II. Знакомство с типом речи – рассуждение.
1. Упражнение 505 (задачник, с. 68).
– Прочитайте три текста.
– О чем или о ком эти тексты?
– В чем заключается главная мысль каждого текста?
– Что в этих отрывках общее?
– Прочитайте сообщение на с. 62 учебника.
– Что нового вы узнали?
– Как строятся рассуждения?
– Заполните ступени.
– Все ли эти «ступени» должны соблюдаться в рассуждении?
– Назовите основные части рассуждения.
– Найдите в каждом отрывке эти части, отметьте их значком [.
Текст 1.
Начало объяснения: [Да потому что…
Вывод: [Вот и стала для него…
Текст 2.
Каждое предложение соответствует части рассуждения [Есть порода… [Это потому… [Поэтому…
Текст 3.
Объяснение начинается во второй части сложного предложения [потому, что… и продолжается в следующем.
– Помните, что выделение частей рассуждения часто бывает условным.
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 507.
– Найдите в тексте ту часть, которая называется рассуждением.
– С каких слов может начинаться рассуждение?
– Обозначьте знаком [, где начинается мысль, которая впоследствии будет объясняться, где начинается объяснение, рассуждение.
– Выпишите эту часть, решите орфографические задачи.
– Чего нет в этом рассуждении? (Вывода.)
2. Упражнение 508.
– Прочитайте еще одно рассуждение.
– Выделите части в рассуждении.
– В чем особенность этого рассуждения? (Построено как отрицание, нет «мостика».)
– Где мог бы быть «мостик»? (...Не за цвет, потому что)
– Прочитайте сообщение авторов на с. 63.
– Если «мостик» поставить, какое предложение получится? Запишите.
– Какое значение вносит в рассуждение частица?
– Изменится ли смысл сказанного, если частицу убрать?
– А вы могли бы объяснить, почему снегиря так назвали.
– Прочитайте начало фразы (упр. 509). Чем это является в рассуждении? Продолжите начатую мысль.
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки,
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?
3. «Вопросы-почемучки».
Сто тысяч «почему» живут на белом свете,
Сто тысяч «почему» гуляют по планете…
1) На это «почему» ответьте сами:
Почему Незнайку так назвали?
– Как вы начнете свое рассуждение?
(Незнайку так назвали, потому что…)
2) Какой вопрос с «почему» вы бы поставили к стихотворению С. Михалкова?
Бараны
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги».
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
– Попробуйте ответить на поставленный вопрос.
– С каких слов начнете рассуждение?
– Какой «мостик» употребите?
3. – Вы помните мультфильм «Ну, погоди!»?
– Почему большой и сильный Волк никак не может справиться с маленьким и слабым Зайцем?
– В рассуждении вам помогут слова в скобках.
Волк никак не может справиться с Зайцем, потому что…
(Умнее, находчивее, никогда не теряется, умеет найти выход из любого положения.)
– Запишите рассуждение в тетрадь.
– Заяц умнее, находчивее Волка. В этом утверждении можно усомниться. Нужны доказательства, конкретные примеры. Вот один случай.
Однажды Заяц поливал и подрезал цветы на балконе, а Волк увидел его и полез по веревке на балкон. Заяц не растерялся и обрезал веревку ножницами, Волк упал прямо в мотоцикл к милиционеру!
– Какие еще примеры находчивости Зайца вы можете привести?
– Какую роль выполняет пример, конкретный случай в рассуждении? (Поможет сделать рассуждение убедительнее, доказательнее.)
IV. Итог урока.
– С каким типом речи познакомились?
– Что вы узнали о рассуждении?
Домашнее задание: упражнение 510.
Урок 125
Учимся рассуждать
Цель: познакомить с двумя видами рассуждений (объяснение и размышление), обучать построению рассуждений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– В каких местах предложений пропущены знаки препинания?
– Какую роль они играют в каждом из приведенных случаев?
