Нарушения сексуального поведения

Нарушения сексуального поведения (непатологические и патологические) у подростков проявляются различными формами половой активности. «Наиболее часто встречаются онанизм, петтинг, орально-генитальные контакты, ранняя половая жизнь, промискуитет» (Егоров, Игумнов , 2005).

Разграничение девиаций на непатологические и патологические затруднительно и во многих отношениях условно. Они выделяют девять критериев их различения: доминирование извращенной формы сексуального поведения; патологическая зависимость от сексуальных переживаний, носящих характер навязчивостей и компульсий, ограничение круга эротических реакций; выраженность сексуальных фантазий, стимулирующих половую изощренность; отсутствие функционального единства между партнерами, обесценивание партнера до уровня сексуального раздражителя; промискуитет и анонимность половых актов; учащение половых актов с одновременным ослаблением чувства удовлетворенности после них; периодичность возникновения сексуальных потребностей; прогредиентность течения, в результате чего извращения становятся стереотипами поведения. В качестве критериев нормы полового поведения называются: различие пола, зрелость, взаимное согласие, стремление к достижению обоюдного наслаждения, отсутствие ущерба здоровью, отсутствие ущерба обществу (там же).

В психологической и педагогической литературе, посвященной исследованию проблемы сексуального поведения современных подростков, нередко обсуждается подростковый онанизм, раннее начало половой жизни, гиперсексуальность и промискуитет. Американские и канадские психологи обращают внимание также на то, что многие учащиеся средних школ практикуют оральный секс. При этом только 60 % американских подростков относятся к оральному сексу как к сексу (Райс, Долджин , 2010). В социологической литературе рассматривается проблема детской и подростковой проституции, которая изучается как одна из неприглядных сторон жизни современного общества.

И. С. Кон пишет: «В подростковом и раннем юношеском возрасте мастурбация является массовой. У мальчиков она быстро нарастает после двенадцати лет, достигая своего “пика” в пятнадцать-шестнадцать лет, когда ею занимаются 80–90 % мальчиков. Девочки начинают мастурбировать позже и делают это реже» (Кон , 2001, с. 103). Большинство специалистов в области отклонений сексуального поведения сходятся во мнении, что умеренная мастурбация в юношеском возрасте безвредна и способствует снижению повышенной половой возбудимости, обусловленной гиперсексуальностью, характерной для данной возрастной группы (Кон , 2001; Егоров, Игумнов , 2005).

Онанизм наблюдается как у практически здоровых людей, так и является формой психического заболевания. Непатологические и патологические формы мастурбации различаются тем, что особенностями последних являются отсутствие интереса к другому полу при наличии мастурбационных эксцессов, публичность мастурбации, активное вовлечение сверстников другого пола и родителей в обсуждение мастурбационных потребностей и ощущений (Егоров, Игумнов , 2005).

Проблема раннего полового созревания также весьма часто обсуждается в специальной литературе. Отмечается, что современные подростки начинают половую жизнь раньше, чем подростки прошлых поколений. Например, по данным Р. Комера, около 20 % тинейджеров в возрасте 15 лет уже имеют сексуальные отношения, к 19 годам их число достигает 80 %. «Большинство сексуально опытных тинейджеров занимаются сексом только с одним партнером. Но взрослея, многие обзаводятся по крайней мере двумя сексуальными партнерами. По-прежнему часто у подростков складываются длительные отношения без секса. Половина сексуально опытных девочек занимаются сексом раз в месяц или реже. У сексуально опытных мальчиков временной промежуток между половыми контактами может составлять до полугода» (Комер , 2007, с. 394).

Влияет ли раннее половое созревание на сексуальные отношения подростков? Влияет, но в гораздо большей мере они определяются другими факторами. Подростки начинают ухаживать не столько вследствие собственного сексуального созревания, сколько в соответствии с культурной нормой своей возрастной группы: «Пора влюбляться! Пора ухаживать!» (Кон , 2001).

«Неупорядоченные частые половые контакты подростков нередко оказываются следствием длительного растления и совращения детей взрослыми, в результате чего у них развивается пассивная подчиненность старшим и более активным партнерам. В таких случаях промискуитет склонен закрепляться в стереотип и становиться формой сексуального поведения» (Егоров, Игумнов , 2005, с. 358).

Отмечается, что на появление сексуальных аддикций влияет ранняя сексуальная травматизация в детстве: инцест формирует у ребенка убеждение, что он представляет интерес только как сексуальный объект. Ребенок плохо относится к себе самому и не верит, что окружающие могут относиться к нему хорошо. Появляется убежденность, что секс – это единственное средство избегания социальной изоляции (Егоров, Игумнов , 2005).

Для сексуальных аддиктов характерны проекции своих недостатков на других людей и отрицание своих проблем. Помимо механизма проекции, они используют механизм рационализации и рассуждают примерно так: «Без секса в моем организме возникает такое напряжение, которое мешает мне функционировать эффективно». При воздержании у них наблюдаются симптомы отмены, характерные для химической зависимости: дисфория, тревога, трудности концентрации внимания.

