За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах_____________

Психические и социальные изменения, впервые возникающие на данной возрастной ступени и определяющие сознание ребенка, - это____________.

ПИСЬМЕННЫЙ САМОЗАЧЕТ

Для закрепления материала по теме и овладением приемом самозачета студентам необходимо оценить качество усвоения ниже перечисленных понятий.

1. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи

Возрастная психология, предмет возрастной психологии, объект возрастной психологии, генетический метод, детерминация психического развития, нативизм, преформизм, эмпиризм, сенсуализм, развитие, созревание, принцип гетерохронности развития, неравномерность развития, зигзагообразность развития, филогенез психики, онтогенез психики, психологический возраст, биологический возраст, акме, акмеология, активность, детская психология, психология развития, движущие силы развития.

2. Организация и методы исследования в возрастной психологии

Наблюдение, сплошное наблюдение, выборочное наблюдение, эксперимент лабораторный, естественный эксперимент, обучающее исследование, констатирующий эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, кросс-культурный метод, социометрия, тестирование, анализ продуктов деятельности, близнецовый метод, метод нормы и патологии, метод поперечных срезов, метод продольных срезов, биографической метод, анализ индивидуальных случаев, детерминизм, единство психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития, лонгитюдный метод, метод возрастных срезов.

3.Психическое развитие и факторы, обуславливающие его

Нативизм, эмпиризм, биогенетический закон, детство, госпитализм, принцип рекапитуляции, генетический фактор, педология, генетический подход, естественный эксперимент, тест, период чувствительности, умственный возраст ребенка, Зеркало Гезелла, теория трех ступеней, биологический фактор, инстинкт, дрессура, интеллект, конвергенция двух факторов, инкультурация, активность, детерминизм.

4.Теории психического развития

Принцип удовольствия, принцип реальности, защитные механизмы,Латентный период Анальная стадия, генитальная стадия, либидо. идентификация, теория привязанности, эго-идентичность, гендерные роли, ритуализация, близость, витальные потребности, эпигнетический принцип, подкрепление, интеллект, бихевиоральный тренинг, доминанта, жизненный сценарий, визуальное научение, нормативные возрастные факторы, базальное доверие, психосоциальное развитие, социализированная речь, эгоцентрическая речь, эгоцентризм, ассимиляция, аккомодация, сенсомоторный интеллект, схема действия, представление о сохранении, высшие психические функции, присвоение, интериоризация, идеальная форма развития, реальная форма, цикличность развития, метаморфозы развития, инволюция, эволюция, кумулятивность развития.

5.Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе

Квазидетство, неразвитое детство, развитое детство, историзм, психологический возраст, возрастные новообразования, структура психологического возраста, критические периоды, стабильные периоды, ведущая деятельность, психологические новообразования, зона ближайшего развития, возраст первого типа, возраст второго типа, оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация, игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность, сензитивный период.

Критерии оценки качества определений каждого понятия:

Полный и правильный ответ: раскрыты существенные и необходимые признаки, адекватная взаимосвязь между объектом и содержанием понятия – 1 балл.

Отсутствие ответа: 0 баллов.

Мера полноты в промежутке от 0 до 1 балла (0,1, 0,2, …0,9 балла) по усмотрению студента, сверенному со словарем или учебником.

Общая сумма баллов оценивается по всей системе понятий оценивается следующим образом:

«отлично» - 16 баллов и более,

«хорошо» - 11-15 баллов,

«удовлетворительно» - 6-10 баллов,

«неудовлетворительно» - менее 6 баллов.

ГЛОССАРИЙ

Адаптация – постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.

Аккомодация (психол.) — пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схемы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем (понятий) и выработка новых, усвоенных понятий.

Акме — дословно «вершина». В психологии акме — вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности.

Акмеология (греч. акте — высшая степень чего-либо, расцвет) — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Анализ индивидуальных случаев – посредством комбинации интервью, наблюдений, формального тестирования и других средств получения информации исследователь пытается составить полное представление о неком индивиде.

Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), в течение которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделения. Фиксация на анальной стадии развития в последующем может привести к формированию анального характера в двух своих формах; анальо-удерживающий тип, что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и аналъно-агрессивный тип, что находит свое выражение в импульсивности, несдержанности, враждебности, жесткости, агрессивности и даже садистической жестокости.

