Типология сексуального поведения молодежи

Сексуальное поведение — формы взаимодействия индивидов, особей, мотивированные половой потребностью; явление, важная сфера общественной, семейной и личной жизни.

Социализация сексуального поведения проявляется в усвоении сексуальных и общественных норм, в сексуальной культуре, обусловленной половым воспитанием и сексуальным просвещением, в сексуальном опыте, выработке соответствующих установок, стремлении к эротической привлекательности. Социальные детерминанты сексуального поведения объединены в теории «сексуального сценария» — разновидности поведенческой программы, которая предопределяет возможный и предпочитаемый тип сексуального партнера, эротические ситуации и стимулы, требования к месту, времени и ситуации полового сближения.

Автономизация сексуального поведения от репродуктивной функции увеличивает многообразие его форм и усложняет структуру, оно становится более избирательным как в отношении объектов, так и в отношении условий и способов осуществления [41].

Одной из грубых ошибок в подходе к различным формам сексуального поведения была попытка сужения диапазона сексуальных проявлений, рассматриваемых как «нормальные», а также установление слишком узких и жестких границ между нормальным и «ненормальным» сексуальным поведением. В то же время богатство и неподдающиеся учету особенности человеческой личности обусловливает весьма разнообразные проявления сексуальности, которые тем не менее остаются в пределах нормы. Лишь преступление определенных, признанных основополагающими норм позволяет рассматривать сексуальное поведение как здоровое, девиантное или извращенное.

В то же время любые сексуальные действия, не выходящие за рамки этих норм, рассматриваются как нормальные.

В сексуальной жизни почти каждый человек реагирует по-разному, как бы в соответствии с собственной матрицей. Каждый имеет свои собственные наклонности и влечения и реагирует на специфические раздражители или ситуации, безразличные или даже отталкивающие для другого человека. Эти раздражители могут быть самыми разнообразными, причем число их не поддается учету, так как любой предмет или явление, первоначально безразличные в сексуальном отношении, могут ассоциироваться с сексуальным возбуждением или торможением и в связи с этим стать положительным или отрицательным сексуальным раздражителем. Во многих случаях эти специфически сексуальные «шифры» могут приобретать черты явной сексуальной девиации, хотя все это укладывается в рамки нормального сексуального поведения [42].

Типологии сексуального поведения молодых людей может основываться на различных критериях.

Г.С.Васильченко по тому какое значение индивид придает сексу и какое место секс занимает в его жизнедеятельности выделяет несколько типов сексуального поведения:

1) гоместабилизирующий тип — половое поведение строится на создании спокойствия и комфорта так, чтобы сексуальные вопросы не отвлекали от выполнения других задач, более высоко оцениваемых;

2) игровой тип — гармонично сочетает в себе романтичные и сексуальные элементы (в сексуальное поведение вносятся элементы игры, выдумки, фантазии);

3) шаблонно-регламентированный тип — устанавливает определенный стандарт сексуального поведения;

4) генитальный тип — характерен для лиц интеллектуально сниженных, которые не видят разницы между половым влечением и эрекцией, считая ее достаточным «основанием к действию» [6, c.133].

Голод С.И. предлагает при классификации сексуального поведения молодежи, не вступившей в брачные (легитимные) отношения, использовать в качестве основания уровень духовно-эмоциональной вовлеченности. «Удовлетворенность, получаемая индивидом от эротических контактов, как правило, находится в тесной связи со степенью его духовно-эмоциональной вовлеченности, с глубиной и яркостью чувств. На инструментальном уровне "духовно-эмоциональная вовлеченность" есть не что иное, как определенное сочетание трех компонентов - экспрессивности, избирательности и нравственной целостности (согласованности диспозиций и практик).

Никакие характеристики, касающиеся профессии, социального статуса, этнической принадлежности, религиозной конфессии, возраста, брачного состояния и т.п., не могут соперничать с мерой духовно-эмоциональной вовлеченности, когда речь идет об обосновании и моральной оценке сексуальных сопереживаний» [7, с.142].

Отсюда следует выделить следующие типы нелегитимного сексуального поведения молодых людей:

Первый - любовный. Нелегитимные сексуальные отношения оправдываются. Мотив вступления в общение - любовь. В качестве партнера выступает girl-friend или невеста (соответственно boy-friend или жених), число эротических партнеров, как правило, минимально. Любовь, несомненно, затрагивает экзистенциальные чувства человека, она в известном смысле - стремление к совершенству [7, с.142].

Второй тип - гедонистический. Возможность нелегитимных сексуальных связей в равной мере оправдывается или оценивается амбивалентно. Ведущий мотив вступления в общение — сексуальное влечение, реже - любовь. Предпочтение отдается girl-friend (boy-friend), подчас эта роль отводится невесте (жениху). Количество потенциальных партнеров несколько больше, чем в первом типе. Гедонизм отличается от любви акцентированием чувственного наслаждения, телесным изыском, эпикурейством [7, с.144].

