Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

1. Выпишите отдельно нейтральную, книжную и разговорную лексику. Уточните, где это возможно, к какому стилю относится книжная лексика: научному, публицистическому или официально-деловому:

коровушка, клевер, резолюция, вышеуказанный, работник, дохлый, прения, экологический, важничать, означенный, пророчествовать, бабушка, пенсия, планомерный, веселый, работа, гипотеза, развернуть.

2. Нейтральные сочетания превратите в сочетания с негативной и положительной оценочностью, не меняя смысла.

Пример: светловолосый молодой человек (нейтр.) — белокурый юноша (положит.) — белобрысый юнец (негат.).

Небольшое хозяйство, смешной случай, яркий рисунок, молчаливый философ, привлекательная девушка, разговорчивые друзья.

3. Ту же мысль передайте,

а) используя разговорный стиль:

Возросший интерес к обыденной культуре вызван в том числе и усилением прагматических ориентаций в современном социуме. Дальнейшее увеличение товарооборота Польши наблюдается со странами Центральной и Восточной Европы, а также со странами бывшего СССР. В отличие от растениеводства, в животноводстве наблюдаются устойчивые темпы роста.

б) используя один из книжных стилей (официально-деловой, научный или публицистический):

Пришла зима, татары замерзли, плюнули и ушли с Угры несолоно хлебавши. Сейчас во многих странах бывшего СССР жизнь тяжелая. Такие растения у нас в лесу редкость. Насчет этих методов селекции я бы еще хорошенько подумал, стоит ли их применять у нас.

4. Устраните смешение стилей из предложений:

Прошу оказать мне материальную помощь в связи с тем, что деньги кончились, а есть нечего. Таким образом, мы приходим к необходимости сделать внедреж нового оборудования. А надо сказать, что куры мои повышать яйценоскость напрочь отказывались. Ты чайку-то попей, ибо до конца рабочего дня еще далеко. Никакой сатисфакции мне это собрание не принесло. В отчете указывается потраченная сумма и на что ушли деньги.

5.Составьте один из предложенных документов:

а) приглашение принять участие в международной выставке сельскохозяйственных товаров;

б) отчет о проведенной за истекший календарный год работе;

в) протокол собрания, посвященного текущим делам предприятия;

г) информационный запрос о предстоящей научно-практической конференции.

Рекомендуемая литература:

1. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — Л., 1979.

2. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 1998.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1991.

4. Павлович Н. В. Словарь образов. Т. 1-2. — М., 2001.

5. Розенталь Д. Е., Голуб И. Б. Секреты стилистики. — М., 1998.

6. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие/М. Ю. Федосюк и др. — М., 1997.

7. Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В. И. Максимова. — М., 2000.

8. Словарь синонимов русского языка. В 2-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — Л., 1970-1971.

7. Риторика

1. Какие формы приветствия существуют в русском языке? Какие из них вы используете в профессиональном общении? От чего зависит выбор той или иной формы приветствия?

2. На собрание опоздали два сотрудника. По выбранным ими формам извинения определите, кто из них является начальником предприятия, а кто – одним из членов администрации:

а) Прошу прощения, меня задержал важный звонок. Давайте приступим к обсуждению.

б) Извините, пожалуйста. Я был вынужден принять срочный вызов по вопросу, о котором пойдет речь.

3. Три сотрудника предприятия рассказывают о его истории на деловом собрании. По оборотам, которые они используют, определите тип их выступлений (информационное, агитационное, развлекательное выступление). Аргументируйте свой ответ:

а) 30 лет на мировом рынке, надежный партнер, лучшая продукция в городе, неоднократный призер международных выставок, рост производства;

б) в 1988 году, впервые на предприятии, сложности этапа становления, настоящее положение дел, нерешенные вопросы, перспективы развития;

в) увлекательная история, споры об эмблеме, творческая атмосфера, легенда о выборе названия продукции, небезызвестные факты.

4. Вам предстоит выступить на собрании, посвященном перспективам развития вашего предприятия (фермы, банка, завода и т.д.). Собрание начинается в 15.30, запланировано 6 выступлений, из которых ваше – пятое. Какие из приведенных ниже высказываний вы бы изменили и как? Почему необходима такая правка?

а) Необходимо преодолеть стагнацию, имеющую место быть на нашем предприятии. б) Анализ финансового положения текущих дел демонстрирует, что оно дает все основания не только для интенсивного, но и для экстенсивного развития. в) Продукция предприятия могла бы быть более востребована, если бы нам удалось снизить цену на нее, а это возможно при условии, что будет снижена ее себестоимость. г) Информационно-техническая база, к сожалению, не всегда адекватна инновационным процессам, происходящим в современном мире. д) Привлечение новых клиентов и социальных партнеров являются нашей важнейшей задачей на ближайшее будущее.

5. Расставьте в правильной последовательности пункты и подпункты плана выступления:

а) Предприятие получило дополнительные средства на развитие.

б) В любом случае распределение финансов, выделенных на развитие предприятия – важный вопрос, в обсуждении которого должен быть заинтересован каждый из присутствующих на собрании.

в) Оптимизация условий труда необходима для дальнейшего роста производства.

г) Возможны и другие варианты реализации полученных средств.

д) Вложение средств в социальную сферу будет способствовать усилению мотивации к труду рабочих, а также улучшению имиджа предприятия, росту его авторитета на рынке труда.

е) Выделенные средства могут быть потрачены не только на оптимизацию условий труда, но и на социальную сферу.

6. Прочитайте интенцию, составленную менеджером предприятия. Как вам кажется, будет ли речь, подготовленная таким образом, успешна? Какие изменения вы бы предложили внести?