Ассимиляция — процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия — это сенсомо-торный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия (понятия, умения).

Ассоциация – связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Базовое (или базальное) доверие — положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному, миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.

Биогенетический закон – закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

Биологический возраст — соответствие индивида определенному моменту жизни.

Близость (в понимании Э. Эриксона) — способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.

Витальные потребности — жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования, и выступающее источником его активности.

Возраст – категория психологии развития, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека (эпохи, ступени, периоды, фазы, стадии). Понятие возраста является выводным из конкретной теории развития и принципа его периодизации. Представление о возрасте в психологии имеет культурно-историческую обусловленность – возрастные интервалы и их содержание зависят от условий жизни человека, они различны для разных культур и обществ.

Возрастная психология – отрасль научной психологии, изучающая закономерности и динамику психического развития человека в пределах его индивидуальной жизни.

Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.

Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.

Гендерные роли — существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.

Гендерные схемы — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Генетический фактор — влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов.

Генитальная стадия — четвертая стадия психосексуального развития (приходится на подростковый период и всю последующую взрослую жизнь человека), в течение которой формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения.

Генитальный характер — это символ идеального психического здоровья. Это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек, вносящий свой вклад в общество благодаря продуктивной деятельности.

Генетическая психология – направление в психологии, изучающее происхождение и развитие психических функций человека (мышления, эмоций, восприятия т др.) в онтогенезе. Наиболее видные представители генетической психологии П.П. Блонский, А. Валлон, Р. Заззо, Ж. Пиаже.

Гетерохронность - разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Госпитализм (франц. hospital - больница) - синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

Групповые эксперименты – две или более группы участников помещаются в условия, отличающиеся друг от друга хотя бы одной независимой переменной. Если поведение испытуемых в сравниваемых группах отличается (что оценивается при помощи одной или более зависимых переменных), исследователи делают вывод, что различие было вызвано независимой переменной (переменными).

Гуманистическая психология – психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту

Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.

Детство – понятие культурантропологии и педагогики, обозначающее определенный и исторически изменчивый период жизни человека, существенными моментами которого являются освобождение детей от непосредственного участия в производительном труде взрослых и наличие специально конструируемых программ образования и развития.

Деятельность – фундаментальный способ общественного бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.

Деятельность ведущая – одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии развития ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для достижения целей развития. Понятие введено А.Н. Леонтьевым.

Деятельность игровая – ведущая деятельность в дошкольном детстве, существенными моментами которой являются воспроизведение деятельности и взаимоотношений взрослых в специально создаваемых (воображаемых) условиях. В игровой деятельности происходит развитие символических форм сознания, усвоение смысла и назначения социальных функций взрослых.

Деятельность трудовая – основная форма общественной жизни взрослого человека, связанная с созданием материальных и духовных ценностей.

Деятельность учебная – ведущая деятельность в школьные годы жизни человека. Основным содержанием учебной деятельности являются всеобщие способы мышления и теоретические формы сознания (научное, художественное, нравственное, правовое, религиозное). Цель учебной деятельности – обретение средств саморазвития. Наибольший вклад в создание теории учебной деятельности внесли В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин.

Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения.

Жизненный сценарий — постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Зона ближайшего развития – масштаб и уровень трудности задач, решаемых ребенком только в сотрудничестве со взрослым. Понятие введено Л.С. Выготским в рамках решения проблемы соотношения обучения и развития.

Защитные механизмы — физиологические и психологические способы саморегуляции, снимающие избыточное психическое напряжение, защищающие человека от неприятных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности.

Идеальная форма – понятие возрастной психологии, обозначающее инструментальный смысл культурных образцов, эталонов, идеалов, выработанных совокупным опытом человечества и содержащих в готовом виде формы мышления, деятельности, общения. Освоение индивидом идеальных форм приводит к становлению высших психических функций. Понятие введено Л.С. Выготским.

Идентификация – уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.

Индивидуальные эксперименты – один участник на определенное время помещается в условия непредвиденных обстоятельств, которые, по мнению исследователей, должны вызвать изменение его поведения.

Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности; проявляется в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании.