– Объясните, на что вы опирались при решении орфографических задач в тексте.
– Вы поняли, почему во втором предложении словосочетание жаркие страны употреблено в кавычках? Как называют такое значение слов?
– Словами так происходит заменена какая часть вопроса? Зачем?
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 511.
– Прочитайте отрывок из предисловия к книге о Винни-Пухе.
– Этот текст рассуждение?
(Далее работа с текстом проводится по заданию учебника коллективно.)
2. Знакомство с рассуждением-размышлением.
Упражнение 512.
– Прочитайте отрывок из сказки о Винни-Пухе и понаблюдайте за рассуждением главного героя.
– В чем отличие этого рассуждения от предыдущих?
– Есть ли в рассуждении объяснение, доказательство?
3. Какими же еще бывают рассуждения?
– Прочитайте об этом в сообщении на с. 65.
– Как теперь вы сможете назвать рассуждение Б. Заходера, а как – рассуждение Винни-Пуха?
4. Упражнение 514.
– Какими словами можно закончить рассуждение Винни-Пуха?
(Значит, я лезу за медом.
Значит, я должен его достать.)
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились.)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
(Выдох, вдох.)
5. «Соберите рассуждения».
1) Вы помните стихотворение Ю. Тувима о том, как упала и рассыпалась азбука?
Вот и у нас упал текст-рассуждение и тоже рассыпался. Соберите его. Найдите сначала то, что объясняется, затем объяснение с примером.
Например. Во время страшного боя на опушке леса с Карабасом Барабасом стали сражаться птицы, бабочки, гусеницы. Приползли биться даже два старых слепых ужа.
Потому что…
Все вокруг помогали смелым и добрым куклам.
Буратино и его друзья смогли одолеть Карабаса Барабаса.
2) Рассуждения, которые вы видите перед собой, написаны первоклассниками. Не все в них верно. Какой части не хватает в этих рассуждениях?
а) Потому что лиса была хитрая. Она притворялась глухой и попросила Колобка еще раз спеть песенку. Колобок сел ей на нос, чтобы снова спеть, а лиса его проглотила.
б) Слово Марина пишется с большой буквы, потому что это имя девочки.
в) Колобок не сумел уйти от лисы, потому что она была хитрая.
IV. Самостоятельная работа.
– Чему учит этот рисунок?
– Как должен доказывать что-либо, спорить, рассуждать вежливый человек?
– Какие еще слова часто употребляют вежливые люди? (Я считаю, по-моему.)
– Прочитайте рассказ В. Осеевой.
– Как вы думаете, можно назвать девочку доброй?
ДОБРАЯ ХОЗЯЮШКА
Жила-была девочка. И был у нее петушок. Встанет утром петушок, запоет: «Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!»
Подбежит к девочке, поклюет у нее из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Перышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок!
Увидела как-то девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку: «Отдай мне курочку, а я тебе за нее петушка отдам».
Услышал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт.
Согласилась соседка – отдала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тепленькая, что ни день – свежее яичко несет: «Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко».
Съест девочка яичко, возьмет курочку на колени, перышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает. Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку: «Отдай мне уточку, а я тебе свою курочку отдам!»
Услышала курочка, опустила перышки, опечалилась, да делать нечего – сама хозяйка отдает.
Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться. Девочка плавает, и уточка рядышком: «Тась, тась, тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко, в речке дно глубоко!»
Выйдет девочка на бережок, и уточка за ней.
Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведет. Увидала девочка: «Ах, какой щеночек хорошенький. Дай мне щенка – возьми мою уточку!»
Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял ее сосед, сунул под мышку и унес.
Погладила девочка щенка и говорит: «Был у меня петушок – я за него курочку взяла, была курочка – я за нее уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла».
Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.
«Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить!»
Проснулась девочка – никого у нее нет.
– Составьте рассуждение, отвечая на вопрос, добрая ли девочка.
