Соотнесите каждый из нижеприведённых текстов сфункционально-смысловым типом речи.

Для студентов I курса заочной формы обучения

I. РАЗДЕЛ “ТЕКСТ”

1. Составьте текст о вашей специальности. Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Текст. Лингвистика текста”, используя учебник “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. Объём текста должен составлять 1 лист формата А4. У текста должна быть заявлена тема; определены структура, композиция, ССЦ; выделены ключевые слова.

2.Составьте тексты разных функционально-смысловых типов речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение на одну из следующих тем: “Колледж”, “Cтудент”, “Экзамен”, “Сессия”, “Культура”, “Культура речи”, «Студент – значит старающийся!», “Что значит быть профессионалом?”, “Книга – источник знаний”.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функционально-смысловые типы речи”, используя учебник “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.

Объём текста – 5-7 предложений.

Соотнесите каждый из нижеприведённых текстов сфункционально-смысловым типом речи.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функционально-смысловые типы речи”, используя учебник “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.

а) Жили-были дед да баба, и была у них курочка – Ряба. Снесла как-то курочка яичко, да не простое, а золотое…_____________________________________

б) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Такая реакция психики свойственна человеку, не получившему в детстве достаточно внимания и ласки. В этом проявляется его невоспитанность в безоценочном смысле этого слова. Никто не позаботился о воспитании его души, и вот, как следствие, - его некорректное поведение. ________________

в) “Чёрный принц” Айрис Мёрдок – роман о любви, любви которая редко случается в жизни реальной, но которую ждут порой всю жизнь и всю жизнь о ней мечтают… ______________________________________________________________

г) Романы Драйзера - это романы о незбывшейся “американской мечте” молодого поколения, которое грезило о любви, заслуженно высоком социальном положении, перспективной работе, деньгах, о счастье, наконец, но грёзы эти остались лишь иллюзией. В этом трагедия романов писателя и бесконечная притягательность к ним читателей. ________________________________________________

4.Прочитайте нижеследующие тексты и определите, к какому функциональному стилю речи они относятся.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функциональные стили речи”, используя учебники “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой, “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.

Текст 1_______________________________________________________________

– Разруха, Филипп Филиппович!

– Нет, - совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, - нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от этого слова. Это – мираж, дым, фикция! - Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заёрзали по скатерти. – Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? – яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за неё. – Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно разруха сидит не в клозетах, а в головах…(Михаил Булгаков)

Текст 2__________________________________________________________

Вот перед нами Михаил Булгаков двадцатых годов – смесь авангарда с консерватизмом, личность, которую можно было либо принимать, либо отвергать, независимый писатель. Новым руководителям ключевых позиций в идеологии и культуре такие люди мешали. Эти критики, редакторы или писатели видели идеал не в плюрализме, но в одностороннем исповедании восторжествовавшей идеологии. Многообразие им было подозрительно. Они подавляли неугодных – будь то Анна Ахматова, Осип Мандельштам или Михаил Булгаков; они поощряли середняков и подхалимов.

Текст 3__________________________________________________________

– Кто последний?

– За мной – в синем плаще.

– Значит, я за синим плащом?

– Угу.

Текст 4__________________________________________________________

Довожу до вашего сведения, что с 4 по 7 апреля 20013 г. в доме 123 по проспекту Мира была отключена горячая вода. Прошу объяснить причины отключения воды и сделать перерасчёт оплаты коммунальных услуг за апрель.

Текст 5__________________________________________________________

Реферат содержит краткое изложение всех существующих письменных работ по выбранной проблеме.

5.Укажите жанры нижеуказанных стилей.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функциональные стили речи”, используя учебники “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой, “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.

Художественный стиль: _____________________________________________________

Публицистический стиль: ___________________________________________________

Научный стиль: _____________________________________________________________

Официально-деловой стиль: _________________________________________________

Разговорный стиль: __________________________________________________________

II. РАЗДЕЛ “ЛЕКСИКОЛОГИЯ”

Не выполнять!

1.В нижеследующих предложениях определите вид тропа.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексические изобразительно-выразительные средства речи. Тропы”. Воспользуйтесь учебником “Русский язык и культура речи”.