Историзм – объяснительный принцип в психологии развития, определяющий необходимость рассмотрения субъективной реальности человека в контексте возникновения, становления, преобразования, функционирования и угасания его фундаментальных способностей быть человеком.

Игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Идентичность (лат. identicus - тождественный, одинаковый) - эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Интеллект - это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека.

Интериоризация (лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.

Корреляция – статистический анализ, используемый для определения степени совместного изменения (увеличения или уменьшения) значений двух переменных.

Кризис – резкий, крутой перелом в течение какого-либо процесса, меняющий его форму, направление, механизм реализации.

Кризис возрастной – относительно непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями в сложившемся ходе развития; знаменует собой распад ставшей системы связей и отношений человека с другими людьми и складывание новой основы для новой формы жизнедеятельности; представляет собой закономерный момент в общем психическом развитии человека. В понятийный строй возрастной психологии введено П.П. Блонским.

Кризис индивидуальной жизни – остановка и кардинальное переосмысление текущей жизнедеятельности; переоценка ценностей и переопределение целей, ориентиров и способов бытия в сложившемся образе жизни; всегда имеет экстраординарный – личный характер.

Кризис трехлетнего возраста — этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кординальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кризиса трех лет заключается в осознании своей самости, зарождении самосознания, появлении чувства «Я» как системного новообразования.

Культурно-историческая концепция – теория психического развития человека, разработанная Л.С. Выготским; ее основу составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм психического в культурные (высшие) психические функции. Основным механизмом формирования культурных форм психики человека является интериоризация.

Кросскультурный метод (англ. cross - перекрестный) — исследования однородных психических явлений, проводимые среди представителей различных культур (этнических групп) с целью установления влияния культуры на эти явления.

Кумулятивность развития - накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Латентный период (по 3. Фрейду) - внутри четырех стадий психосексуального развития 3. Фрейд выделял так называемый латентный период, приходящийся на младший школьный возраст, на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.

Либидо (лат. libido — желание, влечение) - психическая энергия, лежащая в основе основных влечений человека (сексуальных и влечения к жизни).

Личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей, в пространстве культуры и времени истории; способ бытия человека в мире.

Лонгитюдное исследование - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.

Лонгитюдный метод - методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых.

Метод возрастных срезов - методология проведения экспериментального исследования динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени, построенная на одномоментном обследовании лиц, принадлежащих к различным возрастным группам.

Метод поперечных срезов - методология проведения экспериментального исследования динамики психологических, физиологических и др. характеристик людей, как правило, занимающихся одной и той же деятельностью, на основе обследования несвязанных между собой групп людей, находящихся на различных временных отрезках деятельности.

Методы исследования развития - изменения в развитии можно оценить при помощи лонгитюда, метода поперечных срезов или когортно-последовательного (комбинированного) метода. Первые два обладают как сильными, так и слабыми сторонами; последний – объединяет первые два в попытке избавиться от их недостатков наглядно-действенное мышление — особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Неравномерность - неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма. Это временная дистанция длиной в человеческую жизнь: она начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.

Операция — в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.

Опрос – используя опросники или интервью, исследователи задают объективные вопросы о прошлых и настоящих установках и поведении испытуемых.

Педология – комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Полевое наблюдение – исследователи проникают в повседневные условия и производят систематическое наблюдение и запись поведения, занимая максимально пассивную, не включенную позицию.

Присвоение – категория марксистской возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человечества. Механизм присвоения уже существующего опыта не объясняет процессов порождения беспрецедентного опыта, элиминирует момент творчества в развитии человеческой субъективности.

Предметная деятельность - это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.

Предметные действия (схема действия) — в концепции Ж. Пиаже это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т. п. Предметное действие - «это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах» (Л. Ф. Обухова). На основе действий формируются новые умственные структуры.

Представление о сохранении - в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них. Вследствие этого детские представления, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие - легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды).

Психосоциальное развитие - развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения).

Психология развития - изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

Психологическое тестирование – индивид получает набор вопросов и проблем, предназначенных для оценки его интеллектуальных или личностных черт.

Развитие – универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры.