– Можете начать со слов: «Я считаю, что девочку нельзя назвать доброй»; «Я думаю…».
– Как можно продолжить рассуждение? (Словами ведь, так как.)
– Эти слова в рассуждении часто связывают то, что доказывается, и доказательство.
Так же как потому что, они служат «мостиком».
– Включите в свое рассуждение доказательство, вывод.
(Рассуждение может быть таким: «Я считаю, что девочку нельзя назвать доброй. Ведь она своих друзей обменивала. Не умеет она дружбой дорожить».)
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали о тексте рассуждений?
Домашнее задание: упражнение 515.
Урок 126
Учимся рассуждать
Цель: познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вы догадались, кто ведет рассуждение? (Бездомная собака.)
– Вы встречались ранее с таким приемом построения произведения?
– Действительно ли автором приведены мысли собаки или это «как бы» ее раздумья?
– Какие предложения-объяснения вы отметили? ([Зимой нелегко прожить, [Зимой скучно.)
– Какие доказательства последней мысли вы записали?
III. Работа по теме урока.
1. Вспомните все, что вы знаете о записках.
– Зачем их пишут?
– Кому?
– О чем в них сообщают?
– Какие правила оформления существуют?
– Существует такой вид документа, как объяснительная записка.
– Как вы думаете, чем эта бумага отличается от уже известных вам записок родным, друзьям?
– Какие требования к документу диктует слово объяснительная? А слово записка?
2. Упражнение 517.
– Прочитайте правильно написанную объяснительную записку на с. 71 (задачник).
– Зачем пишут такой документ?
– Из каких частей он состоит?
– Какие правила оформления существуют?
– Как вы думаете, почему мальчик вынужден был написать такой документ?
– Устно он объяснял бы так же?
3. Упражнение 518. Работа в парах.
– Прочитайте содержание получившихся объяснительных записок.
– Какие правила оформления вы соблюдали?
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
4. Рассуждения, в объяснительной части которых приводится несколько причин.
– В объяснительной записке вы столкнулись с указанием причин происшедшего.
– В рассуждениях довольно часто также можно встретиться с объяснением причин чего-либо. Познакомьтесь с рассуждением такого типа.
Мне совсем не хотелось ехать в деревню. Во-первых, потому что в этом году там не было моего лучшего друга Дениски, а во-вторых, летом в городе работала футбольная секция. А я давно собирался с нашими ребятами записаться в нее.
– Какие причины указаны в рассуждении?
– Сколько их?
– Что помогло вам их выделить? (Во-первых, во-вторых, в-третьих.)
– Обратите внимание на правописание этих слов.
5. Прочитайте текст и переделайте его так, чтобы в объяснении было четко указано, почему (по каким двум причинам) не надо собирать старые грибы. Строя новый текст, используйте слова во-первых и во-вторых.
Не надо собирать старые грибы. В них есть опасный для человека яд. Не надо забывать, что они играют большую роль в появлении новых грибов.
6. Помогите Антоше переделать его ответ на вопрос мамы, почему он плохо написал контрольную работу по математике, так, чтобы ответ звучал не только искренне, но и четко и ясно. Используйте слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
Я думаю, что если я буду каждый день учить уроки, если я буду внимательно слушать учителя и не буду на уроке болтать с Мишкой, если я не буду дома без конца смотреть телевизор, если я хорошенько подумаю сначала, а только потом буду писать, то я напишу контрольную по математике.
– Прочитайте получившиеся рассуждения.
IV. Итог урока.
– Что вы еще узнали о рассуждениях?
– Что вы запомнили об объяснительной записке?
Домашнее задание: упражнение 523.
Урок 127
Учимся рассуждать
Цель: обучать оформлению своих мыслей в рассуждении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что такое выборочный пересказ?
– А как вы понимаете выборочное списывание?
– Прочитайте рассуждение, которое вы выписали.