Если у людей, вступивших в пору половой зрелости, гиперсексуальность проявляется в безудержном стремлении к перманентной смене полового партнера, то в детском возрасте она характеризуется ранним пробуждением сексуальности, выражающимся в сексуально окрашенных действиях, играх, рисунках, вопросах, разговорах, сквернословии, подглядывании за обнажением, уринацией или дефекацией лиц противоположного пола. Однако при этом многие психиатры сходятся во мнении, что чем младше ребенок, тем большую осторожность следует проявлять при отнесении подобных действий к разряду сексуальных (Егоров, Игумнов , 2005).

В настоящее время в благополучных семьях родители по-разному относятся к раннему проявлению сексуальных потребностей своих детей. Одни считают важным оттянуть начало половой жизни и с учетом индивидуальных особенностей детей помогают им найти занятия по душе, тем самым способствуя сублимации сексуальной энергии в деятельность, в которой они могли бы получить признание сверстников и разряжать избытки накопившейся энергии. Нередко такие дети занимаются зрелищными видами спорта, танцами, спортивными играми, игрой на музыкальных инструментах. Зная, что интересы у подростков неустойчивы, особенно в начальный период увлечения чем-либо, родители поддерживают детей морально, укрепляя в них уверенность в том, что все у них получится.

Есть другая категория родителей, которые считают, что не стоит идти против «природы». Они не поощряют раннюю половую связь подростков, но и не препятствуют ей, если это происходит на фоне романтических отношений. Как правило, у них доверительные отношения с детьми и они достаточно легко держат под своим контролем сексуальную жизнь подростков (ведь они им «все» разрешают), формируя у них способы взаимодействия с представителями противоположного пола и помогая ориентироваться в непростых отношениях с ними.

В данном случае речь идет о двух группах благополучных родителей, заботящихся о воспитании своих детей и имеющих свои собственные устоявшиеся взгляды на сексуальную сторону жизни современного человека.

К сожалению, многие родители не готовы к осуществлению сексуального воспитания детей. Они испытывают большие трудности при обсуждении сексуальной проблематики, стараются избегать разговоров с детьми на «такие» темы и сами не способны соотносить понятия «секс», «любовь», «душевная и телесная близость». В вопросах освоения взаимоотношений полов их дети «брошены на произвол судьбы» и вынуждены многое постигать на собственном опыте, который нередко оказывается горьким и запоздалым. Неправильное поведение родителей может приводить к возникновению у подростков любовной зависимости, которая переживается очень тяжело.

Большой, сложной и многослойной проблемой является детская проституция. Ее причины прежде всего связаны с социальным неблагополучием людей, однако не последнее место занимает проблема сексуального злоупотребления детьми. В 98 % случаев детской проституции дети ранее подвергались сексуальному насилию (Руководство… 1997).

Е. М. Черепанова подчеркивает, что сексуальному насилию подвергается большое число детей и подростков. В возрасте до 14 лет сексуальному насилию подвергается 20–30 % девочек и 10 % мальчиков. 25 % насильников не знакомы с жертвами, но 75 % – знакомы детям. В 45 % случаев насильники состоят в родственных отношениях с детьми; наиболее часто насилие совершается отцом, отчимом, опекуном и реже – братом или дядей. 30 % насильников не являются родственниками, но ребенку знакомы (друг брата, любовник матери или бабушки) (Черепанова, 1997).

У подростков, перенесших насилие, по сравнению с детьми, не пережившими этого опыта, «наиболее общими симптомами были депрессия, уходы, суицидальное и самоповреждающее поведение, соматические жалобы, противозаконные действия, побеги из дома и злоупотребление наркотическими веществами» (Руководство… 1997, с. 58).

Проблема семейного насилия детей многоаспектная и должна рассматриваться в социально-культурном и психологическом аспектах, в рамках которых анализируются факторы риска окружающей среды, семьи и индивида (Зиновьева, Михайлова, 2003).

Любовная зависимость

Любовная зависимость– это патологическая тяга к существованию с объектом любви в симбиотических отношениях, характеризующихся следующими признаками. Любовные аддикты тратят непропорционально много времени на объект аддикции. Навязчивые мысли о любимом человеке превращаются в сверхценную идею, а ожидания в отношении него носят нереальный характер. Любовный аддикт думает и заботится о себе и своих близких только в связи с аддиктивными отношениями, о других сторонах своей внутренней и внешней жизни он забывает (Короленко, Дмитриева, 2001).

Описан один из механизмов становления любовной аддикции. Как правило, любовный аддикт в детстве подвергается длительной эмоциональной депривации. Он воспитывается либо сверхзанятыми, либо эмоционально дистантными, либо не испытывающими привязанности к нему родителями, которые постоянно оставляют ребенка на попечение других людей, предпочитая общению с ним работу, дружеские посиделки, шопинг, алкоголь, путешествия и пр. Такое воспитание приводит к формированию комплекса неполноценности, в основе которого лежит убеждение ребенка в том, что он настолько плох, что заслуживает лишь то, что имеет. Тяжесть переживаний компенсируется развитием воображения и фантазирования, выполняющих функцию отвлечения от стрессогенной действительности. Основываясь на сюжетах и образах героев сказок, мифов и легенд, ребенок придумывает избавителя, с приходом которого сказка станет былью и душевная боль пройдет (там же).

