Когнитивные ориентации, основанные на интересе
Разнообразие врожденных индивидуальных особенностей, индивидуальные различия в порогах эмоциональной возбудимости и многообразие условий жизни различных индивидов — все эти факторы, взаимодействуя друг с другом, порождают огромное разнообразие когнитивных структур и ориентации, сформированных на основе эмоции интереса. Одного человека больше интересуют предметы (предметная ориентация), другого — идеи (интеллектуальная ориентация), третьего — люди (социальная ориентация). В пределах каждого из этих трех, очень широких, спектров ориентации интересы и деятельность человека могут приобретать самые разные формы. При одном и том же типе ориентации один человек проявляет себя главным образом как «мыслитель», другой — как «деятель», а для третьего важны не мысль или действие, а переживание, чувство.
Сформулированное Адлером (Adler, 1964)тюнятие «социального интереса», или «социального чувства», можно рассматривать как один из видов когнитивной ориентации, характеризующейся интересом к людям и к их благополучию. Адлер пишет:
Земля, на которой мы живем, заставляет человека трудиться и создает необходимость в разделении труда. Социальное чувство выражается в совместном труде ради общего блага. Для социально мыслящего человека очевидно, что каждый должен получать вознаграждение за свой труд, что эксплуатация чужого труда не может способствовать благу человечества (р. 58).
Адлер утверждал, что только люди с развитым социальным чувством вправе решать проблемы, встающие перед человечеством.
Описанные Шпренгером типы ценностных ориентации (Spranger, 1928), а также выделенные Юнгом психологические типы (Jung, 1933) можно рассматривать в контексте эмоции интереса, с точки зрения ее направленности на различные объекты и виды деятельности. Так, человека, которого возбуждает сам процесс мышления, можно отнести к мыслительному типу, а человека, для которого важнее всего эмоциональный опыт, — к аффективному типу. Человека «деятельного» возбуждает действие и его результаты.
Огромное разнообразие человеческих типов вызвано врожденными различиями E уровне эмоциональных порогов, различиями в способностях и степени вовлеченности тех или иных аффектов, но именно эмоция интереса—возбуждения играет решающую роль в выборе индивидом того или иного способа жизни. Говоря поэтическими словами Томкинса: «Я — это прежде всего то, что меня возбуждает» (Tom-kins, 1962, р. 347).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРЕСА С ДРУГИМИ ЭМОЦИЯМИ И ДРАЙВАМИ
Эмоция интереса вступает во взаимодействие с другими эмоциями, равно как и с драйвами. Это взаимодействие может быть как конфликтным, так и весьма конструктивным.
Интерес и боль
Представьте спортсмена, который получил травму и не заметил этого. Если ощущения, возникшие в травмированном органе, не достигают уровня сознания, то человек не чувствует боли. Это может случиться с каждым, кто поглощен каким-то делом или размышлениями. Таким образом мы можем даже контролировать интенсивность боли (такой контроль, однако, не отменяет необходимости лечения). Исследования показывают, что эмоция интереса, благодаря свой фокусирующей силе, может притупить ощущение боли, хотя разные люди обладают разной способностью к канализации интереса, к отвлечению внимания от источника неприятной стимуляции (Leventhal, 1982).
Интерес и радость
Взаимодействие эмоций интереса и радости с наибольшей наглядностью проявляется в детской игре. Именно эти две эмоции, взаимодействуя друг с другом, составляют мотивационную основу игры. Ребенок играет или отрабатывает навык, необходимый для игры, только потому, что ему интересно делать это. Победа в игре, освоение тех или иных навыков вызывают у него радость. Радость позволяет ему расслабиться, отдохнуть от бурной активности, мотивированной интересом, но после кратковременной передышки, связанной с переживанием радости, в ребенке снова поднимается интерес и он возобновляет игру.
Даже у взрослого человека стремление к цели и усилия, необходимые для ее достижения, мотивированы интересом, а достижение цели, выполнение насущных задач вызывает у него не меньшую радость, чем у ребенка. Радость дает нам возможность передышки, позволяет восстановить затраченную энергию, открывает нам новые перспективы, которые вновь пробуждают в нас интерес, воодушевляют нас.
Интерес и страх
Как уже отмечалось, описанный Кьеркегором (Kierkegaard, 1944) конфликт, характеризующий тревогу, можно интерпретировать как результат взаимодействия эмоции интереса с эмоцией страха. Интерес устремляет нас вперед, толкает к исследованию. Но иногда, исследуя объект, мы оказываемся перед лицом неизвестности. Эта неизвестность может вызывать страх, и этот страх заставляет нас отступить. Но если мы сильно возбуждены, если исследование обещает нам волнующие приключения, у нас возникает желание продолжить исследование, добраться до сути, до конечного пункта назначения, который пока неизвестен нам. Но вновь — чем ближе мы к заветной цели, тем сильнее в нас страх, что истина, к которой мы стремимся, окажется выше нашего понимания, и этот страх может вновь заставить нас отступить. Это балансирование между интересом и страхом — как в мыслях, так и в поведении — случается, по-видимому, гораздо чаще, чем мы осознаем его. Чтобы жить и развиваться, человек должен обладать некоторой толерантностью к страху.