– Какие орфограммы встретились в словах рассуждения?
– Какое предложение содержит оценку?
– В каких словах она заключена?
– Зачем мальчик использовал слова во-первых, во-вторых? Что объясняют при помощи этих слов?
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 519.
(Коллективная работа по заданию учебника.)
– Сделайте вывод.
– Когда нам в речи нужны размышления, в которых мы ответы даем в конце?
– Когда мы строим рассуждения-объяснения?
2. Упражнение 520.
– В какой части слова пропущена буква в первой строке слов?
– В какой части слова пропущена буква во второй строке?
– Какое слово можно назвать лишним в этой строке?
– Одно ли правило объясняет правописание в этих случаях?
– Каким видом рассуждения вы воспользуетесь, чтобы не допустить ошибок в постановке пропущенных букв?
– Запишите слова, решая орфографические задачи.
– Ответьте на вопрос мальчика-иностранца на с. 68.
3. Упражнение 521.
– Вы догадались, какие слова пропущены в рассуждении ученика?
– Попробуйте устно закончить рассуждение (… в какой форме употреблен глагол. Если в неопределенной форме, то…; если в форме 3-го лица, то…).
– Произнесите сами формы слов.
– Сколько вариантов решения этой задачи возможно?
(… на какой слог падает ударение. Если на первый, то это слово в форме 3-го лица. В ней Ь не пишется. Если ударение падает на второй слог, то это неопределенная форма глагола. В ней надо писать Ь.)
– Какой «мостик» предложил ученик в своем рассуждении? (Дело в том, что…)
– Попробуйте подставить уже знакомое потому что. Вам нравится звучание предложения?
– В роли «мостика» могут использоваться слова: «это объясняется тем, что…»; дело в том, что…»
– А можно обходиться вообще без связки?
У оленя дом большой.
Он глядит в свое окошко.
Зайка по полю бежит.
В дверь к нему стучит.
Тук, тук: дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай.
4. – На многих уроках при объяснении, доказательстве мы вводим в текст рассуждения правила, определения (как в задании 521).
– Прочитайте рассуждение.
«В слове живой я напишу гласную И, потому что есть такое правило: жи, ши пишется через и».
– Найдите ту часть текста, в которой говорится о том, что объясняется, а затем само объяснение.
5. Самостоятельная работа.
– Помогите ребятам ответить на вопрос: «Какую букву надо писать на конце слова мороз?»
– Стройте рассуждения по порядку, используйте слова-связки.
(После выполнения дети зачитывают рассуждения, выбирают правильное.)
6. Работа в парах.
– На каком уроке могут прозвучать вышесказанные рассуждения?
– А на уроке математики могут звучать рассуждения?
– Придумайте сначала вопрос, а затем составьте рассуждение-ответ.
– Какие виды рассуждений могут быть вами использованы?
(После выполнения работы проводится мини-конкурс «Чье рассуждение лучше?».)
IV. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 522. (Записать один пример рассуждения.)
Урок 128
Учимся рассуждать
Цель: обучать оформлению своих мыслей в рассуждении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие виды рассуждений вы знаете?
– Где могут быть использованы эти рассуждения?
– Как пишутся объяснительные записки?
– Прочитайте рассуждения, которые вы составили дома.
(Учащиеся выбирают лучшие.)
III. Работа по теме урока.
1. «Новое в рассуждениях». На уроках чтения.
– Вы помните, что пример делает рассуждение доказательным?
– А что еще помогает вам подтвердить свою мысль?
– Прочитайте басню И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
– Поставьте в басне такой вопрос, который требует объяснения или доказательства.
– А теперь попробуйте объяснить, почему не удалось Лебедю, Щуке и Раку сдвинуть воз с места?
(Устные ответы детей.)
– Прочитайте рассуждение ученика.