Развитие возрастное – необратимое, направленное и закономерное изменение человека во времени его жизни, фиксирующее нормативно определенные, общие для отдельных индивидов этапы и особенности становления физических, психических, социальных свойств и качеств.

Развитие индивидуальное – неповторимый путь становления человека как культурно-исторического субъекта, как универсального существа; проявляется в следовании человека уникальным индивидуально-личностным нормам само-бытия в мире.

Развитие и обучение – центральная проблема возрастной и педагогической психологии, фиксирующая реальность взаимодействий и спонтанных органических изменений в становлении психологических структур и способностей человека.

Развитие социальное – процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.

Развитие физическое – закономерное изменение во времени телесных свойств и качеств человека, связанное с созреванием и преобразованием структур и систем его организма.

Развития движущие силы – понятие, отвечающее на вопрос, как происходит (осуществляется) процесс развития; включает в себя определения его источников, противоречий и механизмов.

Развития механизмы – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития. В психологической антропологии основными механизмами развития субъективности являются подражание как следование формам поведения другого (ее «удвоение») и рефлексия как механизм «раздвоения» – осознания и фиксации данной формы поведения в качестве своей собственной.

Развития новообразования – понятие, обозначающее принципиально новое в психическом развитии, появляющееся на определенном его этапе. Введено Л.С. Выготским в качестве критерия разделения онтогенеза на отдельные стадии и периоды.

Развития периодизация – закономерная смена форм событийной общности людей, нормативно определяющая содержание и границы отдельных ступеней, периодов и стадий развития субъективной реальности и саморазвития человека в онтегенезе.

Развития психология – отрасль психологии, изучающая закономерности становления субъективной реальности в онтогенезе.

Рефлексия – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности; различают – полагающую, сравнивающую, определяющую, синтезирующую и транцендирующую рефлексию.

Сенситивность возрастная - оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.

Сенситивный период - оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов и свойств.

Сознание – интегративный способ бытия человека, проявляющийся в его способности осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования; существует в форме бессознательного, наличного сознания, самосознания и рефлексивного сознания разного уровня.

Сенсомоторный интеллект - в концепции Ж. Пиаже первая стадия в развитии интеллекта от рождения до 2 лет. Мыслительные операции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими действиями и в ходе последующего развития интериоризируются, что ведет к возникновению собственно мыслительных операций.

Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Стадия конкретных операций - одна из стадий развития мышления у детей, предложенная Ж. Пиаже. Ее главная особенность заключается в том, что в это время умственные операции становятся обратимыми.

Субъект – человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.

Субъективность – базовая категория психологии человека, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности, находит свое высшее выражение в рефлексии.

Субъектность – социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость – субъектность есть очевидная и конкретно данная форма само-действия человека.

Сюжетно-ролевая игра (у детей) — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Труд - фундаментальный вид деятельности человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Филогенез - процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Эгоцентризм мышления - это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.

Эмоциональная депривация (лат. deprivatio - лишение) - продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Москва: Из-во Академический проект, 2000.

2. Ермолаева Марина Валерьевна / Психология развития. Учеб.пособие для студ. вузов. – Москва: Из-во Москов.социал. ин-та, 2006.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 624 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007.

5. Возрастная психология: Феноменология развития : учеб. пособие для вузов /Сост. В.С. Мухина, .- 11-е изд., - стер. - Москва: Академия, 2007.

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: логические схемы. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.

7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

(Система дистанционного обучения ТИ (ф) СВФУ: http: moodle.nfygu.ru)

К разделу 1

1. Аснин В.А. «Надежность психического эксперимента»

2. Басов М.Я. «Организация наблюдения»

3. Исследование умственного развития в педологии. Метод Бине Симона

4. Гальперин П.Я. «Метод срезов»

К разделу 2

1. Рубинштейн С.Л. «Биогенетическая проблема»

2. Выготский Л.С. «Проблема развития ребенка в исследованиях А. Гезелла»

К разделу 3.

1. Л.И. Божович «Значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского»

2. Э. Эриксон «Восемь возрастов человека»

3. Л.С. Обухова «Психологический анализ некоторых феноменов Ж. Пиаже»

4. Выготский Л.С. «Проблема развития в структурной психологии»

5. Выготский Л.С. «Проблема культурного развития ребенка»

К разделу 4.

