Интеллект как ментальное самоуправление
Р Стернберг определял интеллект как форму ментального самоуправления и предложил «триархическую теорию интеллекта», состоящую из трех взаимосвязанных субтеорий.
Субтеория компонентов рассматривает внутреннюю деятельность ментального самоуправления как некоторую систему элементарных информационных процессов (компонентов), отвечающих за текущую переработку информации в ходе ее получения, преобразования, хранения и использования. К ним относятся:
Ø метакомпоненты - процессы регуляции интеллектуальной деятельности, предполагающие планирование, прослеживание хода решения, выбор формы презентации задачи, сознательное распределение внимания, организацию обратной связи и т.д.;
Ø компоненты исполнения - процессы преобразования информации и процессы формирования ответной реакции (связывание, дополнение, сравнение, селекция, группирование, иерархизация, кодирование и т.д.);
Ø компоненты усвоения и использования знаний (процессы приобретения знаний, начиная с подражания и заканчивая инсайтом, оперативность применения в нужный момент и т.д.).
Субтеория контекста описывает функции интеллекта в его отношении к естественной среде: адаптацию к требованиям реальной ситуации, выстраивание избирательного отношения к происходящему, структурирование окружения (придание ему формы). Учет внешнего контекста, в котором проявляет себя интеллект, позволяет говорить о роли социо-культурных стандартов в оценке интеллектуального поведения, доминирующих целей деятельности, невербальной культурной информации как основы социального и практического интеллекта и т.п.
Субтеория опыта описывает возможности интеллекта на шкале «новизна-стереотипность». Выделяются два вида способностей субъекта: способность справляться с новой ситуацией и способность действовать быстро, без усилий на основе автоматизированных когнитивных навыков в стандартных, повторяющихся ситуациях.
Создавая свою теорию, Р Стернберг пошел по пути объединения уже существующих направлений исследования интеллекта - информационного (субтеория компонентов), социо-культурного и генетического (субтеория контекста), образовательного (субтеория опыта), - сосредоточив внимание на таких критериях интеллектуального развития, как сформированность базовых когнитивных процессов, адаптированность к требованиям среды и обученность
Каждое направление (в виде экспериментального исследования, учения либо теории) открывает новый ракурс проблемы природы человеческого интеллекта, поэтому все они интересны не столько своими фактами, формулировками и основаниями (их-то как раз можно принимать либо отвергать в зависимости от склада вашего ума и темперамента), сколько вопросами, которые при этом возникают.
Глоссарий:
<div class="imgdesc">Социо-культурный подход трактует интеллект как результат процесса социализации и влияния культуры
Генетический подход рассматривает интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в условиях взаимодействия с миром
Процессуально - деятельностный подход изучает интеллект как особую форму человеческой деятельности
Образовательный подходтрактует интеллект как продукт целенаправленного обучения
Информационный подход исследует интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации
Феноменологический подход рассматривает интеллект как особую форму содержания сознания
Функционально-уровневый подход изучает интеллект как систему разноуровневых познавательных процессов
Регуляционный подход рассматривает интеллект как фактор саморегуляции психической активности
Презентация
Слайд 1. Трактовки интеллекта
Слайд 2 Теория Р.Стернберга
С