1. Сильный пол__________, как часто вы бываете слабыми и нуждаетесь в участии, сочувствии, помощи. 2. Отговорила роща________ золотая берёзовым, весёлым языком _______. 3. Спит земля _________ в сияньи голубом… 4. Поздно что-либо менять в наших отношениях, милый, поезд давно ушёл _______. 5. Шурочка, как я рада, что ты приехала: сто лет, сто зим не виделись _________! 6. Красноярск поёт _______ Высоцкого. 7. Пели вьюги _______, хоронили Магдалину – цирковую балерину. 8. Мне экзотических стрекоз и бус коралловых привёз, только сердце привёз другой ___________. 9. Словно слёзы ________ падают капли дождя: небо прощается с летом ___________. 10. Многие сочувствовали Исабель: Хулио был известным ловеласом ________, который, не стесняясь, говорил, что не пропускает ни одной юбки ____________. 11. Все флаги ___________будут в гости к нам. 12. Европа празднует ____________ Рождество Христово. 13. У этого белого свитера___________ приятный одеколон. 14. Какая шуба идёт _________, просто потрясающая! 15. Ты разбила мне сердце ______________.

2.Заполните таблицу фразеологизмов по нижеприведённому образцу.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Фразеология”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. Укажите лексическое значение фразеологизмов.

Выполняя задание, используйте фразеологический словарь русского языка.

  Синонимическая цепочка фразеологизмов   Антонимические пары фразеологизмов
  Отдать Богу душу – приказать долго жить – карачун пришёл – уйти на тот свет (ЛЗ “умереть”)   Втоптать в грязь (ЛЗ “отнестись к кому-либо в высшей степени негативно”) – вознести до небес (ЛЗ “ отнестись к кому-либо в высшей степени хорошо”)
       
   
   
       
   
   
       
   
   
       
   
   
       
   
   

3.В нижеприведённых предложениях найдите ошибки, нарушающие лексическую норму, подчеркните их. Исправьте предложения.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексикология”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.

1. Предлагаются товары по самым дешевым ценам. ________________ 2. Девушка быстро вошла вовнутрь. _________________________________ _____________ 3. Парень облокотился спиной о перила. _____________ 4. Большую половину товаров продали оптом, остальную половину передали в розницу. ____ ___________________________________________5. Вы должны сходить туда собственноручно._____________________________________________________________ ________________________________ 6. Осколки прострелили ему обе ноги. ________________ 7. Она всегда сочувствует и одобряет сына. ________________ 8. Работа оплачивается в зависимости от сложности и колеблется от семи до двенадцати тысяч. ____________________________________________________________ _______________ 9. Нина с Костей заняли первое место по бальным танцам. ________________ _______________ 10. О моей автобиографии я уже рассказывал. ______________________________________ 11. Больной был госпитализирован в больницу. ________________ 12. Вчера наша группа несла дежурство в гардеробе. _________________________ Фирма объявила о свободной вакансии на место главного экономиста. _____________________________________________________ 13. Внутренний интерьер помещения не соответствует его назначению. _______________________ Пришлось отступить назад шага на три-четыре. ______________________________________________________________ 14. Никто заранее не предвидел наступления стихии. ___________________________________ _______________ 15. При устройстве на работу мне предложили две альтернативы, я выбрала ту, которая мне больше импонировала. ________________________________

16. Холодно очень, одень на Марусю плащ. ___________________________________ ________________________________ 17. В документах необходимо поставить роспись. ______ ________________18. Цыплят, как известно, считают по очереди. _______________________________ _______________ 19. Это дело гроша выеденного не стоит. _____________________________________ _________________________________________________________ 20. Взгляд у него был то серьёзный, то возмутительный. ____________________________________________ ________________ 21. В месяце апреле был закончен ремонт дома. ______________________________ ________________ 22. Юный вундеркинд выполнил это задание почти мгновенно. _________________________ _____________________________________________________ 23. И эти мизерные мелочи смогли испортить наши отношения. __________________________________________ __________ 24. Эти памятные сувениры я привезла из Крыма. ___________________________________________ __________________________________________________________ 25. Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены. ________ ______________________________________________________________

4.Заполните таблицу “Лексикография”, внося в свободные ячейки комментарий к предмету разъяснения словаря. Пример выполнения задания приводится ниже.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексикография”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.