1. Запорожец А.В. «Основные проблемы онтогенеза психики»

2. Выготский Л.С. «Проблема возрастной периодизации детского развития»

3. Леонтьев А.Н. «К теории развития психики ребенка»

4. Гальперин П.Я. «К вопросу об инстинктах человека»

5. Выготский Л.С. «Лекции по педологии»

6. Фельдштейн Д.B. «Стадиальные характеристики социализации-индивидуализации и уровни становления личности»

7. Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты исследований выдающихся отечественных психологов XX века

ФИО Результаты научных исследований Основные публикации
Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905) Заложил фундамент к изучению психики детей. Доказал рефлекторную природу психического. Основываясь на генетическом подходе изучения психики ребенка, разработал вопрос о развитии самосознания ребенка. Показал особенности развития чувствительности и движений детей. «Рефлексы головного мозга»
Выготский Лев Семенович (1896 – 1934) Разработал следующие вопросы 1. Периодизации и динамики развития ребенка. 2. Соотношение обучения и развития. 3. Развитие житейских и научных понятий. 4. Развитие речи и мышление и др. Основа взглядов: «Концепция культурно-исторического развития». «Особенностью развития психики является создание особых средств – знаков». Такими знаками, как своеобразным психическим орудием является язык. «Проблемы психического развития ребенка», «История развития ВПФ», «Мышление и речь», «Этюды по истории поведения», «Собрание сочинений в 6-ти томах».
Блонский Павел Петрович (1884 – 1941) Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка. Придавал важное значение умственной активности и творческим силам детей. Он анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения. «Педология», «Очерки детской способности», «Память и мышление», «Развитие и мышление школьников»
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 – 1960) Разработал деятельностный подход в психологии и педагогике: человек и его психика формируется и проявляется изначально в практической деятельности и потому психика должна изучаться через проявления в основных видах деятельности. Деятельность определяется своим объектом не прямо, а опосредованно через внутренние специфические закономерности. При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внутренние воздействия. «Основы общей психологии», «Бытие и сознание».
Лурия Александр Романович (1902 – 1977) Вместе с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым разрабатывал культурно-историческую теорию человеческой психики. Особое внимание уделял проблеме социальной обусловленности мышления. Главные теоретические и экспериментальные исследования А.Р. Лурия посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций. «Этюды по истории поведения», «Об историческом развитии познавательных процессов», «Основы нейропсихологии».
Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979) Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и разработал общепсихологическую теорию деятельности. Провел анализ развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающие механизмы происхождения сознания и его роль в регуляции деятельности человека. Структуру деятельности соотнес со структурной мотивационной сферы, изучал широкий круг психических явлений. Концепция деятельности А.Н. Леонтьева стимулировала рост исследований в различных отраслях общей психологии, в том числе и возрастной. «Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность».
Гальперин Петр Яковлевич (1902 – 1988) Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности. В связи с этим выявил особенности освоения ребенком общественного опыта. Изучал проблемы соотношения обучения и умственного развития и формирование творческого мышления. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка. «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий», «Введение в психологию».
Запорожец Александр Владимирович (1905 – 1981) Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности онтогенетическом аспекте. Раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была разработана система сенсорного воспитания. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, он выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. В последние годы разрабатывал теорию эмоций, как особого звена смысловой регуляции деятельности. «Развитие произвольных движений»
Щелованов Николай Матвеевич (1892 – 1964) Изучал основные проблемы: 1) первенство развития слуха и зрения ребенка; 2) развитие ребенка до 3-х лет; 3) возникновение госпитализма в результате дефицита общения ребенка со взрослыми. «Воспитание ребенка раннего возраста», «Физиология высшей нервной деятельности»
Божович Лидия Ильинична (1908 – 1981) Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к мотивам учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Изучала аффекты неадекватности, анализируя конфликты детей. Исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, а также пути формирования устойчивости личности. Л.И. Божович, вслед за Л.С. Выготским выстраивала линию возрастного развития кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. «Личность и ее формирование в детском возрасте».
Менчинская Нина Александровна (1905 – 1984) Изучала закономерности усвоения знаний учащимися. Обосновала эффективные приемы работы над учебным материалом. Разрабатывала проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе. «Очерки психологии обучения арифметике»
Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) Выдвинул концепцию периодизации развития детей, основанную на понятии «Ведущей деятельности». Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слов. С позиции культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявил ее роль в процессе развития ребенка. Разрабатывал теорию развивающего обучения учащихся начальной школы. «Детская психология», «Психология игры», «Психология обучения младшего школьника»
Давыдов Василий Васильевич (1904 – 1984) Изучал возрастную периодизацию, психологию детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Соотношение обучения и развития. Исследовал развитие личности ребенка, формирование мышления, речи, овладение им учебной деятельности. Совместно с Д.Б. Элькониным разрабатывал теорию обучения на основе общепсихологической теории деятельности. «Детская психология», «Виды обобщений в обучении», «Теория развивающего обучения», «Психическое развитие в детских возрастах»
Петровский Артур Владимирович (1924 – 2006) Личность рассматривает через группу через социум. Потребности в персонификации являются отправным пунктом анализа развития. Он выделяет 3 основных процесса, определяющие ход развития: 1) адаптацию; 2) индивидуализацию; 3) интеграцию; В периодизации возрастного развития выделяет эпохи детства, отрочества и юности. «Психология развивающейся личности», «Личность. Деятельность. Коллектив» «Психологическая теория коллектива».
Фельдштейн Давид Иосифович (р. 1929.) Изучает проблемы онтогенеза психического и личностного развития ребенка, подростка. Предложил возрастную периодизацию психического развития. Исследует общественно полезную деятельность подростков. Закономерности личностного, профессионального самоопределения подростков и юношества. «Трудный подросток», «Проблемы возрастной и педагогической психологии», «Психология становления личности».
Лисина Майя Ивановна (1929 - 1980) На основе общепсихологической теории деятельности рассматривает общение как коммуникативную деятельность. Потребность в общении считает самостоятельной и отличительной от всех других видов потребностей. В качестве мотивов деятельности общения выступает партнер по общению. В периодизации развития общения выделяет следующие формы: 1) Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (0-6 мес.); 2) Ситуативно-деловое общение (6 мес.-1год); 3) Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет); 4) Внеситуативно-личностное общение (6-7 лет). «Проблемы онтогенеза общения»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов (Г. А. Цукерман)

