Особенности фонематического восприятия
(дифференциации фонем) младших школьников на материале слов-квазиомонимов
Вопрос о дифференциации фонем у учеников с ОНР недостаточно изучен. В специальной литературе имеются лишь общие указания на трудности дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками, что отрицательно влияет на овладение чтением, письмом и правилами правописания (Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и др.).
Восприятие детей с данным речевым нарушением позволяет изучить особенности узнавания и различения звуков речи на фонологическом и перцептивном уровнях, определить роль смысловой догадки.
У преобладающего количества детей с нормальным речевым развитием восприятие картинок на слова-квазиомонимы не вызывает затруднений. Подобные результаты показывает лишь незначительная часть учащихся начальных классов с дизорфографией. Дети с данной патологией, как правило, и на третьем году обучения в начальной школе не могут правильно показать соответствующие картинки при произнесении логопедом таких слов, как сова — софа, гелка — щелка, весы — вещи, могка — мошка и др.
Учитывая принятую в русской фонетической системе классификацию согласных звуков, отметим, что учащиеся допускают замены звуков по следующим признакам:
1. По способу образования ([т'] — |т'ш], |с] — [ш], [р] — |л], [л] - (р]).
2. По месту образования ([п] — [j]).
3. По участию голосовых связок (|с) — |з], [п] — |б], |ш] —
4. По степени подъема средней части спинки языка ([м] — (м'], [л] - |л'], [в] - [в']).
Школьники с дизорфографией самое большое количество ошибок допускают при дифференциации звуков [с] — [тс|, [т'] — [т'ш] (светик — цветик, лиса — лица, Петька — легка). Таким образом, труднее всего распознаются на слух аффрикаты, которые смешиваются со звуками, входящими в их состав. Значительно хуже распознается школьниками и с патологией речи, и с нормальным речевым развитием звук |те] (В. И. Бельтю-ков, Л. В. Нейман).
В отличие от звука [тс], звук [ч] детьми в норме выделяется лучше других шипящих звуков, так как имеет более яркую акустическую окраску, хотя и является артикуляторно сложным. Дети с дизорфографией испытывают значительные трудности при дифференциации звука |т'ш] и других шипящих звуков, отличающихся способом образования: [т'ш] — [ш'],[т'ш] — [ш] (гелка — щелка, гашки — шашки). Большое количество ошибок наблюдается у второклассников с речевой патологией при дифференциации звуков [ш] — [ж] (шарит - жарит, Саша — сажа). В анамнезе этих детей отмечаются нарушения произношения шипящих звуков (в дошкольном возрасте). Таким образом, нарушения слуховой дифференциации этих звуков объясняются поздним их появлением в речи и отрицательным влиянием неправильного произношения.
Распространенными являются и ошибки различения детьми с дизорфографией акустически сходных свистящих: (с| — [з] (сайка — зайка, суб — зуб). Дифференциация свистящих и шипящих звуков вызывает меньше затруднений (например, при дифференциации таких слов, какусы —уши, весы — вещи, косы — кожи). Очевидно, этому способствовало то обстоятельство, что свистящие звуки противопоставлены шипящим звукам акустически, но близки им по артикуляции. 44
При дифференциации звонких и глухих согласных у детей с дизорфографией отмечаются нарушения распознавания следующих пар звуков: [т] — [д], [п] — [б], |к] — [г], [в] — [ф]. При этом дети не различают соответствующие звуки в таких словах, как татка — дагка, пашня — башня, порт — борт, сова — софа. У младших школьников в большей степени нарушены дифференциации язычно-зубных и губно-губных согласных звуков и в меньшей степени заднеязычных и губно-зубных звуков. Таким образом, на процесс распознавания звонких и глухих звуков влияют их артикуляторная сложность, место образования смычки, четкость кинестетического образа звука.
Дети более младшего возраста (ученики второго года обучения) допускают и отдельные нарушения дифференциации твердых и мягких согласных звуков: [м] — |м'], [л] — [л'], [в] — [в']. Более успешно они различают мягкие заднеязычные: [к'], |г'], [x'J, так как по месту образования они приближаются по артикуляции к среднеязычным, различаются по участию средней части спинки языка и по месту образования, что и обусловливает выявленную закономерность.
Единичные ошибки отмечаются у детей с дизорфографией при восприятии слов-квазиомонимов, содержащих звуки [р] — [J]. Эти затруднения свидетельствуют о недостатках дифференциации даже тех звуков, которые отличаются несколькими смыслоразличительными признаками (местом и способом образования, твердостью и мягкостью).
По уровню и характеру нарушений фонематического восприятия выделяются три группы детей с дизорфографией. Первую группу составляют дети с нормальным звукопроизношени-ем и достаточно сформированным уровнем дифференциации слов-квазиомонимов. Во вторую группу входят школьники с исправленными мономорфными нарушениями дифференциации слов-квазиомонимов. К третьей группе относятся дети с исправленными полиморфными нарушениями звукопроизно-шения (до обучения в школе и в первом классе) и со значительно сниженным уровнем дифференциации слов-квазиомонимов.
Отмечается также определенная корреляция между нарушением распознавания звуков и характером нарушения звуко-
произношения. При компенсированном полиморфном нарушении произношения звуков речи ученики с дизорфографией испытывают значительные трудности дифференциации слов-квазиомонимов. При исправленном мономорфоном нарушении звукопроизношения остаются лишь незначительные затруднения дифференциации. В связи с этим следует подчеркнуть необходимость не только коррекции нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте, но и развития слуховой и кинестетической дифференциации фонетически близких звуков, особенно звуков, которые были нарушены в произношении. Этот вопрос является актуальным для профилактики как дисграфии, так и дизорфографии.
Таким образом, у школьников с речевой патологией дифференциация согласных звуков в словах-квазиомонимах страдает в большей степени, чем у слабоуспевающих сверстников, но с нормальным речевым развитием. Преобладающее количество ошибок отмечается в процессе дифференциации артикуляторно сложных звуков (аффрикат и звуков, входящих в их состав; шипящих и свистящих звуков). Замены более простых по артикуляции звуков наблюдаются значительно реже.
Как показывают исследования, нарушения звукопроизношения (даже исправленные в дошкольном возрасте) отрицательно влияют на формирование слуховой дифференциации звуков речи. Это свидетельствует также о нечеткости кинестетических образов звуков, поздно появляющихся в устной речи и долго неправильно произносимых детьми. Данный вывод подтверждается и заменами в письменных работах букв, соответствующих этим звукам. Характер ошибок детей с дизорфографией указывает на нарушения у них распознавания не только близких, но и далеких по артикуляции звуков.