  Лингвистический словарь Комментарий к предмету разъяснения словаря
  Толковый словарь русского языка Разъясняется лексическое значение слова
  Этимологический словарь  
 
  Фразеологический словарь  
 
 
  Словарь паронимов  
 
  Словарь синонимов  
 
  Словарь антонимов  
 
  Словарь омонимов  
 
  Словарь иностранных слов  
 
  Орфоэпический словарь  
 

III. РАЗДЕЛ “ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ”

Выполняя задания этого раздела, пользуйтесь исключительно орфоэпическим словарём современного русского языка.

1.Поставьте ударения в словах.

Августовский, алкоголь, апостроф, арахис, аристократия, арфовый, асимметрия, аэропортов (Р. п.), балованный, баловать, баржа, без умолку, броня, бунгало, валовой, вероисповедание, ворота, вперить, высококвалифицированный, генезис, гренки, гуся (Р. п.), деньгами, дискант, диспансер, добыча, договор, доска, дремота, завидно, завсегдатай, заговор, закупорить, запломбировать, звонит, зубчатый, избаловать, ирис (цветок), ирис (конфета), искра, испокон, иссушенный, камбала, каталог, квартал, кедровый, кичиться, клала, коклюш, колледж, красивее, кремень, кулинария, кухонный, лавровый, лассо, ломота, маркетинг, маркировать, мизерный, морковь, мусоропровод, мытарство, намерение, нормировать, обеспечение, облегчить, ободрить, озлобленный, оптовый, ортопедия, осведомить, по средам, памятуя, плесневеть, подогнутый, предвосхитить, премирование, принудить, поутру, простыней (Р.п.), пуловер, ракурс, ремень, рефлексия, сабо, совестливый, согнутый, ступеней (лестницы), ступеней (развития), сироты, столяр, творог, тефтели, тирания, тубдиспансер, торты, туфля, углубить, украинский, хаос, ходатайство, хозяева, факсимиле, феерия, фетиш, феномен, центнер, цепочка, черпать, шасси, шрифта, щавель, экзальтированный, эксперт, языковой.

2.Замените букву е буквой ё в тех словах, в которых она предусмотрена орфоэпической нормой.

Афера, блекнуть, грубошерстный, далеко, желчный, заем, замененный, заморенный, издалека, истекший, маркер, свекла, щелка, засоренный, комбайнер, маневры, неровен час, никчемный, новорожденный, омоложенный, опека, оседлый, оцененный, планер, прирученный, уцененный, холеный, щелка.

3.Подчеркните слова, в которых выделенный согласный произносится мягко.

Агрессия, атеизм, ателье, баронесса, бифштекс, вундеркинд, гантель, декан, демарш, де-юре, диспансер, интервью, инцидент, компьютер, купе, лазер, партер, пресса, претензия, пенсне, свитер, тембр, темп, теннис, термос, шимпанзе, шоссе, штемпель, штепсель,

4.После каждого слова в квадратных скобках [ ] представьте транскрипцию выделенных сочетаний. Например, что-то [шт].

Булочная [ ], горчичник [ ], конечно [ ], нарочно [ ], подсвечник [ ], прачечная [ ], пустячный [ ], скворечник [ ], скучно [ ], яичница [ ].

5.Обозначьте предложения, в которых при произнесении выделенных слов была нарушена орфоэпическая норма.

1. Бедные мои сИроты.

2. Мама купила мне кожаные сабО.

3. Какие вкусные гренкИприготовила мне мама!

4. - Чем мы сейчас занимаемся? – МаркЕтингом.

5. Алкоголь… – он вреден для человека в любом возрасте, тем более для подростков.

6. Мама звОнит.

7. Ску[чн]о тут у вас.

8. Всё у вас ко мне какие-то пре[т’]ензии.

9. [Д]екан будет завтра с девяти утра.

10. Вчера закончила читать Маруа “Фиалки по средАм”.

11. Как он аг[р]ессивен сегодня, кашмар какой-то!

12. Любит он сорить деньгАми.

13. СвеклА уже сварилась?

14. Ты купил творОг?

15. Этот маркЁр уже не пишет, дай мне другой.

IV. РАЗДЕЛ “ГРАММАТИКА (МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС)”

Выполняя задания этого раздела, познакомьтесь с вопросами “Морфология”, “Синтаксис”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноимённый учебник другого автора, включающий этот вопрос.

1. Определите род имён существительных и согласуйте с ними определения-прилагательные в форме единственного числа.

Пример: кофе (м.р.) натуральный.