Третий тип - рекреационный. Сексуальные отношения до вступления в Легитимный союз чаще оправдываются, реже - оцениваются амбивалентно; мотивы - в равной мере сексуальное влечение и любопытство; партнер качественно иной, чем в предыдущих двух случаях - мужчина (женщина) значительно старше по возрасту (и, как правило, отличного социального статуса) или женатый мужчина (замужняя женщина). Здесь особенно ценятся широкий диапазон сексуальной дозволенности (и обучаемости) и отсутствие сколько-нибудь твердых взаимных обязательств. Рекреационные отношения менее экспрессивны, чем гедонистические, они уравновешивают психику и расслабляюще воздействуют на физиологию, создавая тем самым иллюзию полной отрешенности от повседневных проблем. [7, с.144]

Четвертый тип - познавательный. Здесь, как правило, отсутствует однозначная (позитивная или негативная) оценка возможности сексуальных контактов вне границ брака; ведущий мотив - любопытство, а партнер - по преимуществу приятельница (приятель) одной возрастной когорты. Такого рода связи присущи в большей степени тинэйджерам (в диапазоне от 12 до 20 лет), у которых контакты редко основываются на избирательности, являясь скорее, с одной стороны, проявлением вуайеризма, а с другой - средством утверждения своей взрослости: "Я уже все про это знаю" [7, с.147].

Пятый тип - релаксационный. (Практически на том же эмоционально-нравственном уровне - максимально отчужденном - находится и проституция, которую, правда, отличают предваряющие условия: купля-продажа тела.И самое важное, проституция имманентна патриархальной цивилизации, релаксация же, по-видимому - постоянный спутник человечества.)Юноши и девушки, вовлеченные в такие контакты вопреки своим моральным установкам (нелегитимные сексуальные связи ими по преимуществу осуждаются), эмоционально индифферентны, у них не сформирована избирательность (партнеры как замужние/женатые, так и незамужние/холостые во всех случаях старше по возрасту и гетерогенного социально-культурного статуса), примитивна шкала побудительных мотивов сближения - от любопытства до соблазнения и случайности. Индивиды, придерживающиеся релаксационного стандарта, используют разветвленные, но малоустойчивые сети (network) и поэтому, что вполне естественно, деятельность партнеров в других сферах остается вне пределов их интереса [7, с.147].

В научной работе Капустина Д.З. предлагается классифицировать сексуальное поведение с психологических и социологических позиций:

1) по отношению к юридически закрепленным отношениям мужчины и женщины: добрачные сексуальные отношения и сексуальные отношения внутри брака;

2) по половой ориентации: гетеросексуальные отношения, моносексуальные отношения, бисексуальные отношения;

3) по отношению к социальной норме: одобряемые обществом сексуальное поведение (здоровое сексуальное поведение - отношения между мужчиной и женщиной) и неодобряемое обществом (девиантные формы сексуального поведения: гомосексуализм, транссексуализм, лесбийство, проституция, фетишизм, групповой секс, мазохизм, садизм, эксгибиционизм и пр.);

4) по длительности сексуальных отношений: постоянные отношения с одним сексуальным партнером и непостоянные (частая смена сексуальных партнеров).

5) по количеству сексуальных партнеров: один сексуальны партнер противоположного пола, несколько сексуальных партнеров;

6) по времени вступления в сексуальные отношения: ранее начало половой жизни (12-15 лет) и позднее начало половой жизни (позже 23 лет)

В целом, можно представить комплексную классификацию, разделив сексуальное поведение молодежи на две группы:

I. Легитимное сексуальное поведение – сексуальное поведение молодых людей разного пола, состоящих в юридически оформленном браке.

II. Нелегитимное сексуальное поведение:

1) сексуальные отношения в гражданском браке (сожительстве) между мужчиной и женщиной;

2) сексуальные отношения добрачные между мужчиной и женщиной, которые в ближайшем будущем вступят в законный брак;

3) внебрачные сексуальные отношения:

3.1. «серийная моногамия» (пары находятся в сексуальных отношениях, но они не гарантируют, что обязательно будут вступать в брак, не дают обоюдных обещаний, что это навсегда или надолго, но в процессе этих отношений они сохраняют верность друг другу, не предполагая возможность контактов с другими партнерами);

3.2. полигамия (наличие одновременно нескольких постоянных сексуальных партнеров);

3.3. девиантные (не принятые однозначно в обществе) формы сексуального поведения.[6]

Таким образом мы видим, что в современной литературе существуют различные классификации сексуального поведения, которые используют самый широкий спектр критериев. Г.С.Васильченко классифицирует сексуальное поведение по тому какое значение индивид придает сексу и какое место секс занимает в его жизнедеятельности. Голод С.И. предлагает при классификации сексуального поведения молодежи использовать в качестве основания уровень духовно-эмоциональной вовлеченности.Капустин Д.З. предлагает классифицировать сексуальное поведение с психологических и социологических позиций

Наши рекомендации