Проблема – противоречие между большим объемом выполняемой работы и недостаточно развитой системой поощрения на предприятии.

Тема: «Как эффективно поощрять хороших работников?»

Цель говорящего – убедить в том, что система премирования может быть более эффективной, чем система материальной поддержки, если при этом поощрение объективно заслужено.

Ключевое понятие – поощрить. Вокруг этого понятия группируются слова: польза, награда, благодарность, помощь, поддержка, помощь, премировать.

План речи:

1. Постановка вопроса о работниках, которые приносят предприятию наиболее ощутимую пользу.

2. Как определить, кто достоин поощрения?

а) выработка объективных критериев;

б) введение на предприятии рейтинга оценки выполняемого объема работ.

3. Обращение к аудитории с предложением сменить систему равной материальной помощи на систему премирования работников, заслуживших поощрение.

7. Вам необходимо доказать потенциальным спонсорам, что предприятие, где вы работаете, – надежный партнер. Как вы построите свое выступление? Составьте интенцию вашего выступления по образцу, приведенному в теоретической главе.

8. Какие из приведенных ниже высказываний корректны в любой ситуации? Какие корректны в частной беседе и недопустимы в публичной речи? Какие недопустимы ни при каких обстоятельствах?

Аргументы предыдущего оратора я не считаю нужным рассматривать: не будучи русским человеком, он не в состоянии понять всей глубины проблем России. У вас, Вера Антоновна, тушь потекла — вытрите. По-моему, из высказываний господина Сидорчука это наиболее сомнительное. Тут некоторые считают себя умнее других, так пусть не надеются. Я бы на вашем месте иначе сформулировал эту мысль: по сути, она верна, но тон высказывания может вызвать возражения. Как вы можете указывать другим, что им делать, если ваш сын ведет себя совершенно недопустимым образом! Мужчине некогда заняться воспитанием ребенка, он же не валяет дурака на работе и, естественно, устает.

9. Определите, в чем заключаются ошибки речевого поведения авторов предложенных реплик. Продолжите диалоги так, чтобы погасить конфликт:

1) Подумать только, до чего вы обидчивы!

2) Не думайте, что вы тут единственный, кто понимает, что к чему.

3) Господа! Вы слышите, что он говорит?

4) Уже всем давно известно, что вы не избегаете разговоров о своей пенсии.

10. Продумайте реплики, которыми можно реагировать на такие уловки:

Пока что я старше вас и лучше разбираюсь в этом вопросе. Я еще многое мог бы сказать по этому поводу, но не хочу утомлять вас лишними подробностями. Язык напрямую связан с нашим мышлением, все согласны? Такой разумный человек, как вы, конечно, сразу поймет преимущества предлагаемого способа решить этот вопрос. Мне кажется, я знаю, что вы хотите сказать. Ваши чудесные волосы достойны самого лучшего шампуня, шампуня нашей фирмы. Наш оратор говорил громко и привел столько аргументов, что на все возражать было бы крайне трудно, он был уверен в себе и убедителен, так что пусть ваш выступающий теперь не кричит и не пытается завалить нас сомнительными доказательствами — мы уверены в своей правоте.

11. Приведите примеры информации, которая может содержаться в каждом из квадратов окна Джохари. Как будет отражаться содержание квадратов и соотношение их величин на речевом поведении людей?

12. Назовите как можно больше этикетных формул:

а) приветствия; б) прощания; в) просьбы; г) извинения; д) благодарности; е) вежливого отказа.

Какими смысловыми и стилистическими оттенками отличаются эти формулы?

13. Василий Петрович — заядлый курильщик. Коллеги убеждают его бросить курить. Начинают они свою речь так:

А: Курение, на мой взгляд, не является признаком большого ума.

Б: По-моему, вы неважно выглядите в последнее время. Какие-то проблемы с легкими?

В: Конечно, курение имеет свои приятные стороны, я вполне вас понимаю.

Как вы думаете, какова будет реакция Василия Петровича на каждое из таких начал? Кому из собеседников, вероятнее, чем остальным, удастся убедить Василия Петровича? Попытайтесь развить выбранный вами вариант.

14. Прочитайте начало диалогов по телефону. Как, по-вашему, удастся ли собеседникам прийти к соглашению? Что способствует установлению контакта и что препятствует ему в репликах собеседников? Возможен ли успех переговоров в одностороннем порядке?

а) — Алло, кто это?

— Здравствуйте, я хотел поговорить с Виталием Прохоровичем.

— Подождите минутку... (долгая пауза). Виталий Прохорович сказал, что он ушел в администрацию.

— А когда его можно застать?

— Я не знаю.

— Видите ли, это очень важный вопрос...

б) — Здравствуйте, это хозяйство «Колосок». Мы вас слушаем.

— Здравствуйте. Это Павел Антонович.

— Да, Павел Антонович?

— Я извиняюсь, вам новые компьютеры не нужны?

— Мне нужно уточнить. Вы можете подождать 3-4 минуты?

— Да, конечно.

— Извините, забыла спросить, из какой вы организации?

— У меня хорошая организация...

15. Назовите как можно больше обращений, существующих в русском языке. Почему недопустимы обращения «мужчина» и «женщина»? Как можно обратиться к незнакомому человеку?

Рекомендуемая литература:

1. Куприна Н.А. Тоталитарный язык. Словарь и речевые реакции. — Екатеринбург-Пермь, 1995.

2. Павлова Л.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. — М., 1988.

3. Пиз А. Язык телодвижений. — М., 1995.

4. Сопер П. Основы искусства речи/Книга о науке убеждать. — Ростов-на-Дону, 1999.

5. Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.

6. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

7. Чуковский К.И. Живой как жизнь. Разговор о русском языке. — М., 1962.

Наши рекомендации