Домишко _______________, мозоль ________________, тюль______________, ООН ____________, салон-парикмахерская _____________, плакса _______________, Осло __________, какаду __________, ОАО ____________, ФСБ _______________, мадам ___________, Чили ___________, СНГ ____________, коллега _____________, староста _____________, кафе-столовая ______________, носище ______________, студенчество ______________, жюри ______________, шампунь ________________, боржоми _______________, кутюрье ______________, умница ___________________. 2. Найдите и исправьте ошибки в определении рода имён существительных. Пример: горячее кофе – (м.р.) горячий

Центральное авеню _______________, настенная бра ___________, говорящий какаду __________, женский туфель ____________, дальневосточная лосось __________________, кружевной манжет ______________, вместительная бутыль ____________, красивая тюль _____________, многолюдное Токио _______________.

3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа имён существительных. Пример: торт – тортов. Яблоко _____________, армянин ______________, ведёрко _____________, дорожка ______________, басня ____________, кухня ___________, неделя ____________, апельсин ______________, возраст _____________, герб ___________, джинсы ______________, пульт _______________, груша _____________, вафля _____________, туфля ____________, цыган _____________, дядя _______________, простыня ____________, щупальца __________, брелок ___________, ясли _______

4. Найдите ошибки, нарушающие морфологическую норму, исправьте их. 1. Директор указал о том, что такие нарушения недопустимы. _____________2. Жилищное условие некоторых студентов неудовлетворительно. _____________3. Соболя, выращенные в этом питомнике, отличались особой красотой меха. _____ 4. Про этого старика говорят, что он большой брюзга и скряга. ___________ _____________5. Лицо женщины было закрыто густым вуалем. __________________________ __________________________________6. “Юманите” опубликовало это сообщение раньше других газет. _____________________________________________________ 7. Гороно провело совещание, в котором участвовали директоры и завучи городских школ. __________________________________________________________ _________________________________8. К Восьмому марту был подготовлен большой концерт. ___________________________________________________________ 9. Успеваемость составила девяноста девять процента. ____________________ _____________10. Депутат встретился с тысяча четыреста восемьдесят пятью избирателями. ___________________________________________________________ 11. Было израсходовано тридцать семь целых и пять десятых процентов от общей суммы. ___________________________________________________________ 12. Их было три друга, все три учились на одном курсе. _________________ _______________________________________13. Охотник подстрелил четыре утки. ______________________________________________________________ 14. Мне не хватило сто рублей. ______________________________________________________15. Автобус ждали трое женщины и два военных. ___________________________ _____________________________________16. Он поступил так вопреки указания директора. ______________________________________________________________ 17. С утра решили идти по грибы и по ягоды.____________________________________________________

5. Расставьте знаки препинания в нижеприведённых предложениях. Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Синтаксис”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. Задание выполняйте на этом листе. 1. Погода была ужасная шёл дождь выл ветер. 2. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу и если пристально вглядеться то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение. 3. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры. 4. Может быть она просто забыла про нас. 5. На столе стоял молочник с густыми желтыми свежими сливками. 6. Вдали показался пустой безлюдный берег. 7. Приходи ко мне завтра улыбаясь сказала Катя угощу тебя настоящей миланской пиццей. 8. Игорь передал через знакомых чтобы мы встретили тетушку Эльзу на вокзале и отвезли её к нам домой пока он не вернется. 9. Вертинский в одном из своих стихотворений писал никакими словами никакими стихами никакими слезами любви не вернуть. 10. Мать нахмурилась Опять двойку получил. 11. Поезд шёл не останавливаясь. 12. Он самый близкий мне человек. 13. Она тихо прошлась по комнатам ничто не напоминало ей о прошлой жизни да и была ли она когда-то. 14. Уходя гасите свет. 15. Она будила сына улыбаясь. 16. Улыбаясь она будила сына. 17. Вода была тёплая и прозрачная каждый камень на дне был отчётливо виден.

Рекомендации:

ü Домашнее задание выполняется в печатном варианте на листах формата А4, 14 шрифтом Times New Roman, интервал 1,15.

ü Выполняя задания, используйте следующие учебные пособия и словари, имеющиеся в библиотеке колледжа:

- И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – 2001.

- И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М., 2007.

- Е.С. Антонова и Т.М. Воителева. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М., 2005.

- З.Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка. – М., 1989.

- Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

- Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М., 2007.

- С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Орфоэпический словарь: Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1989.

Наши рекомендации