине, генетике, антропологии, да и своѐ развитие она получила с помощью специалистов в области медицины. Л. Г. Эджубов в качестве примера приводит возможность отождествления неопознанного трупа, личность которого установить невозможно, через определение родства, так как эта идея была выдвинута не криминалистами, а судебными медиками. (Эджубов, Л. Г. Статистическая дактилоскопия. Методические проблемы / Л. Г. Эджубов, В. З. Поляков, В. Н. Елисеев. – М.: Городец, 1999. – 184 с. ) «Между тем, - как указывают авторы, - это имеет принципиальное значение, поскольку в качестве сравнительного материала выступают не дактилоскопические отпечатки предполагаемого без вести пропавшего лица, а отпечатки его кровных родственников». (Звягин, В. Н. Судебно-медицинские критерии родства по признакам дерматоглифики стопы / В. Н. Звягин, И. Б. Тарасов. // Судебно-медицинская экспертиза. – 1996. - №3. – С. 23-28.)

В настоящее время исследователями данной области знаний выделено значение отличий дерматоглифических узоров от распространенного большинства, определѐн комплекс дерматоглифических признаков, характерных для ряда заболеваний нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем организма, различными дерматозами, патологией опорно-двигательного аппарата, а также наследственными болезнями и нарушениями в генетической системе человека. К настоящему времени описано более 40 устойчивых признаков, по комплексу которых можно сделать вывод о наличии определѐнной врождѐнной патологии.

Физиологами установлено, что любые патологические изменения процесса формирования папиллярного узора в период зарождения и внутриутробного развития организма приводят к отклонениям в признаках дерматоглифики. Такие же изменения наступают и в механизмах, ответственных за потоотделение и работу сальных желез. В результате, оказывается, что многие наследственные заболевания или предрасположения к заболеваниям могут устанавливаться либо по составу потожирового вещества, либо по морфологическим особенностям папиллярного узора. Патологические изменения структуры рельефа гребешковой кожи проявляются в виде гипоплазии (недоразвитие гребешков кожи), дисплазии (неправильное развитие папиллярного узора) и белых линий.

Данные заболевания возможно определить с помощью всех десяти пальцев или же всей ладони, но некоторая часть перечисленных заболеваний может устанавливаться по единичным папиллярным следам. Не вызывает сомнения тот факт, что сведения о таких возможных отклонениях от нормы и заболеваниях, как ожирение, кожные заболевания, диабет и другие могут иметь оперативное значение при выдвижении следственных версий и розыске преступника.

Таким образом, удаѐтся устанавливать широкий диапазон заболеваний, а также предрасположенность к ним. Именно поэтому данное направление породило большой поток исследований как в нашей стране, так и за рубежом.

У человека может быть склонность к убийству, но она не фатальная. Если кто-то подвержен судорогам, например, ему создают условия, чтобы он не заболел. Так же надо поступать, чтобы другой кто-то не совершил преступление. В конце концов, что такое склонность к насилию? В каком-то смысле это ранимость психики. Рисунки на пальцах показывают, насколько легко можно довести такого человека до того, чтобы он взял нож и начал убивать.

Выяснено, что у преступников в 94,1% случаев наблюдается ассиметрия гребневого счета. Подобные сведения имеют большое значение при работе с подозреваемым в совершении преступления в качестве исходных для выдвижения обоснованных версий и планирования расследования, а также может служить базой для построения тактического характера действий следователя при общении с подозреваемым.

Наши рекомендации