Лебедь, Щука и Рак не могли сдвинуть воз с места потому, что они были недружными, каждый тянул в свою сторону. Например: Лебедь решил лететь в облака, а Рак думал, что надо тянуть в реку, раз он там живет.
– Найдите в тексте:
а) часть, в которой говорится о том, что объясняется;
б) часть, которая содержит объяснение.
(Как объяснение развертывается за счет примера? Как вводится пример в текст?)
– Убедительно ли звучит это объяснение? Докажите.
– Прочитайте рассуждения учеников о героях сказки «Гуси-лебеди».
– Найдите в тексте объяснительную часть; введите в объяснение пример:
«Девочке удалось спасти братца от злой Бабы Яги потому, что все ей платили добром за добро. Например…
– Запишите объяснение с примером, обозначьте в нем все орфограммы.
– Какой вывод вы можете сделать из выполненной работы?
(Доказательство, объяснение можно сделать убедительнее, если сослаться на текст басни, рассказа, сказки, о которых идет речь в рассуждении.)
– А называются такие отрывки из текста специальным словом цитаты.
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
2. – Вдумайтесь в текст-рассуждение ученика об итоге деятельности Лебедя, Рака и Щуки в басне И. А. Крылова.
– Какая из приведенных ниже цитат сделает это рассуждение убедительнее?
а) Однажды Лебедь, Рак да Щука
Вести с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись.
б) …Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду
– Прочитайте рассуждение, включив в него цитату из басни. Стало убедительнее звучать?
3. Прочитайте «Песенку про Петю» А. Барто.
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит бумажки рвет!
А во время переменки
Занят он еще сильней:
Подойдет он к чистой стенке –
Чертит чертиков на ней.
Песенку про Петю
Решили мы пропеть,
Чтоб не было на свете
Ему подобных Петь…
Со двора домой вернется,
Бросит санки у крыльца,
Если их чинить возьмется –
Доломает до конца.
То помчится он вприпрыжку,
То залезет на чердак…
Взяться некогда за книжку –
Слишком занят он и так!
Песенку про Петю
Решили мы пропеть,
Чтоб не было на свете
Ему подобных Петь!
– Как вы думаете, почему автор песенки хочет, чтоб не было на свете ему подобных Петь?
– Составьте рассуждение, отвечая на это «почему».
– Выберите из текста подходящую цитату и введите ее в свое рассуждение.
– Ввести цитату вам помогут слова: «Вот так говорится об этом в стихотворении», «Автор говорит об этом так…».
(После выполнения задания учащиеся зачитывают получившиеся рассуждения, выбирают лучшие.)
IV. Итог урока.
– Что может сделать рассуждение более убедительным?
Домашнее задание: составьте рассуждение, включив в него цитату.
Урок 129
Изложение
Цель: обучать пересказу текста, содержащего рассуждение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с советами.
– Есть ли сходство между языком людей и животных, как вы считаете?
– Но прежде чем мы начнем рассуждать, познакомьтесь с советами авторов на с. 69 учебника.
– Вы согласны с этим сообщением?
III. Знакомство с текстом.
Упражнение 524.
1. Структура текста.
– Прочитайте текст, найдите ответ на вопрос заголовка.
– Вы обратили внимание на то, как построен текст?
– Является ли этот текст рассуждением? Докажите.
– К какому виду рассуждения вы его отнесете?
– Выполните все задания после текста (работа в парах).
2. Содержание текста.
– Сколько аргументов приводит автор, чтобы дать ответ на вопрос в заголовке?
– Прочитайте о первом отличии.
– Вы с этим согласны?
– Но ведь человек не всегда говорит словами. Общение людей может быть и азбукой Морзе, флажками на флоте, жестами и т. д.
(Эти сигналы расшифровываются и в конечном итоге переводятся в слова.)
– Прочитайте второе отличие. А с этим вы согласны?
– Что можете сказать о третьем аргументе?
– Перечитайте этот отрывок.
– Есть ли в тексте вывод?