Характеристики ведущей деятельности Непосредственно-эмоциональное общение Предметно-манипулятивная деятельность Игровая деятельность Учебная деяельность
  Содержание Другой человек и я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки. Способы употребления человеческих орудий и знаков. Социальные нормы и смыслы человеческих отношений. Общие способы решения классов задач.
  Способ взаимодействия Симбиотическое слияние Буквальная имитация, действие по образцу Условная воображаемая, символическая имитация Поиск общего для партнеров способа действий в отсутствии образца
  Характер инициативного приглашения партнера к сотрудничеству Выражения доброжелательности (преимущественно невербальные) «Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается…» - просьба образца, контроля, оценки. «Давай как будто… Ты будешь… А я буду…» - чередование игры и межигровых коммуникаций о способах взаимодействия. «Я смогу решить эту задачу, если…» - гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообщать.
  Чего ребенок ожидает от взрослого партнера   Присутствие сопереживание, поддержка, принятие, оценка   Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка. Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договоренности. Помощь в проверке высказанных ребенком гипотез, указание на противоречия.
Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности. Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру.   Речь, предметные действия. Воображение, символическая функция. Рефлексия.
Новообразования, возникающие при освоение формы ведущей деятельности. Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне   Способность к имитации. Способность к согласованным действиям с учетом игровой роли партнера. Способность (умение) учиться.
  При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдается.   Доверие себе и другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия.   Способность обучаться по образцам и инструкциям. Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками Знание границ своих возможностей и способность их преодолевать ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов.
  При недоразвитии возрастных новообразований наблюдается.   Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы, заниженная самооценка. Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность. Бедная фантазия трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм. Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления.
При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдается. Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение. Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов. Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании. Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательская пристрастность.
  Вклад возраста в учебную деятельность. Доверие к учителю, потребность в установлении отношений с ним, вера в свои силы, открытость новому пути. Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять его инструкции и правила. Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии.   Юношеское умение учиться самостоятельно.

Наши рекомендации