В соответствующее время в жизни аддикта появляется любовный объект, с которым завязываются симбиотические отношения, проявляющиеся в ощущении единства с ним и слиянии границ собственного Я и Я партнера. Два человека начинают функционировать как единое Я. Такие отношения сильно эмоционально насыщенны и не могут продолжаться долгое время.

При этом у любовного аддикта на уровне сознания выражен страх покинутости, заставляющий его идти на что угодно, лишь бы его не оставили, поэтому он может многое вытерпеть, проявляя высокий уровень толерантности (Короленко, Дмитриева , 2001).

В сфере бессознательного действует страх интимности. «В прошлом опыте любовного аддикта не было близких, основанных на взаимном доверии и сопереживании интимных отношений, и поэтому он не знает, как функционировать в их рамках. Семья, в которой воспитывался аддикт, не создала модель таких отношений, возможности обучиться этому мастерству в другом месте у него не было, фигуры-заменители, которые могли бы помочь в приобретении подобных навыков, отсутствовали, и в результате такой человек чувствует себя в глубинных отношениях неестественно, боится того, что не справится с ними, опасается своего неуклюжего, грубого и неуверенного поведения, которое оттолкнет от него другого человека» (там же, с. 75). Такие родители чаще оказываются и неудачными супругами, поскольку не могут построить полноценных близких и равноправных отношений с другим человеком из-за страха душевной интимной близости или стремления к полному растворению в другом человеке, который не готов к симбиотическому сосуществованию.

Любовный аддикт бессознательно выбирает партнера, который не может быть интимным. Часто это человек с аддикцией избегания, у которого на уровне сознания превалирует страх интимности, и он боится, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу и окажется под контролем. На уровне бессознательного – страх покинутости, который заставляет поддерживать отношения.

Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева считают, что существует три видааддикций отношений: сексуальные, любовные и избегания. В качестве предпосылок возникновения аддикций выступают общие личностные особенности, среди которых проблемы с самооценкой, неспособность любить себя, трудности в установлении границ между собой и другими (они либо позволяют контролировать себя, либо пытаются контролировать других), навязчивости в поведении и эмоциях, тревожность, неуверенность в себе. В силу схожести черт любовный аддикт и аддикт избегания тянутся друг к другу, и, как правило, они не увлекаются неаддиктами, которых считают скучными и непривлекательными. Вместе с тем отношения между ними носят напряженный, конфликтный и тяжелый характер (там же). Это – отношения созависимости.

С точки зрения А. Ю. Егорова и С. А. Игумнова (2005), созависимые отношения могут наблюдаться между друзьями, родителями и детьми, мужьями и женами, профессионалами и клиентами.

Любовная аддикция встречается и у подростков. Часто она проявляется в стремлении к полному растворению в другом человеке, которого симбиотическое сосуществование рано или поздно начинает тяготить. В результате возникает конфликт, и отношения разрываются. В отдельных случаях расставание с любимым человеком может служить причиной самоубийства подростков.

В целом, опираясь на имеющиеся в специальной литературе данные, следует отметить, что рассмотрение проблемы профилактики сексуального развития и воспитания осложнено по ряду причин. Во-первых, у современных подростков и юношей при раннем половом созревании отстают процессы развития личностной и социальной зрелости. Во-вторых, сексуально дети развиваются неравномерно, и можно говорить о раннем, нормальном и задержанном (или замедленном) сексуальном развитии. В-третьих, взгляды родителей на сексуальную сторону жизни, определяемые их уровнем культуры, прошлым сексуальным опытом, моральными и религиозными принципами, по-разному воздействуют на подростков. В-четвертых, в настоящее время подростковая сексуальность «подогревается» влияниями сексуальной революции, произошедшей на постсоветском пространстве. Сексуальность человека стала рассматриваться как одно из важнейших свойств человека, по которому оцениваются публичные люди, начиная от спортсменов и заканчивая главами государств.

В этой связи, а также по причине распространения в стране СПИДа и наркомании, что облегчает случайные сексуальные контакты, необходимо проводить сексуальное просвещение подростков, но при его осуществлении целесообразно разбивать возрастной поток детей на группы, работающие по программе, имеющей по крайней мере две модификации, одна из которых адресуется подросткам с опытом сексуальных отношений, достаточно активно интересующимся этим вопросом, вторая – тинейджерам без опыта сексуальных связей. Возможно, при этом следует учитывать пожелания родителей. Дело в том, что родители нередко жалуются психологам на преподавателей, которые в слишком «откровенной форме» рассказывают о половом акте детям, неготовым к восприятию этой информации, которая их сильно смущает, а многих даже пугает.

Наши рекомендации