Криминалистическое значение учения о причинно-следственных связях в расследовании преступлений. Принцип причинности в системе научно-криминалистических знаний о расследовании преступлений.

Причина (применительно к криминалистике) – совокупность обстоятельств, появление которых (при наличии уже имевшихся) в данной ситуации ведет к появлению следствия. Условия – создают лишь предпосылки к возникновению и развитию причины, но не могут породить следствие самостоятельно.

2 типа взаимодействия:1). Ведущее к изменениям состояний и свойств уже существовавших объектов, 2). Порождающее новые объекты, которых не было до начала действия причины.

З-н причинности – равные причины всегда порождают равные следствия. Признак причинно-след-х отношений – пространственная и временная непрерывность. Имеется несколько видов цепей причинения. 1). Однолинейные – когда одно и тоже явление выступает и причиной и следствием. 2). Двулинейные, с обратной связью. 3). Разветвляющие. Напр.: разброс попаданий при стрельбе. Совокупность 1, 2 и 3 вида цепей причинения могут давать сеть причинения – это такое отношение м/у объективно существующими явлениями, в котором каждое из них выступает причиной и следствием.

Т.о. основой детерминации является элементарная причинно-след связь, причинные связи, образуют причинные цепи, причинные сети, могут образовать причинные комплексы, которые могут выступать в качестве одной причины на новом структурном уровне организации материи. Т.е. существуют бесконечная иерархия причинных отношений.

Криминалистическая характеристика почерка.

Задачи:

- изучение процесса письма и формирования почерка и разработку, на этом основании, методик идентификации личности исполнителя рукописи. Исследование рукописей с целью установления их исполнителя является наиболее распространенным видом криминалистической экспертизы.

- диагностические исследования письма, посредством которых могут быть разрешены следующие вопросы:условия исполнения текста рукописи (подписи),характер состояния исполнителя,способ искажения почерка,определения пола исполнителяопределение некоторых свойств исполнителя (психофизиологических, характерологических, профессиональных, образовательных, интеллектуальных и др.)установление автора рукописного или печатного текста.

Объекты исследования:.(письма, дневники и т.п.)краткие записи,Подписи,цифровые или символические обозначения.

Понятие и соотношение письма и почерка:

Письмо - одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи.

Смысловая (письменная речь) - это содержание документа и языковые средства, которыми оно выражается .Техническая или графическая (почерк) - отражение на бумаге привычной и индивидуальной для каждого лица системы движений при выполнении письменных знаков.

Свойства почерка: индивидуальность, устойчивость (динамический стереотип), вариационность (приспособление к условиям письма), степень сформированности письменно-двигательного навыка, пространственная ориентация письма. Общие признаки почерка1. К основным относят признаки, характеризующие всякую рукопись (как правило, всегда определяются и описываются при почерковедческих исследованиях всяких рукописей): выработанность почерка. разгон почерка; связность почерка; размер письменных знаков и наклон письменных знаков.2. К дополнительным - те, которые могут характеризовать лишь некоторые группы рукописей (встречаются не всегда и не во всяких рукописях): упрощенность и вычурность почерка, гладиоллаж и др.1. Выработанность почерка.(выработанный,не вполне выраб,не выработанный) 2. Характер выработанности почерка:Упрощенный,Вычурный, Смешанный, (при наличии упрощений и вычурности) простой (при отсутствии упрощений и вычурности и приближении форм письменных знаков к типовым прописям).

3. Координация движений в процессе письма:простой (на первых этапах обучения письму).более сложный вид координации движений (на более поздних этапах обучения письму, ему соответствует обычно средняя степень выработанности почерка). сложный вид координации. встречаются понятия сниженной или нарушенной координации движений.

4. Разгон почерка :большой средний - высота знаков немного больше их ширины; малый (почерк сжатый)

Гладиоллаж

Уменьшение размера букв к концу слова, строки, иногда к концу текста. Под частными признаками почерка разумеются особенности строения письменных знаков, элементов и штрихов, в которых отражаются особенности движений при их выполнении. При производстве исследований почерка частные признаки могут изучаться по группам и описываться в акте экспертизы в соответствующей последовательности.Особенности направления движения,Способ соединения знаков и их элементов

3 Расположение точек начала движения в овалах и полуовалах,Расположение точек окончания движения , Расположение точек соединения знаков и элементов,Расположение (или размещение) точек пересечения штрихов в знаке, Относительное расположение (или размещение) точек начала и окончания движений. Топографические признаки письма:1. Размещение частей текста, 2. Особенности абзацев, Особенности полей,Особенности строк

Маскировка почерка -умышленное изменение почерка при выполнении рукописи с целью затруднить идентификацию ее исполнителя. Скорописная маскировка.

Медленное письмо. Вместо свойственного ему быстрого, свободного выполнения письменных знаков, пишущий, по существу, вырисовывает буквы и цифры отдельными медленными движениями, стараясь изменить привычные особенности в выполнении отдельных букв и буквосочетаний и придать рукописи вид выполненной невыработанным почерком.

Стилизованное письмо (или письмо стилизованным шрифтом). Исполнение рукописи осуществляется печатными буквами или чертежным шрифтом. Движения письма замедленные, формы букв своеобразны и отличны от скорописных форм, связность малая.Письмо левой рукой. Основное значение для идентификации имеют те отобразившиеся в рукописях, выполненных левой рукой, особенности, которые являются для данного лица привычными и при обычном выполнении рукописей правой рукой. У разных лиц это могут быть различные признаки почерка, и даже примерный перечень дать их затруднительно.

Наши рекомендации